Рефераты. Наука

Нау­ка, как жи­вая сис­те­ма, - это про­из­вод­ст­во не толь­ко идей, но и тво­ря­щих их лю­дей. Внут­ри са­мой сис­те­мы идет не­зри­мая не­пре­рыв­ная ра­бо­та по по­строе­нию умов, спо­соб­ных ре­шать ее на­зре­ваю­щие про­бле­мы. Шко­ла как един­ст­во ис­сле­до­ва­ния, об­ще­ния и обу­че­ния твор­че­ст­ву, яв­ля­ет­ся од­ной из ос­нов­ных форм на­уч­но - со­ци­аль­ных объ­е­ди­не­ний, при­том древ­ней­шей фор­мой, ха­рак­тер­ной для по­зна­ния на всех уров­нях его эво­лю­ции. В от­ли­чие от ор­га­ни­за­ций ти­па на­уч­но - ис­сле­до­ва­тель­ско­го уч­ре­ж­де­ния шко­ла в нау­ке яв­ля­ет­ся не­фор­маль­ным, т. е. не имею­щим юри­ди­че­ско­го ста­ту­са объ­е­ди­не­ни­ем. Ее ор­га­ни­за­ция не пла­ни­ру­ет­ся за­ра­нее и не ре­гу­ли­ру­ет­ся рег­ла­мен­том.

Не вся­кая шко­ла ли­ди­ру­ет в пер­спек­тив­ном на­прав­ле­нии ис­сле­до­ва­ний. Воз­мож­ны си­туа­ции, ко­гда про­грам­ма се­бя ис­чер­па­ла, но шко­ла про­дол­жа­ет ее от­стаи­вать. В этих слу­ча­ях шко­ла объ­ек­тив­но ста­но­вит­ся пре­гра­дой на пу­ти ис­сле­до­ва­ния про­блем, в ко­то­рых она пре­ж­де ус­пеш­но про­дви­га­лась. Од­на­ко и эти слу­чаи ут­ра­ты не­ко­гда жиз­не­спо­соб­ным на­уч­ным кол­лек­ти­вом сво­ей про­дук­тив­но­сти за­слу­жи­ва­ют серь­ез­но­го ана­ли­за, по­сколь­ку они по­зво­ля­ют вы­явить фак­то­ры, от дей­ст­вия ко­то­рых эта про­дук­тив­ность за­ви­се­ла. (По­доб­но то­му, как изу­че­ние па­то­ло­ги­че­ских со­стоя­ний мо­жет про­лить свет на ра­бо­ту здо­ро­во­го ор­га­низ­ма.)

В этом от­но­ше­нии она по­доб­на та­ким не­фор­маль­ным объ­е­ди­не­ни­ям уче­ных, как “не­зри­мые кол­лед­жи”. Этим тер­ми­ном обо­зна­че­на не имею­щая чет­ких гра­ниц сеть лич­ных кон­так­тов ме­ж­ду уче­ны­ми и про­це­дур вза­им­но­го об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей (на­при­мер, так на­зы­вае­мы­ми пре­прин­та­ми, т. е. све­де­ния­ми о еще не опуб­ли­ко­ван­ных ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ний).

“Не­зри­мый кол­ледж” от­но­сит­ся к вто­рич­но­му - экс­тен­сив­но­му - пе­рио­ду рос­та на­уч­но­го зна­ния. Он объ­е­ди­ня­ет уче­ных, ори­ен­ти­ро­ван­ных на ре­ше­ние со­во­куп­но­сти взаи­мо­свя­зан­ных про­блем, по­сле то­го как в не­драх не­боль­шой ком­пакт­ной груп­пы сло­жит­ся про­грам­ма ис­сле­до­ва­ний. В “кол­лед­же” име­ет­ся про­дук­тив­ное “яд­ро”, об­рас­таю­щее мно­же­ст­вом ав­то­ров, ко­то­рые ре­про­ду­ци­ру­ют в сво­их пуб­ли­каци­ях, пре­прин­тах, не­фор­маль­ных уст­ных кон­так­тах и т. д. дей­ст­ви­тель­но но­ва­тор­ские идеи это­го “яд­ра”, обо­лоч­ка во­круг яд­ра мо­жет сколь угод­но разр­ас­тать­ся, ве­дя к ре­про­дук­ции зна­ния, уже во­шед­ше­го в фонд нау­ки.

К со­ци­оп­си­хо­ло­ги­че­ским фак­то­рам на­уч­но­го твор­че­ст­ва от­но­сит­ся оп­по­нент­ный круг уче­но­го. По­ня­тие о нем вве­де­но с це­лью ана­ли­за ком­му­ни­ка­ций уче­но­го под уг­лом зре­ния за­ви­си­мо­сти ди­на­ми­ки его твор­че­ст­ва от кон­фрон­та­ци­он­ных от­но­ше­ний с кол­ле­га­ми. Из эти­мо­ло­гии тер­ми­на “оп­по­нент” яв­ст­ву­ет, что име­ет­ся в ви­ду “тот, кто воз­ра­жа­ет”, кто вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве ос­па­ри­ваю­ще­го чье-ли­бо мне­ние. Речь пой­дет о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях уче­ных, воз­ра­жаю­щих, оп­ро­вер­гаю­щих или ос­па­ри­ваю­щих чьи-ли­бо пред­став­ле­ния, ги­по­те­зы, вы­во­ды. У ка­ж­до­го  ис­сле­до­ва­те­ля  име­ет­ся  “свой”  оп­по­нент­ный  круг.  Его  мо­жет ини­ции­ро­вать уче­ный, ко­гда бро­са­ет вы­зов кол­ле­гам. Но его соз­да­ют и са­ми эти кол­ле­ги, не при­ем­лю­щие идеи уче­но­го, вос­при­ни­маю­щие их как уг­ро­зу сво­им воз­зре­ни­ям (а тем са­мым и сво­ей по­зи­ции в нау­ке) и по­то­му от­стаи­ваю­щие их в фор­ме оп­по­ни­ро­ва­ния.

По­сколь­ку кон­фрон­та­ция и оп­по­ни­ро­ва­ние про­ис­хо­дят в зо­не, ко­то­рую кон­тро­ли­ру­ет на­уч­ное со­об­ще­ст­во, вер­ша­щее суд над свои­ми чле­на­ми, уче­ный вы­ну­ж­ден не толь­ко учи­ты­вать мне­ние и по­зи­цию оп­по­нен­тов с це­лью уяс­нить для са­мо­го се­бя сте­пень на­деж­но­сти сво­их ока­зав­ших­ся под ог­нем кри­ти­ки дан­ных, но и от­ве­чать оп­по­нен­там. По­ле­ми­ка, хо­тя бы и скры­тая, ста­но­вит­ся ка­та­ли­за­то­ром  ра­бо­ты мыс­ли.

Ме­ж­ду тем, по­доб­но то­му как за ка­ж­дым про­дук­том на­уч­но­го тру­да сто­ят не­зри­мые про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в твор­че­ской ла­бо­ра­то­рии уче­но­го, к ним обыч­но от­но­сят по­строе­ние ги­по­тез, дея­тель­ность во­об­ра­же­ния, си­лу аб­ст­рак­ции и т. п., в про­из­вод­ст­ве это­го про­дук­та не­зри­мо уча­ст­ву­ют оп­по­нен­ты, с ко­то­ры­ми он ве­дет скры­тую по­ле­ми­ку. Оче­вид­но, что скры­тая по­ле­ми­ка при­об­ре­та­ет наи­боль­ший на­кал в тех слу­ча­ях, ко­гда вы­дви­га­ет­ся идея, пре­тен­дую­щая на ра­ди­каль­ное из­ме­не­ние ус­то­яв­ше­го­ся сво­да зна­ний. И это не уди­ви­тель­но. Со­об­ще­ст­во долж­но об­ла­дать сво­его ро­да “за­щит­ным ме­ха­низ­мом”, ко­то­рый пре­пят­ст­во­вал бы “все­яд­но­сти”, не­мед­лен­ной ас­си­ми­ля­ции лю­бо­го мне­ния. От­сю­да и то ес­те­ст­вен­ное со­про­тив­ле­ние об­ще­ст­ва, ко­то­рое при­хо­дит­ся ис­пы­ты­вать ка­ж­до­му, кто при­тя­за­ет на при­зна­ние за его дос­ти­же­ния­ми но­ва­тор­ско­го ха­рак­те­ра.

При­зна­вая со­ци­аль­ность на­уч­но­го твор­че­ст­ва, сле­ду­ет иметь в ви­ду, что на­ря­ду с мак­ро­ско­пи­че­ским ас­пек­том (ко­то­рый ох­ва­ты­ва­ет как со­ци­аль­ные нор­мы и прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции ми­ра нау­ки, так и слож­ный ком­плекс от­но­ше­ний ме­ж­ду этим ми­ром и об­ще­ст­вом) име­ет­ся мик­ро­со­ци­аль­ный. Он пред­став­лен, в ча­ст­но­сти в оп­по­нент­ном кру­ге. Но в нем, как и в дру­гих мик­ро­со­ци­аль­ных фе­но­ме­нах, вы­ра­же­но так­же и лич­но­ст­ное на­ча­ло твор­че­ст­ва. На уров­не воз­ник­но­ве­ния но­во­го зна­ния - идет ли речь об от­кры­тии, фак­те, тео­рии или ис­сле­до­ва­тель­ском на­прав­ле­нии, в рус­ле ко­то­ро­го ра­бо­та­ют раз­лич­ные груп­пы и шко­лы, - мы ока­зы­ва­ем­ся ли­цом к ли­цу с твор­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­стью уче­но­го. Ее иг­но­ри­ро­ва­ние столь же не­пра­во­мер­но, как ре­дук­ция про­цес­са на­уч­но­го по­зна­ния к внут­ри­пси­хи­че­ским “вспыш­кам ге­ния”.

На­уч­ная ин­фор­ма­ция о ве­щах сли­ва­ет­ся с ин­фор­ма­ци­ей о мне­ни­ях дру­гих по по­во­ду этих ве­щей. В ши­ро­ком смыс­ле и до­бы­ва­ние све­де­ний о ве­щах, и до­бы­ва­ние све­де­ний о мне­ни­ях дру­гих по по­во­ду этих ве­щей мо­жет быть на­зва­но ин­фор­ма­ци­он­ной дея­тель­но­стью. Она столь же древ­няя, как са­ма нау­ка. Для то­го что­бы ус­пеш­но вы­пол­нить свою глав­ную со­ци­аль­ную роль (ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся в про­из­вод­ст­ве но­во­го зна­ния), уче­ный дол­жен быть ин­фор­ми­ро­ван о том, бы­ло что из­вест­но до не­го. В про­тив­ном слу­чае, он мо­жет ока­зать­ся в по­ло­же­нии от­кры­ва­те­ля уже ус­та­нов­лен­ных ис­тин.



3. Нау­ка и фи­ло­со­фия.

Нау­ка в сво­их глу­бин­ных ос­но­ва­ни­ях все­гда бы­ла свя­за­на с фи­ло­со­фи­ей, хо­тя эта связь не все­гда осоз­на­ва­лась, а ино­гда при­ни­ма­ла урод­ли­вые фор­мы - как, на­при­мер, в на­шей стра­не на про­тя­же­нии 20-50-х гг. Взаи­мо­дей­ст­вие фи­ло­со­фии и нау­ки хо­ро­шо про­сле­жи­ва­ет­ся в твор­че­ст­ве мно­гих вы­даю­щих­ся ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей. Осо­бен­но оно ха­рак­тер­но для пе­ре­лом­ных эпох, ко­гда соз­да­ва­лось прин­ци­пи­аль­но но­вое на­уч­ное зна­ние. Мож­но вспом­нить, ска­жем, “Пра­ви­ла умо­зак­лю­че­ний в фи­зи­ке”, раз­ра­бо­тан­ные ве­ли­ким Нью­то­ном, ко­то­рые за­ло­жи­ли ме­то­до­ло­ги­че­ский фун­да­мент клас­си­че­ской нау­ки и на сто­ле­тие впе­ред ста­ли эта­ло­ном на­уч­но­го ме­то­да в фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ском ес­те­ст­во­зна­нии. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние фи­ло­соф­ским про­бле­мам уде­ля­ли и соз­да­те­ли не­клас­си­че­ской нау­ки, - Эйн­штейн и Бор, Борн и Гей­зен­берг, а у нас в Рос­сии - В. И. Вер­над­ский, пред­вос­хи­тив­ший в сво­их фи­ло­соф­ских  раз­мыш­ле­ни­ях ряд осо­бен­но­стей на­уч­но­го ме­то­да и на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра на­ших дней.

Вы­со­ко оце­ни­вая роль фи­ло­соф­ской мыс­ли в нау­ке, В. И Вер­над­ский, од­на­ко, про­во­дил ме­ж­ду ни­ми гра­ни­цу, хо­ро­шо по­ни­мая, что ка­ж­дая из этих сфер че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры име­ет свою спе­ци­фи­ку. Иг­но­ри­ро­ва­ние этой ав­то­но­мии на­уч­ной дея­тель­но­сти, гру­бое вме­ша­тель­ст­во в на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния фак­то­ров вне­на­уч­ных, да еще в дог­ма­ти­зи­ро­ван­ном ви­де, при­во­ди­ло к тя­же­лым по­след­ст­ви­ям. При­ме­ры об­ще­из­ве­ст­ны. Тра­ги­че­ской ска­за­лась судь­ба мно­гих вы­даю­щих­ся уче­ных, - всем па­мят­ны име­на Н. И. Ва­ви­ло­ва, Н. К. Коль­цо­ва и дру­гих. Бы­ли ре­прес­си­ро­ва­ны це­лые нау­ки и на­прав­ле­ния на­уч­но­го по­ис­ка (ге­не­ти­ка, ки­бер­не­ти­ка, ре­ля­ти­ви­ст­ская кос­мо­ло­гия и др.). Не­ком­пе­тент­ное вме­ша­тель­ст­во в нау­ку не раз соз­да­ва­ло пре­пят­ст­вия для сво­бод­но­го на­уч­но­го ис­сле­до­ва­ния. Нель­зя за­быть и по­пыт­ки тех или иных ес­те­ст­во­ис­пы­та­те­лей от­стаи­вать свои не­со­стоя­тель­ные кон­цеп­ции с по­мо­щью псев­до­фи­ло­соф­ской ри­то­ри­ки. При­ме­ра­ми это­го изо­би­лу­ет раз­ви­тие прак­ти­че­ски всех на­ук оп­ре­де­лен­ной эпо­хи. Но все они не бро­са­ют тень на са­мую идею свя­зи нау­ки и ес­те­ст­во­зна­ния, со­труд­ни­че­ст­ва спе­циа­ли­стов раз­ных об­лас­тей нау­ки с фи­ло­со­фа­ми. Дог­ма­ти­че­ские ис­ка­же­ния ро­ли фи­ло­со­фии в по­зна­нии, со­вер­шен­ных в эпо­ху  так на­зы­вае­мой идео­ло­ги­зи­ро­ван­ной нау­ки, бы­ли ре­ши­тель­но осу­ж­де­ны на Пер­вом со­ве­ща­нии по фи­ло­соф­ским во­про­сам со­вре­мен­но­го ес­те­ст­во­зна­ния, со­сто­яв­шем­ся в 1958г. Со­ве­ща­ние на­нес­ло ощу­ти­мый удар по не­ве­же­ст­вен­ным тол­ко­ва­ни­ям дос­ти­же­ний со­вре­мен­ной нау­ки, ко­то­рые кон­ст­руи­ро­ва­лись толь­ко на ци­та­тах из ав­то­ри­тет­ных в то вре­мя фи­ло­соф­ских тек­стов, и серь­ез­но по­дор­ва­ло ду­тые ре­пу­та­ции ав­то­ров та­ких тол­ко­ва­ний. Но по­тре­бо­ва­лась еще мно­го­лет­няя ин­тен­сив­ная и не­про­стая ра­бо­та, ко­то­рую при­хо­ди­лось вес­ти в ус­ло­ви­ях весь­ма же­ст­ко­го идео­ло­ги­че­ско­го дав­ле­ния, что­бы за­кон­чи­лась, так ска­зать, “хо­лод­ная вой­на” ме­ж­ду фи­ло­со­фа­ми  и  спе­циа­ли­ста­ми  в  об­лас­ти  ес­те­ст­вен­ных,  об­ще­ст­вен­ных, тех­ни­че­ских на­ук и ста­ло на­ла­жи­вать­ся со­труд­ни­че­ст­во ме­ж­ду ни­ми.

Ну­ж­да­ет­ся в фи­ло­соф­ском ос­мыс­ле­нии и со­вре­мен­ная нау­ка, ко­то­рая име­ет ряд осо­бен­но­стей, ка­че­ст­вен­но от­ли­чаю­щих ее от нау­ки да­же не­дав­не­го про­шло­го. Го­во­ря об этих осо­бен­но­стях, сле­ду­ет иметь в ви­ду не толь­ко на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую дея­тель­ность са­му по се­бе, но и ее роль в ка­че­ст­ве ин­тел­лек­ту­аль­но­го фун­да­мен­та тех­но­ло­ги­че­ско­го про­грес­са, стре­ми­тель­но ме­няю­ще­го со­вре­мен­ный мир, а так­же со­ци­аль­ные по­след­ст­вия со­вре­мен­ной нау­ки.

От­ме­тим, во-пер­вых, сле­дую­щие мо­мен­ты в из­ме­не­нии об­раза нау­ки на­ших дней:

а) Ко­неч­но, вы­дви­же­ние прин­ци­пи­аль­но но­вых идей в нау­ке ос­та­ет­ся де­лом срав­ни­тель­но не­мно­гих наи­бо­лее круп­ных уче­ных, ко­то­рым уда­ет­ся за­гля­нуть за “го­ри­зон­ты” по­зна­ния, а не­ред­ко и су­ще­ст­вен­но их рас­ши­рить. Но все же для на­уч­но­го по­зна­ния в це­лом ста­но­вят­ся все бо­лее ха­рак­тер­ны­ми кол­лек­тив­ные фор­мы дея­тель­но­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мые, как вы­ра­жа­ют­ся фи­ло­со­фы, “на­уч­ны­ми со­об­ще­ст­ва­ми”. Нау­ка все бо­лее ста­но­вит­ся не про­сто сис­те­мой аб­ст­ракт­ных зна­ний о ми­ре, но и од­ним из про­яв­ле­ний че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, при­няв­шей фор­му осо­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та. Изу­че­ние со­ци­аль­ных ас­пек­тов ес­те­ст­вен­ных, об­ще­ст­вен­ных, тех­ни­че­ских на­ук в свя­зи с про­бле­мой на­уч­но­го твор­че­ст­ва пред­став­ля­ет со­бой ин­те­рес­ную, по­ка еще во мно­гом от­кры­тую про­бле­му.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.