Рефераты. Основы философских знаний. Философские проблемы в медицине

34.           СИСТЕМНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.


Одним из важнейших свойств материи является её системная организация. Системность означает, что материя представляет собой иерархически взаимосвязанную совокупность уровней организации, частей и компонентов, то есть систем. Принцип иерархичности, т. е. упорядоченной соподчинённости, указывает на то, что любая материальная система неизбежно входит  в состав системы более высокого порядка и тем самым подчиняется закономерностям иного рода, чем самостоятельно взятая. Это указывает на двойственность бытия любой системы, что и является источником противоречий и развития.

Иерархические уровни материи обладают не только качественной спецификой, проявляющейся в их несводимости друг к другу. Можно выделить уровни организации материи по специфичности свойств пространства, времени и объектов. Это микромир, макромир и мегамир. Микромир – это масштабы субатомного уровня. Его важнейшая характеристика – подчинённость принципу неопределённости и квантово – волновой дуализм, что не позволяет говорить об атомах и элементарных частицах как о маленьких шариках. Макромир – масштабы от молекулы до планеты, привычный нам мир. Мегамир – масштабы от планеты до метагалактики. Это мир релятивных (околосветных) скоростей и энергий, в которых начинают проявляться особые свойства пространства – времени.

В материи можно выделить ряд уровней организации, подчинённых принципу системности. Каждый развивается на основе  предыдущих. Вопрос о причинах усложнения организации материальных систем долгое время оставался открытым. Ведь второе начало термодинамики прямо указывало на неизбежность возрастания беспорядка )энтропии) в системах с течением времени.


35.           САМООРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИИ.


В природе все системы являются открытыми, то есть между ними происходит обмен энергией и веществом ( можно сказать, что прин7цип иерархичности организации материи систем прямо указывает на их открытость). Взаимодействующие открытые системы можно назвать сопряжёнными. Процессы нарастания хаоса в одних системах приводят к тому, что в них формируются потоки вещества и энергии, могущие вызвать процессы упорядочения в сопряжённой системе. Такова природа солнечно – земных связей, когда под воздействием энергии светила протекают как геологические процессы (океанические течения, климат, биосферная зональность, аккумуляция энергии в глинах, подпитывающих разогрев магмы для движения материалов при опускании пород под земную кору), так и сама жизнь в биосфере ( возникновение жизни в результате первоначального органического синтеза из неорганических веществ, пищевые цепи в биосфере). Усложнение организации живого тоже является результатом «утилизации» вещества и энергии в сопряжённых системах. Объяснение процессов самоорганизации материи было заложено работами выдающегося бельгийского учёного И. Р. Пригожина.


36.СТУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.


Исходным из ныне известных уровней является физический вакуум – особое состояние материи, из которого когда – то могла возникнуть Вселенная и которое определяет процессы в микромире.  Материя не исчерпывается нашей Вселенной, которая является лишь наибольшей известной нам на сегодня реальностью. Поэтому нельзя говорить , что Вселенная возникла из «ничего» - она продукт особых форм материи. Следующий уровень – уровень элементарных частиц и физических полей, представляющих неразрывное единство бытия на микроуровне.

Совокупность свойств и взаимодействий, присущих рассмотренному уровню организации материи, проявляется в единстве нового уровня ядерного и следующего за ним атомного. Атомный уровень – это уровень, на котором перестают закономерности микромира. Поэтому данный уровень является переходным к новой форме движения материи – химической. Атомы – это уже типы химических элементов. Возможность устранения их строения и электромагнитное взаимодействие между атомами приводит к образованию нового структурного уровня – молекулярного.

Следующие структурные уровни неживой природы проявляются уже на мегауровне. Огромные массы вещества во Вселенной под действием гравитации образуют тела такой плотности, что между атомами возникают столь малые расстояния, на которых «запускаются» ядерные реакции. Так образуется звёздный уровень организации материи. Гравитация объединяет в е6диные ансамбли звёзды и планеты, образуя звёздно – планетные системы. Гравитация же связывает в единые системы звёздно – планетные системы. Они называются галактики. Наконец, галактики образуют ещё более грандиозные образования – скопления и сверхскопления галактик, образующих так называемую крупномасштабную структуру Вселенной. Видимая часть Вселенной называется метагалактика. Это наибольший из известных уровней организации материи.

Живая материя на элементарном уровне представлена биологическими  макромолекулами. Системно организованные они составляют единое целое живых клеток, которые могут выступать и как самостоятельные микроорганизмы.  Совокупноть структурно и функционально дифференцированных клеток составляют  ткани и органы, несуществующие в функциональной целостности живого организма.

Социальная форма движения материи также реализуется через определённую иерархию структурных уровней, на каждом из которых возникают качественно новые связи (в форме отношений) между элементами системы общества. Основой является индивид, сочетающий в себе единство биологического и социального.


37. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКО _ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.


Важнейшей характеристикой материальных систем является их способность к развитию – необратимым, закономерным, направленным изменениям. Понятие развития прошло долгий путь философского становления, основными трудностями которого было уяснение источника развития (часто он носил идеалистический характер) и отказ в развитии обществу и общественным процессам. Только в марксистской диалектике на материалистической основе было создано всеобъемлющее учение о развитии природных общественных и духовных явлений, которое является универсальным методом изучения реальности. Диалектический взгляд на действительность, заключающийся в понимании сложности, многообразия и противоречивости внутренней природы явлений действительности, явился огромным духовным открытием человечества, обобщившим опыт его восприятия и уяснения бытия. Диалектическое мышление – не врождённая способность и не результат заучивания определённых теоретических положений. Это достижение человеческой культуры, овладение которым требует от человека усилий и целенаправленной работы как и любое другое.

Диалектические связи бытия невозможно уяснить без понимания всеобщей связи явлений. Характер этих всеприсущих связей может быть различным. Однако философское сознание способно зафиксировать их в виде категорий диалектики. В свою очередь, взаимосвязи между категориями осмысливаются в виде законов диалектики. Таким образом,  диалектика представляет собой систему категорий и законов.


38. КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ.


Характерной особенностью категорий диалектики является их парный характер. В этом проявляется противоречивость, полярность сторон целостных явлений и процессов. Категориальный анализ бытия позволяет отразить его сложный, противоречивый, взаимопереходный в сложном характер, ибо категории есть универсальные формы человеческого мышления, выработанные в процессе исторического освоения действительности.

Познание многообразия материи, её классификации требует усилий мышления и начинается с вычленения объекта, вскрытия его свойств и отношений. Этому служит категория качества – специфики данного предмета, его своеобразия, отличия от других предметов. В результате исследования свойств объекта выделяется категория количества – численного значения его свойств (количество – качество – парная категория).

Любой объект представляет собой единство количества и качества, или меру, то есть количественное определение качества. Например, тот или иной цвет спектра есть длина световой волны. Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, мы устанавливаем их различие и тождество (парные категории).

Процесс познания имеет двухступенчатый характер. Внешние стороны объектов постигаются посредством ощущения и восприятия; внутренние  - через отвлечённое мышление. Эти различные ступени познания выражаются через категории внешнего и внутреннего. Между ними существуют взаимосвязи, которые раскрываются в категориях формы и содержания. Категории формы и содержания в их единстве осмысливают через категорию причинности или отношения причины и следствия. Важной категорией является  диалектическое противоречие – взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. О характере взаимосвязи между предметами и явлениями мы судим посредством категорий единичного, особенного и всеобщего. Диалектика единичного и общего была бы неполной без использования таких категорий как необходимость и случайность. Они характеризуют наличие и отсутствие устойчивой причинно – следственной взаимосвязи в явлениях и процессах.

39. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.


Источник саморазвития материального мира раскрывается в основном законе диалектики – законе единства и борьбы противоположностей. Противоположности являются теми ассиметричными элементами любой системы, которые не тождественны друг другу, а, следовательно, и самой системе, взятой в качестве единого целого, вместе с тем обеспечивая её внутреннее единство и возможность выступать в различных взаимосвязях и соотношениях, сохраняя при этом неизменную основу.

Диалектика количественных и качественных изменений находит своё выражение в законе перехода количественных изменений в качественные.

Переход количественных изменений в качественные всегда происходит в виде скачка, когда линейный характер изменения величины параметра приводит к переходу системы в новое качественное состояние.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание означает переход системы в результате развития в свою противоположность. Из данного закона следует спиралевидность характера развития – повторение на качественно новом уровне формы неизменного содержания.

Таким образом, материалистическая диалектика даёт метод познания, адекватный законам объективного мира, которые находят разное конкретное выражение в науках, но имеют общедидактическую природу, определяя направление исследований при поисках закономерностей и установлениях взаимосвязи между явлениями. Например, развитие преломляется в принципе эволюционизма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.