Рефераты. Междисциплинарные взаимодействия в экономической науке

Возникновение сетевых особенностей в рыночной экономике связано с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях. Одна из точек зрения по этому вопросу заключается в том, что сетевая экономика - это «качественно новая форма экономического порядка, которая начинает вытеснять иерархические и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе» [8].

Появляются информационные продукты, под которым обычно понимаются услуги, пользующиеся спросом для устранения фактического или потенциального информационного дефицита. Информацию дорого производить, но дешево воспроизводить. Экономисты считают, что производство информационного продукта связано с высокими постоянными затратами, но с низкими предельными издержками. Издержки производства первого экземпляра информационного продукта могут оказаться весьма значительными, а последующих копий (издержки воспроизводства) ничтожны. Если новости однажды вышли в эфир, то предельные издержки выпуска дальнейших блоков этих сообщений близки к нулю. Эти выводы в конечном счете свидетельствуют о существенных сдвигах в структуре издержек предприятий в сторону преобладания постоянных затрат. Исследования подтверждают, что в большинстве отраслей их доля заметно возросла, причем максимума она достигает в производстве чипов, где порой превышает 90%. Развитие в сторону доминирования постоянных затрат и уменьшения предельных издержек производства продукта означает для предприятий серьезный вызов, поскольку расходам на опытно-конструкторские разработки, которые должны нести компании ради непрерывного повышения производительности современных технологий, противостоят все меньшие рыночные доходы [9].

Особое значение имеет вопрос, действует ли в индустриальной экономике принципиально другой механизм управления, чем в информационной экономике. Главное различие между этими экономическими формами базируется на том, что старая индустриальная экономика руководствуется эффектом масштаба производства, а новая информационная экономика – сетевым эффектом. Ключевой, концептуальный признак последней – положительная обратная связь.

Основополагающее соотношение между экономическими показателями в классической экономике выражается S-образной кривой, характеризующей связь между показателями затрат и выпуска при предполагаемом постоянстве прочих важных переменных. Эта связь конкретизируется в рамках общепринятой экономической теории, например в теориях производства, издержек, бюджета, заработной платы, прибыли и пр. В результате теоретических поисков был открыт, в частности, закон убывающей предельной доходности. Согласно этому закону доход в зависимости от затрат сначала растет в большей пропорции (область нарастающих предельных доходов), а затем после определенной точки сменяется увеличением в меньшей пропорции (область снижающихся предельных доходов). Исходя из закона убывающей предельной доходности, состояние равновесия хозяйственного развития обычно возникает в точке, где рост затрат на еще приносящую прибыль единицу (предельные издержки) в точности соответствует дополнительной выгоде от этой единицы (предельный доход), благодаря чему максимизируется общая выгода (прибыль). Таким образом, срабатывает отрицательная обратная связь, которая по представлениям классической теории ведет к состоянию равновесия, отражающему оптимальный в данных условиях результат наиболее рационального использования и распределения ресурсов. В идеальном случае этим достигается равновесие между ценами и рыночными долями реализуемой продукции и, как следствие, стабилизация экономики в целом. Это наблюдается в энерго- и материалоемких отраслях, таких, как сельское хозяйство, горнодобывающая отрасль или обрабатывающая промышленность [10].

В ориентированной на сети информационной экономике в отличие от индустриальной доминирует не закон убывающей предельной доходности, а прямые сетевые эффекты и тем самым положительная обратная связь. Это воплощается в возрастающей предельной доходности, которая возникает в том случае, когда динамика поступления доходов идет вверх по экспоненте. Полезность от аккумуляции критической массы определяется, среди прочего, также ожиданиями, которые участники системы связывают с ее развитием. Чем быстрее расширяется система, тем выше готовность потенциальных потребителей подключиться к ней и тем самым повысить ее полезность. В условиях доминирования постоянных затрат и производства с низкими предельными издержками, что характерно прежде всего для информационного продукта, телекоммуникационных услуг или программного обеспечения, производитель должен стремиться к сбыту максимально возможных объемов продукции, чтобы компенсировать высокие первоначальные расходы соответствующими поступлениями. Здесь также возникает эффект усиления, и уже одно только снижение постоянных затрат ведет к непрерывному повышению прибыли. Действие кривой обучения и накопленного опыта также можно рассматривать в качестве источника положительной обратной связи. Это означает, что потенциал экономии, который предприятие может реализовать для повышения доли добавленной стоимости, возрастает с увеличением объемов продукции, в результате чего снижаются реальные издержки в расчете на ее единицу.

Одна из самых массовых операций на рынке - поиск поставщика по минимальной цене. Покупатель обычно последовательно перебирает альтернативные предложения поставщиков, но процесс не продолжается до бесконечности, поскольку получение каждой дополнительной порции информации требует времени и определенных (все возрастающих) затрат. Согласно классической микроэкономической теории процесс поиска оканчивается покупкой, когда предельные затраты на дальнейший поиск превышают ожидаемый эффект в смысле снижения цены.

В сетевой экономике затраты потребителя на смену поставщика минимальны, принципиальная гибкость сетевых связей заставляет предприятия заботиться о привлекательности своих экономических каналов для потребителя. В этом смысле время отклика на изменение потребности становится не просто вопросом получения большей или меньшей прибыли, а вопросом выживания. Сетевые экономические технологии дают возможность предприятию удерживать постоянных потребителей путем детального изучения и учета их индивидуальных предпочтений. Это одна из стратегий, позволяющих предприятию формировать свое информационно-экономическое поле, своего рода "клуб постоянных покупателей". При этом требуются новые формы организации и управления предприятием, характерные для сетевых экономических взаимоотношений [11].

Бизнес-процессы продажи и технического обслуживания (сопровождения) не могут больше рассматриваться как отдельные и последовательные функции. Все технические особенности продукции, возможности подгонки ее под конкретные нужды потребителя, перспективы и условия обновления должны быть доступны потребителю до акта продажи или подписания контракта. Плотность информационного взаимодействия с потребителями должна быть такой же, как между подразделениями предприятия. Одно из важнейших следствий более тесного контакта поставщика и потребителя - индивидуализация продукции в соответствии с запросами заказчика. Это особенно заметно на рынке информационной продукции и программного обеспечения, который соответствует условиям сетевой экономики в наибольшей степени.

Для промышленных предприятий это означает продажу услуг, а не продукции, что не характерно для структуры такого рода предприятий. Однако необходимость приспосабливаться к условиям сетевой экономики заставляет идти на затраты по реорганизации предприятия, и предусмотреть такую возможность следует. В практике бизнеса, особенно в высокотехнологичных отраслях, становятся все более частыми случаи, когда фирма-потребитель размещает одно из своих подразделений прямо на территории компании-поставщика. Это обычная картина для фирм в области высоких технологий, где обновление ассортимента происходит особенно быстро и учет специфических потребностей потребителя является критически важным.

Другой особенностью взаимодействия в электронной экономической среде является возможность детальной дифференциации спроса как в смысле предлагаемых товаров (известны случаи, когда заказ, например дизайн изделия, предается с Интернет-сервера в заводские цеха, в том числе и напрямую исполнительным автоматам), так и в смысле цены на него.

Эффект дифференциации цен позволяет предприятию учитывать разную эластичность спроса у различных групп потребителей. Количество групп дифференциации цены может быть сколько угодно, и каждый дополнительный шаг в этом направлении дает прирост прибыли и реализации продукции. Причем, в информационном пространстве группы потребителей образуются крайне легко (независимо от их реальной связи друг с другом). Современные информационные технологии дают возможность накапливать и оперативно обновлять информацию, нужную для построения индивидуальных функций спроса и проведения на этой основе эффективной политики дифференциации цен.

Поскольку в условиях электронного рынка покупатель и продавец получают возможность находиться в непосредственном контакте друг с другом, то возникает вопрос о роли и самом существовании посреднических фирм. Тем не менее, по мере расширения и усложнения электронного рынка потребность в квалифицированных информационных посреднических услугах будет не уменьшаться, а возрастать по следующим причинам:

·        Экспоненциально возрастающее число вариантов требует наличия специальных баз данных и навыков работы с ними, в частности оценок качества и потребительской привлекательности конкретных продуктов, надежности поставщиков, прогнозирования спроса на новые продукты и оценки эластичности спроса и т.п.

·        Покупатели тяготеют к комплексным решениям, в то время как продавцам выгодно концентрироваться на отдельных продуктах.

·        Покупателям часто требуется консультант, и даже гарант сделки. Последнее обстоятельство в условиях информационной неопределенности становится особенно важным. Существует несколько процедур для его реализации, например зачисление покупателем платежа, который становится доступным продавцу после соблюдения всех условий. Кроме того, брокер может распространять информацию о недобросовестной деятельности некоторых участников рынка.

Реструктуризация на основе более тесного взаимодействия предприятий нашла свое воплощение, прежде всего, в сокращении размеров предприятий, в свертывании нерентабельных производств и в создании так называемых виртуальных корпораций. Их отличает, в частности, отказ от иерархической структуры управления в пользу сетевой модели организации производства. Реструктуризация предприятий в данном направлении привела к заметным сдвигам в производительности и эффективности. Главным источником эффективности является снижение транзакционных издержек (управленческие расходы, потери от адаптации, затраты на поиск выгодного партнера и проч.), хотя нельзя сбрасывать со счета многие другие эффекты, например, экономию на налогах за счет применения механизма трансфертных цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.