Кидинну. Одним из известнейших халдейских астрологов был Кидинну. Ок. 315 г. до н.э. он основал школу астрологии в Вавилоне, которая продолжала существовать даже два столетия спустя. В этой школе был проделан пионерский опыт преподавания вавилонской астрологии греческим студентам. Кидинну одним из первых использовал зодиакальный круг, поделённый на 360°. Он также изучал лунные циклы и открыл важный для определения времени затмений период, в котором 251 синодический месяц соотносится с 269 аномалистическими месяцами. Этот период был затем заимствован у Кидинну Гиппархом.
Берос. Очень важным моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и историком Беросом ок. 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос. Благодаря Беросу греки, видимо, впервые серьёзно познакомились с халдейской астрологией. Центром астрологии и вообще эллинистической науки стала Александрия Египетская (до этой эпохи, как мы уже отмечали, ни в Греции, ни в Египте развитых астрологических учений не существовало).
Судин. Среди ведущих астрологов III в. до н.э. следует выделить халдейского прорицателя Судина. Ок. 238 г. до н.э. он был приглашён ко двору Аттала I, царя Пергама (241 - 197 до н.э.) и стал там самым влиятельным предсказателем. Вместе с Атталом I он участвовал в войне против галатов. Судин оставался авторитетом в вопросах астрологии и других методов дивинации (напр., в гепатоскопии - предсказании по лопатке животного) для многих последующих поколений. Он написал комментарии к "Явлениям" Арата, составил лунные таблицы. Плиний Старший называет Судина одним из крупнейших знатоков магических свойств драгоценных камней.
Александрия Египетская. Александрия, основанная в 332 г. до н.э. Александром Македонским, стала пристанищем многих выдающихся учёных античного мира. Особое покровительство наукам оказывал Птолемей II Филадельф (282 - 246 до н.э.). На протяжении пяти веков большинство астрологов работали в Александрии. В их числе были
· Серапион (рубеж н.э.), одним из первых разрабатывавший астрологию выбора (катархен-астрологию),
· Клавдий Птолемей (II в.) - автор классического астрологического труда "Тетрабиблос",
· Павел Александрийский (IV в.) - автор популярнейшего учебника по астрологии,
· Гефестион Фиванский (380 - ?) - составитель большого компилятивного труда по астрологии "Апотелесматика".
Александрия стала ещё более знаменитой благодаря неоплатонической школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Сакком, учениками которого были Ориген (помимо всего прочего, имевший оригинальное мнение по поводу влияния звёзд), Плотин (систематизировавший и обогативший астрологические знания) и многие другие. Известнейшие школы гностиков также берут своё начало в Александрии. Филон Иудей (признававший учение о природной симпатии между различными частями вселенной и считавший, что все вещи на земле зависят от звёзд), Иосиф, Ямвлих (интересовавшийся астрологией), Порфирий (развивавший эзотерическую астрологию, среди его сочинений следует отметить "Введение в астрологию"), Климент Александрийский, Эратосфен принадлежали в разное время к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославляемых оплотов учёности, когда-либо существовавших в истории.
Нехепсон и Петосирид. Ключевыми фигурами эллинистической астрологии являются Нехепсон и Петосирид - греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в Египте. Некоторые исследователи считают этих астрологов одним лицом. Они были авторами сочинений по четырём направлениям:
1) астрологические предзнаменования;
2) составление и анализ гороскопа (предполагается, что Нехепсон и Петосирид были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его);
3) астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия;
4) нумерология.
Труды Нехепсона-Петосирида, как предполагается, легли в основу всей позднейшей астрологической литературы.
Герметизм. Ряд важнейших астрологических сочинений связан с именем Гермеса Трисмегиста (т.е. Триждывеличайшего), считавшегося основателем астрологии и алхимии. От лица этого божества, отождествлявшегося с египетским богом мудрости и письма Тотом, ведётся повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму, созданных в III в. до н.э. - III в. н.э. Указанные сочинения образуют особое религиозно-философское направление в поздней античности (так называемый герметизм), глубоко повлиявшее на развитие естествознания в средние века и в эпоху Возрождения. Множество других магических, астрологических и алхимических трактатов, авторство которых приписывалось Гермесу, создавались на протяжении всего Средневековья.
Вряд ли в Греции существовали особые культы небесных тел, кроме почитания Луны в Аркадии. Конечно, Солнце и Луна были богами, но богами мифологическими. Некоторые ученые думают, что было бы неверно считать, что греки знакомятся с астрологией только с началом походов Александра. Уже Геродот в своей "Истории" говорит о том, что у египтян "каждый может предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь родившийся в тот или иной день". Авл Геллий сообщает, что халдеи предсказали по звездам блестящее будущее Еврипида его отцу. Крайне скептически о астрологии отзывается астроном Евдокс Книдский. Отметим, что Платону принадлежит особая роль в распространении астрологии: когда он выступает в защиту религии от критики софистов, особое внимание уделяется тому, что существуют боги, которые обеспечивают постоянный порядок и строгое исполнение законов - это небесные тела. Вслед за ним божественность небесных тел признавали почти все философские школы, начиная с Аристотеля и стоиков. С другой стороны, широко распространенным было мнение о том, что именно звезды ответственны за изменения погоды на земле. Эти два положения и стали основанием для распространения астрологии в Греции. Из авторов IV-го века, которым известна астрология, можно также назвать Ктесия и Демокрита. Теофраст, ученик Аристотеля, дивится науке халдеев, которые по небесным знакам могли не только предсказывать погоду, но и судьбу человека или даже целых народов. В эпоху эллинизма греки ближе знакомятся с этой наукой; особую роль в этом процессе сыграли, с одной стороны, греческие колонисты в Месопотамии, а с другой - астрономы, которые получили доступ к вавилонским архивам астрономических записей (так, Птолемей не только сам пользовался записями о затмениях, но и сообщает, что Гиппарх, живший во II в. до н.э., использовал вавилонские таблички для расчета периодов вращения планет). Около 280 г. Бероз, жрец Бела, переселившийся на греческий остров Кос и открывший там астрологическую школу (из нее вышел первый знаменитый греческий астролог Архинопол), дает систематический свод знаний об астрологии в своем сочинении "Babyloniaca". Бероз рассматривает всю историю своей родной страны с позиций астрологии и утверждает теорию катастроф: когда все планеты собираются в знаке Рака или Козерога, то возникает либо мировой пожар, либо мировой потоп. Он был не единственным вавилонским астрологом, передающим свои знания грекам - поколением позже мы обнаруживаем в эллинистическом Пергаме предсказателя Судина. В III в. появляются и астрологи-греки: Эпиген из Византия, который заявлял, что он был учеником халдеев, и Критодам, рассматривающий свое учение как мистерии. Повальное увлечение астрологией начинается во II в. до н.э., когда пишутся популярные пособия (особенно известным было псевдоэпиграфическое сочинение "Откровения Нехепсо и Петосириса"), и в это же время повсюду появляются практикующие астрологи. Это увлечение не было всеобщим: Карнеад, глава платоновской Академии, выдвигает против нее веские обвинения, и даже стоик Панэций отказывается от ее применения. Но, с другой стороны, Гиппарх, знаменитый астроном, составивший каталог 850 звезд, принял это учение. Плиний Старший в своей "Естественной Истории" говорит, что он не может вознести достойную его хвалу, так как Гиппарх лучше, чем кто-либо другой, доказал, что звезды связаны с людьми, а наши души - это часть небес. Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей космологической и философской системе, которая на долгое время овладела умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном мире. Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон, Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский. Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся астрономы античности Гиппарх и Птолемей. К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать Дельфийский Оракул. Дельфийский оракул - общегреческое святилище, жрецы которого, имея обширные связи во всех государствах Греции, часто могли давать дельные политические советы. Предсказания-оракулы давались пифией, жрицей бога Аполлона, обычно в нарочито неясной форме и могли быть истолкованы различно; благодаря этому почти никогда нельзя было доказать, что предсказанное не сбылось. Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на протяжении веков считался самым священным местом на земле. Террасы на южном склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф, где находился самый почитаемый оракул античности. Оракул Дельфийский в честь Аполлона Пифийского находился в Беотийском городе Дельфах, о котором думали, что он находится в средоточении земли. По преданию, Юпитер пустил с обоих противоположных концов света, то есть от востока и запада, двух орлов, которые слетелись на том месте, где впоследствии существовал храм и прорицалище Аполлона Пифийского. Обретение этого прорицалища приписывали случаю. Козы, бродившие между скалами горы Парнасской, приблизившись к некоторому в земле отверстию, откуда исходили вредные испарения. вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Пастух и жители окрестных мест, сбежавшие на это чудо, ощутили то же действие от этих испарений и в помешательстве ума своего произносили слова несвязные и отрывистые. Тотчас слова эти приняли за предсказания, а пар, исходивший из земного отверстия, за божественное вдохновение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7