Рефераты. Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

МИР ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК В МИРЕ:

ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МАТЕРИАЛЫ 52 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СГУ

«УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУКА – РЕГИОНУ»




















Ставрополь, 2007

Редакционная коллегия:

проф. Ерохин А.М. (председатель ред. коллегии),

проф. Черникова В.Е. (зам. председателя),

канд. филос. наук. Поморцева А.М. (ответственная за выпуск).

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты. – Ставрополь: СГУ, 2007. – с.

В сборнике представлены материалы 52 научно-практической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука – региону». Авторы тезисов и научных статей поднимают актуальные проблемы философии культуры, философской антропологии, философии науки и современного образования. В издание также включены работы в области социологии, политологии, истории, культурологи.

Адресован научным работникам, аспирантам, студентам, а также всем интересующимся проблемами современной философии.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В.Е. Черникова,

СГУ,  г. Ставрополь

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ

СОВРЕМЕННОГО АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

                                                                       

      Интерес к антропологической проблематике  связан с антропологическим поворотом в науке и антропологическим кризисом, порожденным глобализацией. Этот интерес напрямую связан с проблемами будущего человека и человечества, духовности, взаимодействием человека и природы. Современное человековедение трактуется как познание человеком не только самого себя, но создаваемой им реальности. Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием  гуманитарных наук был и остается принцип «Я и Они». К.Леви-Стросс в известной работе «Жан-Жак Руссо – основатель гуманитарных наук» фокусирует внимание на размышлениях великого просветителя: «Кто они, для меня чужие и незнакомые?.. А я – что такое я сам, оторванный от них и от всего? Вот что мне, прежде всего следует искать» (1, С. 225 - 226). Поиски ответов на эти вопросы в разных вариациях служили и служат объектом исследования  наук о человеке. И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо «Прогулок одинокого мечтателя», мы в центр исследования современных наук, и  не только гуманитарных, ставим феномены: человек, жизнь, разум, взаимодействие человека и природы, цели и смыслы нашего существования в космическом кругообороте миров.

      Сущность современной антропософии  состоит в том, что ее основой выступает человек и как объект, и как самоцель. Это – системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно понимается нами не как отказ от предметно-дифференцированного знания, оно не  в апологии «многознания», которое «Уму не научает» (Гераклит), оно требует содержательного полилога, состоящего из представителей всех гуманитарных «цехов» вокруг образующего совокупное ядро знания о человеке как целостном феномене. Назначение гуманитарного знания – в его мудром синтезе философии, социологии, политологии, экономики, культурологии,  истории, семиотики, социолингвистики и других наук, изучающих человека.

      В последние годы достигнуты определенные сдвиги в направлении антропологизации знания, начиная от возвращения в научную и образовательную жизнь значительной части классического наследия и заканчивая публикацией инновационных работ отечественных и зарубежных авторов по различным отраслям  знания о человеке и социуме. В гуманитарное знание настойчиво пробивают себе дорогу идеи единства человеческих судеб и природы, стремление увидеть целостную картину мирового процесса, роль и место человека в эпоху ноосферы.

      Ноосфера в трудах В.Вернадского и Т.Шардена приобрела значение целостной сферы разума, т.е. новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в нем нового человеческого общества. Учение о ноосфере является одним из крупнейших обобщений великого русского ученого и мыслителя В.Вернадского, вершиной его творчества и основанием для современного этапа развития знаний о человеке. Учение о ноосфере закладывает прочный фундамент для синтеза естественных и гуманитарных наук.

      В начале третьего тысячелетия было бы правильнее говорить не просто о ноосфере как таковой, а об эпохе ноосферы. Вступление человечества в эту эпоху потребует от него огромных усилий по осмыслению новой реальности и разработке новой метатеории, способной направить технико-экономическое развитие, преобразование общественных структур, осознанное поведения людей на самосохранение рода человеческого. При этом человечеству нельзя ни на минуту забывать о том, что экологический и морально-этический императивы накладывают весьма жесткие ограничения на общественное и научно-техническое развитие. Антропологические императивы призваны жестче выполнять табуирующую функцию по отношению всех видов жизнедеятельности людей, ради их выживания и самосохранения. 

      Это означает, что ключевыми моментами стало решение ряда новых проблем, связанных с выдвижением на первый план вопросов об этике, смена принципиальных оснований научной парадигмы, которая полностью станет возможной лишь при условии интеграции и модернизации существующих (традиционных) наук об обществе, а также освоение областей знания, которые совсем недавно были запретными. Это парапсихология, психотроника, психоэнергетика, уфология и другие отрасли интуитивного знания, а также гендерология. Зарождение и развитие новых видов знания обусловливает подготовку к возрождению человечества, минуя опасный  процесс начавшегося саморазрушения через заметное ухудшение его генофонда. Ему предстоит второе рождение в новом качестве биоэнергоинформационных взаимодействий и на основе самосовершенствования традиционных социальных отношений. Основа этому закладывается уже сегодня. Пока ясно одно: проблему не решить без четкого, ясного понимания места и роли человека в системе мироздания.

      Одним из актуальных аспектов человекознания является утверждение о том, что экологический кризис, грозящий перерасти в экологическую катастрофу и уничтожить человечество, вызван действием разума. Прекратить этот процесс можно только с помощью разума, рожденной им цивилизации и массовых нравственно-духовных качеств человека. В этом явно просматривается диалектическая сущность нового знания: разум – против человека и разум в органическом единстве с духовностью – за человека и человечество, его спасение от самоуничтожения, за его выживание и социальный прогресс.

      Духовный (в словаре В. Даля) означает бесплотный, бестелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все, относимое к душе человека, все умственные и нравственные его силы, ум и воля.

      Духовность  человечества формировалась вместе со становлением человека и его культуры. Антропологи утверждают, что элементы духовности возникли и развивались в длительном процессе антропосоциогенеза. Мы убеждены, что у истоков феномена духовности стоит родительская и, чаще всего, материнская любовь. Основной элемент духовности состоит в заботе индивида не только лично о себе, но о детях, человеке вообще. Духовность зарождалась как любовь матери к своим детям, а также к своим братьям и сестрам, родителям, от которых зависит благополучие матери и ее потомства. Отсюда же в истории человечества проистекает любовь к своему роду, племени, народу, стране, их традициям, мечтам, идеалам.

      Другой элемент высокой духовности – это чувство и поведение альтруизма, которые также связаны с любовью матери. Разумеется, что это еще не человеческий альтруизм, не нравственный принцип, согласно которому благо и жизнь другого важнее собственного «Я». Зрелым и осознанным принципом человеческой духовности он становится в процессе эволюции человека, но истоками его является материнский альтруизм. Сходным образом обстоит дело и с другими этическими ценностями духовности – мужеством, совестью, милосердием. Все эти ценности, становясь реальными качествами конкретной личности приводят эволюцию человека в самую сердцевину гуманности. Отсюда один из главных теоретических выводов: гуманность и духовность – это фундаментальные качества, наличие которых позволяет назвать человека Человеком.

    Таким образом, духовность в нашем понимании есть способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личность  на аксиологической, интеллектуальной основе; способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется самотождественность человека, ликвидация его жесткой зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Индивидуальность есть своеобразный итог развития духовной культуры общества, а сама эта культура есть своеобразный итог духовного саморазвития и самоопределения каждой в отдельности личности.

      На это впервые обратил внимание М.Вебер, методологические принципы которого часто используются при исследовании сферы духовности в образовании и при разработке концепции антропологического знания.

       Фундаментальной константой данного вида знания является «человек». Проблема человека приобретает новые существенные аспекты и измерения. Этому способствовали изменения самой жизни: повсеместная конфликтизация социального бытия, всплеск терроризма, практика укрощения строптивцев с помощью ракетно-бомбовых ударов и другого оружия, растущая бездуховность и нравственная деградация личности в условиях ужесточающихся вызовов экологии, технологии и цивилизации. Все это требует более глубокого знания природы и сущности человека и на этой основе – более конкретного целеполагания  и эффективного функционирования системы воспитания и образования.

      В контексте данной проблематики, где человек выступает и объектом, и субъектом знания, саморазвивающейся системой, нам важно уточнить природу и сущность данного феномена. Человек предстает как противоречивая реалия, проявляющая себя в совокупном множестве разнородных «кругов» собственного бытия. Основными из них, на наш взгляд, являются: круг космический с ипостасью человека как материального объекта и его антропно-космологической функцией; биологический круг жизни людей с их абсолютными атрибутами дыхания, питания, воспроизводства, инстинктов, смерти и т.д.; круг логико-психологический с характерными для человека разумного качествами чувственных восприятий, стрессов, рассудка, интеллекта, эмоций, мышления, самопознания, интересов, предпочтений и т.д.; круг социальный, с его историческим плюрализмом общественных отношений, социальных действий, этнических и иных общностей; круг духовно-личностный с его миром индивидуальных и социальных ценностей, целей, идеалов, верований, мировоззрений, прав, свобод и обязанностей. Короче говоря, человек – объект космический, организм живой, существо с особой психикой, субъект социального действия, духовная личность, носитель физического и психического здоровья. Следовательно, при изучении феномена человека необходимо учитывать, что природа его представляет собой космо-био-психо-социо-духовную субстанцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.