Рефераты. Основы философского анализа общества

Общественное бытие (в узком понимании) и общественное сознание, гибко взаимодействуя, определяют друг друга конкретно. Общественное сознание создает более или менее конкретные программы (политическая стратегия, научные открытия, философские системы, мировые религии, нормы морали и т.д.), способные управлять деятельностью общества и в некоторой степени определять ход общественного бытия. То, что делают люди и как они это делают, зависит от их сознания - от их целей, интересов, убеждений, знаний, нравственных качеств. Только то воплощается в практику, что «вошло в сознание», стало психологией, поведенческой нормой людей. Однако без верного отражения, детерминируемого объективной реальностью, нет и эффективных программ, а без объективных условий нет успешного внедрения этих программ, т.е. проявляется детерминация со стороны бытия. Но и без творчества, без духовной активности самые лучшие знания остаются неиспользованными, т.е. действует также и детерминация со стороны сознания.

К условиям существования социальной системы относятся не только экономические, политические и иные связи и отношения, но и содержание сознания людей. Так, в средние века зародыши новых экономических отношений возникали под влиянием права, утверждавшего чуждые феодализму моменты, т.е. правовое сознание регулировало общественное бытие. Переход от средневековья к Новому времени произошел во многом благодаря тому, что сознание значительной части людей освобождалось от всевластия бога, индивиды признали себя самих самодостаточными творцами собственной жизни. Господство капитала стало устойчивым, когда сформировались не только буржуазные обстоятельства жизни и труда, но и когда последние стали восприниматься в сознании как естественные, органические, а межчеловеческие отношения стали оцениваться как ориентированные на пользу и успех.

Общественное сознание не только подчинено внешним детерминантам, но имеет и внутреннюю логику своего развития, связанную с преемственностью идей. Влияние идей на население зависит:

а) от широты охвата ими людей;

б) от характера идей, их соответствия интересам масс;

в) от зрелости социума, подготовленности исторической почвы для восприятия идей и реализации в деятельности масс.

Бытие задает содержание сознания и условия для его реализации. Сознание по-разному реализует возможности бытия: осуществляет определенный выбор из имеющихся вариантов; может совершать творческие прорывы, предвидя и проектируя возможности иного, еще не существующего бытия. В ходе развития истории соотношение общественного бытия и общественного сознания не является застывшим. Современная ориентация на наукоемкие виды производства, на формирование продуктивного мышления и на более полную реализацию человеческого фактора есть не что иное, как возрастание влияния духовного момента в развитии социума. Зависимость между объективным и субъективным, материальным и духовным в общественной жизни становится более сложной, тесной и гармоничной.

1.2.3 Культурно-деятелъностные концепции общества

Формирование культурно-исторической концепции социума было связано с осознанием различий природной и социальной реальностей. Культура в данной исследовательской программе занимает центральное место. Если натуралистическая концепция опиралась на естественные науки, то культуроцентристская - на историю, антропологию, психологию, этнологию, науки об искусстве и др. В культурно-исторической программе общество исследуется как реальность, в которой воплощены моральные, эстетические и духовные ценности, культурные смыслы и образцы, определяющие ход всемирной истории и деятельность отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.). При объяснении социальной реальности учитывается символический характер социальных взаимодействий (П. Сорокин).

Теоретические и методологические основания программы социальной реальности как феномена символической интеракции заложил американец Герберт Мид (1863 - 1931). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, если они соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Общность значений задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание. Значения могут изменяться в ходе интерпретации участниками социальной ситуации. Человек как субъект способен становиться и объектом для самого себя. Взаимодействие «я-объекта» и «я-субъекта» опосредуется образом «обобщенных других» вплоть до представлений о социуме в целом. Многомерное поведение человека Мид представил в виде «ролей», которые человек играет в обществе.

Структурно-функциональная теория основой функционирования социума считает социальное действие. Оно, по Максу Веберу (1864 - 1920), предполагает: а) субъективную мотивацию; б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Вебер выделил четыре типа социального действия:

1) аффективное, не всегда осмысленное, направленное к удовлетворению страстей;

2) традиционное (определяемое привычкой) - подражание образцам поведения, закрепленных в традициях;

3) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которых вырабатываются программы действий);

4) целерациональное (цели и средства их достижения избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех). При переходе от одного действия к последующим нарастает рациональность. При этом действия всех типов сплетаются друг с другом, рациональное дополняется иррациональным.

Вебер ввел в социологию понятие идеальных типов, т.е. мысленного конструкта, с помощью которого можно организовать эмпирический материал в определенную систему. В представлении Вебера идеальные типы выступают лишь как субъективные модели. Вебер социальным считал такое действие индивида, которое имеет для него субъективный смысл в плане разрешения жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентировано на ответные поступки. В системе взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов Вебер особое внимание обратил на роль религиозного сознания. Протестантские идеи ценности труда как божественного установления, труда как морального долга служения Богу, по Веберу, стимулировали типы поведения, характерные для хозяйственных и бытовых отношений.

В марксизме способ материального производства определяет остальные сферы общества, а согласно М. Веберу, тот или иной способ существования социума воспроизводится и укореняется в зависимости от базисных ценностей культуры. Оба эти подхода, дополняя друг друга, создают необходимую полноту описания общества. «Рассмотрение общества как целостной, исторически развивающейся системы, в которой культурно-исторические коды выполняют роль программ, определяющих тип воспроизводства и функционирования системы, вполне согласуется с исходной установкой марксизма - анализировать общественную жизнь как объективный, естественноисторический процесс». Если Маркс акцентировал внимание на технико-технологическое и экономическое развитие, то Вебер — на роль духовных оснований социальной жизни, на ее базисных ценностях.

Социальная система, полагал Толкотт Парсонс (1902 - 1979), включает в себя три подсистемы:

1) личностную (действующие актеры);

2) культуру (ценности, обеспечивающие преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей);

3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.

Социальная система, в которой разворачиваются действия, считал Парсонс, должна приспосабливаться к окружающему миру, достигать поставленных целей, поддерживать собственную целостность, воспроизводить себя, снимать конфликты и напряжения. Для выполнения этих функций создаются соответствующие подсистемы: экономика, выполняющая задачу адаптации, политика, играющая роль достижения целей, право, осуществляющее функцию интеграции, семья и система веры, образования, морали (функция воспроизводства). Для осуществления действия важны язык, ценности, социальные нормы, символы и т.д.

Р.К. Мертон ввел в социологию понятие дисфункции, означающее представление о поведенческих реакциях, нормах и ценностях, которые не способствуют выживанию и адаптации системы. Философ создал теорию отклоняющегося поведения - особого нравственно-психологического состояния индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением «моральных ценностей», появлением «вакуума идеалов». Причину отклоняющегося поведения Мертон усматривает в противоречии между нормами - целями культуры и существующими социальными институтами, предоставляющими средства достижения этих целей. Выделены несколько типов поведенческих реакций, возникающих вследствие такого противоречия: «конформизм», «инновация», «ритуализм», «мятеж».

В концепции коммуникативного действия (Э. Дюрк- гейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и др.), близкой теории социального действия, человеческий субъективный фактор, качества отдельных индивидов, их сознание выступают как инструмент, при помощи которого реальности обрабатываются. Процессы социального взаимодействия детерминируются характером и уровнем знаний о реальности, развитием коммуникативных возможностей, определяющих выбор мест приложения усилий во имя реализации ценностных интересов индивидов и групп. Поэтому эффективность развития социума определяется, прежде всего, включением все большего числа индивидов в разряд активных субъектов социального Действия, глобализацией действий и их последствий, всесторонней интеллектуализацией социальных процессов, повышением инструментальности знаний, антропоморфизацией социальных процессов, признанием прав и свобод личности в качестве целерационального фактора общественной самоорганизации. На этом фоне осуществляются прогресс в экономике, ее либерализация при усилении конкуренции, демократизация социально-властных структур, обеспечивается гарантия прав и жизненных стандартов личности, в конечном счете - целерациональная оптимизация общественных структур. Хабермас полагает, что необходим переход от научно-технологической субъект-объектной рациональности, где другой используется в качестве средства, к коммуникативной субъект- субъектной рациональности, предполагающей принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Подчеркивание самодостаточности человека находится в русле гуманистической традиции и в этом смысле оправданно. Вместе с тем, по нашему мнению, не следует противопоставлять одно другому, ибо субъект-объектные и субъект- субъектные отношения в совокупности составляют единую практику.

Первоначально слитное общество, согласно теории коммуникативного действия и современной диалектико-материалистической концепции, по мере своего усложнения превращается в дифференцированное, где формируются относительно самостоятельные и вместе с тем взаимосвязанные, дополняющие друг друга структуры: жизнеобеспечивающая (экономика), статусно-дифференцирующая (социальная структура), властно-регулирующая (политика) и духовно-интегрирующая (духовная жизнь). В систему компонентов общества, обеспечивающих ее социокультурную трансформацию, подключаются индустриализация производства, становление рыночной системы, рационализация организационных структур управления, утверждение норм гражданского общества, возникновение политических партий, профсоюзов и других форм массовой самоорганизации граждан. В социокультурной модернизации мировоззренческие установки, жизненные смыслы выступают как программы обновления разнообразных видов деятельности, воспроизводства социальной жизни. Еще В.И. Ленин писал, что все противоречия общества проходят через головы людей. Сейчас, помимо представления о философии как науки о всеобщих законах мироздания, общества и познания, все больше утверждается позиция, согласно которой философия представляет собой анализ мировоззренческих или культурных универсалий, а также выработку новых теоретических смыслов, задающих многообразие возможных миров для науки и культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.