Рефераты. Концепция постиндустриального общества

В этой работе Гуссерль подвергает критике позитивистско-техническое направление в философии. Современная наука забыла о человеке, это произошло главным образом потому, что вера в универсальную философию потеряла свое значение.  Кризис философии означает, прежде всего, кризис всех наук нового времени, обнаруживающий кризис самого европейского человечества во всей его культурной жизни, во всем его существовании.

Предпосылки этого кризиса появились задолго до XX века. Математическое естествознание, особенно в лице Галилея, осуществило идею математизации природы, причем оторвало, вырвало саму природу и, соответственно, и человека, как часть природы, из той основы, которая составляла смысл природы и человека и одухотворяла их. Наука становится безосновной, она пытается исключить из себя все философские основания, что привело к тому, что естествознание и наука полностью отделились от философии, тем самым вырвав субъекта из науки.

Но самое страшное, по мнению Гуссерля, заключается в том, что эти тенденции прослеживаются не только в естествознании, но и в науках о духе. Даже здесь существуют тенденции к объективизму и уничтожению всех оценочных смыслов.  Объективизм, по Гуссерлю, полностью отбрасывает всякую субъективность, признавая реальным только вещественный универсум с его механическими законами. Объективистски настроенная наука теряет всякую связь с человеком, человеческой жизнью, ее смыслом и ценностями.

Таким образом, научная парадигма, начавшая формироваться еще во времена Ренессанса, привела к позитивизму и техницизму, что привело к кризису «самого европейского человечества во всей совокупной значимости его культурной жизни».

Активно критиковали индустриализм и антиутописты, чьи, по преимуществу, художественные произведения, появившиеся в первой половине XX века, стали разоблачать почти все области сложившейся социальной действительности, как капиталистической, так и социалистической. Так, Е. Замятин в своей книге «Мы» показал, как современное общество уничтожает возможность непосредственного межиндивидуального общения и приводит к утере личностью своего духовного мира. О. Хаксли показал крайности негативных тенденций современного ему общества, а именно нивелирующее людей потребление. Но наиболее известным утопистом является, несомненно, Д. Оруэлл, написавший в 1949 году свою работу «1984», в которой он попытался изобличить тотальный контроль бесчеловечной власти.

Второе крупное направление критиков индустриализма – экологическое. Согласно представителям данного направления, основная доктрина индустриального общества, заключавшаяся в «подчинении» природы, быстрыми темпами ведет человечество к неминуемой глобальной катастрофе. Самыми видными представителями данного направления являются ученые Д. Медоуз и Д. Форрестер. Еще в конце 1960 годов они создали компьютерную модель, которая показала, что при данных тенденциях в производстве, потреблении и рождаемости, уже к первым десятилетиям XXI века, человечество ждет глобальная катастрофа: природные ресурсы иссякнут, эмиссия вредных газов и паров в атмосферу приведет к «парниковому эффекту», во многих государствах голод достигнет небывалых раньше размеров.

Несмотря на то, что при проецировании данной модели эти ученные допустили ряд неточностей, и многие пессимистические выводы были отвергнуты, они внесли огромный вклад в критику индустриализма, открыв глаза глобальному сообществу на приближающуюся быстрыми темпами глобальную катастрофу. Работы именно этих ученых сыграли ключевую роль в становлении Римского клуба, неправительственной организации, объединяющей ученых всего мира в исследовании и решении экологических проблем.          



         § 3. Основные концепции постиндустриального общества.  


Как мы видим, в середине XX века преобладали скорее пессимистические взгляды на будущее европейской цивилизации, нежели оптимистические.  Не прибавила явно оптимизма и Вторая мировая война, показавшая всему человечеству, к чему могут привести тоталитарные режимы и поиски «жизненного пространства». Казалось, весь западный мир неминуемо движется в сторону пропасти.

Именно в это время и появляется концепция постиндустриального общества, как концепция, указывающая на  альтернативный путь развития человечества.

Индустриализм, как особый способ производства, общественной организации и культуры полностью установился в Европе к середине XX века. Но не успел он еще отпраздновать свое становление, как заговорили о новом постиндустриальном обществе,  которое, в свою очередь, будет представлять абсолютно иной способ производства, общественной организации и культуры.

Одним из первых философов, заговорившим о постиндустриальном обществе, был Д. Белл. В развернутом виде концепция постиндустриализма представлена в его книге "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования", изданной в 1973 г.

Разделяя историю человеческого общества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную, Д.Белл стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно другим теоретикам индустриализма, он трактует индустриальное общество как организованное вокруг производства вещей и машин для производства вещей. Понятие индустриального общества, подчеркивает он, охватывает прошлое и настоящее различных стран, которые могут принадлежать к противоположным политическим системам, в том числе таких антагонистов, как США и СССР. Именно индустриальный характер общества, по Беллу, определяет его социальную структуру, включая систему профессий и социальные слои. Социальная структура при этом  отделяется от политического и культурного составляющего общества. По мнению Д.Белла, происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века, прежде всего в США, Японии, Советском Союзе и в Западной Европе.

В качестве основных черт постиндустриального общества Белл выделяет следующие:


1.  Замена механических, электрических и электромеханических средств на электронные. Телефония, телевидение, печатанье и многое другое – все это осуществляется с помощью электронных устройств.

2.  Произошла миниатюризация. Компьютеры сильно уменьшились по своим размерам, одновременно сильно выиграв в качестве.

3.  Преобразования в цифровую форму. Здесь уместно упомянуть работу Ж. Лиотара «Состояние постмодерна», в которой философ заявляет, что наконец-то свершилась мечта Рассела и раннего Витгенштейна, искавших универсальный язык. Такой язык был найден. Это язык,  который на данный момент использует все научное и ненаучное сообщество – язык двоичной системы исчисления.

4.  Создание программного обеспечения, которое приспосабливает компьютер к нуждам потребителя.


 Для постиндустриальной стадии характерен переход от производства вещей к производству услуг «В постиндустриальном обществе получают широкое распространения новые виды услуг. Гуманитарное образование, здравоохранение, социальные службы, и профессиональные услуги: анализ и планирование, дизайн, программирование и т.д.»[7] Эта черта постиндустриального общества тесно связана с изменениями в распределении занятий: наблюдается рост интеллигенции, профессионалов и "технического класса" (такая тенденция обнаруживается уже в изменениях структуры занятости, происходящих в поздний период индустриальной эпохи). Если индустриальное общество есть организация машин и людей для производства вещей, то центральное место в постиндустриальном обществе, по Д.Беллу, занимает знание, и притом знание теоретическое. В своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» он пишет следующее: «…конечно, знание необходимо для функционирования любого общества. Но отличительной чертой постиндустриального общества является особый характер знания. Важнейшее значение для организации решений и направления изменений приобретает центральная роль теоретического знания, предполагающего первенство теории над эмпиризмом и кодификацию знаний в абстрактных системах символов, которые могут использоваться для интерпретации различных изменяющихся сфер опыта. Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание".

Важнейшую составляющую процесса превращения теоретического знания в источник инноваций Д.Белл видел в возникновении наукоемких отраслей промышленности - таких, как химическая промышленность, вычислительная техника, электроника, оптика. Большое впечатление на американского ученого произвело теоретическое обоснование возможности вмешательства правительства в экономику, предпринятое Кейнсом, и практические меры, осуществленные Рузвельтом для преодоления великой депрессии. Эти явления, считает Белл, служат показателем того, что экономические концепции (т.е. теоретические построения в области экономической науки) могут играть определяющую роль в государственном управлении и экономической практике, но "было бы технократизмом полагать, - пишет он, что управление экономикой есть прямое приложение экономической модели. В этом случае мы упустили бы из внимания политические соображения, устанавливающие структуры принятия решений. Экономические же модели определяют границы, в которых можно действовать и могут определять последствия альтернативных политических выборов".

Соединение науки, техники и экономики находит выражение в феномене R&D (research and development / исследование и развитие), которые, по мнению Д.Белла, должны играть все более важную роль в обществе, ориентированном в будущее. Ориентированность в будущее - еще одна черта постиндустриального общества - предполагает контроль за технологиями, оценки технологий, разработку моделей технологического прогноза. Наконец, существенной характеристикой постиндустриального общества, считет Белл, явится уже возникшая новая интеллектуальная технология, используемая в принятии управленческих решений. Он полагал, что к концу XX века новая интеллектуальная технология будет играть столь же выдающуюся роль в человеческих делах, какую играла машинная технология в прошедшие полтора века. Интеллектуальная технология, в интерпретации Белла, предполагает использование алгоритмов, как правил решения проблем взамен интуитивных суждений. Эти алгоритмы могут быть реализованы в автоматической машине, в компьютерной программе или в наборе инструкций, основанных на некоторых математических формулах. Интеллектуальная технология, таким образом, связана с использованием математической или логической техники при работе с "организованной сложностью", в качестве которой могут быть рассмотрены различные, в том числе социальные, организации и системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.