Рефераты. Основы философского анализа общества

Основы философского анализа общества

Основы философского анализа общества

Содержание

1. Основы философского анализа общества

1.1 Генезис и развитие социально-философского знания

1.2 Основные исследовательские программы в обществознании

1.2.1 Смысл натуралистической, социопсихологической и идеалистической концепций общества

1.2.2 Сущность диалектико-материалистической концепции общества

1.2.3 Культурно-деятелъностные концепции общества

1.2.4 Сущность диалектико-материалистической концепции общества

1.3 Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие

1.4 Историческая необходимость и свобода личности. Роль народа и личности в истории

Список использованных источников

 конфликт насилие личность

1. Основы философского анализа общества

1.1 Генезис и развитие социально-философского знания

Первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество (от лат. «социо» - соединить, затевать совместный труд). Сократ обратился к поиску регуляторов социального единения людей в деятельности. Аристотель называл человека «политическим животным», имея в виду, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Рассматривая общество как государство с его отношениями «господства - подчинения», Аристотель выделил собственно социальную связь, возникающую между независимыми индивидами как гражданами, реализующими свои естественные права.

Для средневековья характерны теологические концепции общественного развития (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

В Новое время Д. Вико выдвинул принцип историзма в объяснении человеческого мира, отличал социальное бытие от природного. Он приблизился к пониманию взаимосвязи общественного бытия и сознания. Это вытекает из принципа совпадения истинного и содеянного: мы можем знать только то, что сами делаем. Истина и факт (порядок идей и порядок вещей) у Вико оказались обратимыми. Если мир природы, сотворенной Богом, может быть познан только им, то мир «гражданственности», созданный людьми, может быть доступен для них. Однако в целом исторический процесс Вико трактовал провиденциально.

Философы пытались выявить движущие силы общественных изменений в самых различных факторах: корыстных интересах и ненасытных желаниях человеческой природы; воздействии географической среды; совершенствовании знаний. Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гассенди, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и другие развивали теорию общественного договора. Возникновение государства объяснялось соглашением людей перейти от естественного состояния (при наличии полной свободы и отсутствии защищенности) к гражданскому, где государство призвано защищать право каждого на личную жизнь и собственность. Впрочем, Руссо частную собственность считал состоянием вражды и угнетения и утверждал идею законности социальных революций для восстановления равенства индивидов.

Общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Августин создал философию истории божественного государства. Лейбниц и немецкие идеалисты считали господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривали как вплетенного в события истории. Сам этот термин впервые употребил Вольтер (XVIII в.), который имел в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры. Большой вклад в разработку историософских вопросов внес Гердер (в труде «Идеи о философии истории человечества»). Он учитывал, наряду с общими тенденциями развития, своеобразие национальных культур и исторических эпох в широкой панораме мировой истории.

Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, - состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира. Эта цель в философии истории Канта аналогична непознаваемой вещи в себе: предел, которого никогда нельзя достичь. Человек для Гегеля - средство благоденствия целого, т.е. государства. Преследуя собственные интересы как побудительные мотивы деятельности, люди действенно воплощают интересы общества. Гегель осознавал неадекватное совпадение целей и результатов деятельности, что выражается в «хитрости» духа. Развивая диалектический метод, Гегель устранял предшествующие упрощенные концепции линейного прогресса, выдвинул мысль о необходимости выделения при исследовании социума объективных законов, полагал, что идеи прошлого способны активно воздействовать на будущее, перерабатываясь в соответствии с требованиями современности. О. Конт изложил концепцию социологии как учения о законах связи и развития общественных явлений, представил общество как целостный организм со своей качественной определенностью и отличный от составляющих его индивидов, показал значение духовности (общих идей, морали), скрепляющей различные элементы общественного организма. Идеальное общество он представил по формуле: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Диалектико-материалистическую концепцию истории разработал марксизм. В философии истории Н.К. Михайловский приоритет отдавал субъективному моменту, выраженному в признании за каждым человеком способности влиять на исторические события (посредством идеалов и ценностей познающей личности). Английский этнограф Э.Б. Тайлор (1832 - 1917) философию истории понимал как объяснение прошедших и предсказание будущих явлений в жизни человечества на основании общих законов (в монографии «Первобытная культура»). Тайлор утверждал, что в современных обществах сохраняются следы предыдущих стадий развития. Он их называл пережитками и их существование объяснял иррациональными причинами. Тайлор отмечал, что элементы культуры могут распространяться путем заимствования и контактов. Философия истории, считал Н. И. Кареев, играет ту же роль по отношению к истории, какую натурфилософия играет по отношению к природе: она домысливает недостающие связи, исходя из своих представлений о должном, основанных на знании общих законов развития. На социум, полагал философ, следует смотреть глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты. Синтетический подход базируется, считал Л.П. Карсавин, на неразрывной связи между бытием и знанием.

Вызывает интерес схема мировой истории, предложенная К. Ясперсом, где выделены:

1) прометеевская эпоха: возникновение речи, появление орудий труда, использование огня, образование групп и сообществ;

2) эпоха великих культур древности: появление письменности, магической религии, государственности (шумеро-вавилонская, египетская, эгейская, доарийская культура долины Инда, архаический мир Китая);

3) осевая эпоха: формирование человека в его духовной открытости миру (Индия, Китай, Персия, Палестина, Древняя Греция), когда родились мировые религии, философия, проявилась духовная рефлексия;

4) эпоха науки и техники: мир как единая сфера общения.

Логические позитивисты и сторонники аналитической философии состояние науки о социуме стали рассматривать с позиций уяснения связей между высказываниями.

Если классическая философия истории обсуждала проблемы статуса истории как науки и примыкающие к ней темы онтологических вопросов исторического процесса, то современная философия истории (Р.Д. Коллингвуд, А. Данто, X. Уайт, П. Рикер и др.) изучает вопросы вариативности исторического знания, роль интерпретации, воображения, литературно-повествовательного аспекта историографии, идеологического подтекста.

Вступив в новое поле проблем и их осмысления, обществоведение, как и наука в целом, переходит в постнеклассическую стадию. На этом этапе философия отказывается от линейного видения социальной динамики, подчеркивает уникальность каждого события, постулирует отказ от попыток создания единой и исчерпывающей картины социальной реальности.

В социальной философии сложились взаимодополняющие подходы: ценностно-нормативнйй (Платон, Ф. Ницше, П.А. Сорокин и др.), акцентирующий внимание на обоснование желаемых норм общественного устройства и норм достойного существования человека в исторической ситуации и научно-рефлексивный (Сен-Симон, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Спенсер и др.), выясняющий сущность социальной реальности, логику развития общества. В социуме выделились различные измерения: объективно-материальные (А. Смит, К. Маркс и др.), духовные (С.Л. Франк, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.), субъективно-личностные (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.). В истории философии сложились различные концепции общества: теистическая; натуралистическая; социопсихологическая; идеалистическая; теория коммуникативного социального действия; структурно- функциональная; диалектико-материалистическая; культуроцентристская и др. Рассмотрим эти концепции.

1.2 Основные исследовательские программы в обществознании

1.2.1 Смысл натуралистической, социопсихологической и идеалистической концепций общества

Натуралистическая концепция экстраполировала методологические особенности естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук, с помощью которых объяснялось развитие социума. Натуралистическая программа в обществознании выражена в трех основных версиях: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма, социальная жизнь может быть объяснена на основе природной закономерности. Сен-Симон в работе «Труд о всемирном тяготении» полагал, что наши рассуждения о политике могут быть выведены из знаний физики, в частности из закона всемирного тяготения. Ш. Фурье поведение человека объяснял действием закона притяжения по страсти. Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций полагали, что общественная жизнь есть взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы.

Натурализм высшие формы бытия сводит к низшим, человека растворяет в природе, лишает своей качественной определенности, свободной воли. Натуралистический подход к обществу опирается на принцип «от природы к обществу», где подчеркивается особая определяющая роль географических (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников и др.) и космических (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.) факторов.

С позиций этноцентризма в роли ведущего фактора социальных изменений выступают природно-национальные особенности. Так, Лев Николаевич Гумилев (1912 - 1992, основные труды: «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера. История людей и история природы», «Ритмы Евразии») появление этноса объяснял за счет космического энергетического толчка. Этносы скрепляются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Действия этнических полей порождают симпатию, антипатию и безразличие этносов друг к другу. Способность этноса к совершению работы (преобразованию ландшафта, строительству и т.п.) прямо пропорциональна, утверждал Гумилев, уровню «пассионарного» напряжения («пассионарность» - способность и стремление к нарушению агрегатного состояния среды). Ученый стремился понять движение этносов, исходя из единства этногеографического, исторического и биоэнергетического подходов. Вряд ли корректно считать этнос «явлением природы», тем самым умаляя роль специфической ментальности, социокультурных факторов. Однако сама идея космического генезиса человека и общества плодотворна. Наукой XX в. сформулирован антропный принцип, который требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является человек. Тем самым преодолевается разрыв между объектом и субъектом, а мир природы и мир человека сближаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.