Рефераты. Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

смотреть на рефераты похожие на "Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова"

ГГПИ

Кафедра философии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова

Студентки 531 группы Касимовой И.В.

Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.

Научный руководитель:

Кандидат философских наук, доцент

Гуляев А.А.

Глазов, 2000.

Содержание:

Введение. 3


Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5

§1. Понятие мировоззрения. 5
§2. Молодежь как социальная группа. 7
§3. Понятие о личности и ее особенности. 9
§4. Генезис как процесс. 10
§5. Характеристика социологических методов исследования. 11

Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13

§1. Образовательная система. 15
§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17
§3. Средства массовой информации. 20
§4. Межличностные отношения. 22
§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24
§6. Ценностные ориентиры. 26

Заключение. 28


Список использованной литературы. 31


Приложение 1. 32


Приложение 2. 36

Введение.

Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка – ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним миром ученика.

Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания облегчают в значительной степени выполнение его задачи.

Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.
Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества – займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней, российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.
Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.
Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.

Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям, интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их разнородность.

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.

Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.
Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.

§1. Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.
Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная
(аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.
Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.
Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

§2. Молодежь как социальная группа.

Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.
Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально- психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально- экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.