На данный момент, западная католическая церковь представляет собой наиболее подверженный научному влиянию традиционный религиозный институт. В то время, как глава католической церкви разъезжает по миру на пуленепробиваемом папомобиле, низшие чины церкви вполне свободно владеют современными информационными технологиями, включая средства Интернет и сотовую телефонию.
Последние дни своей земной жизни, Иоанн Павел II проводил уже не в монастыре, как это было принято веками, а в палате интенсивной терапии, под круглосуточным наблюдением медиков, эффективность средств которых в XXI веке уже не ставятся под сомнение даже лицами самого высокого священного сана.
Когда в ночь на 2 апреля 2005 года остановилось сердце папы римского, за считанные секунды эта весть облетела весь мир. Для передачи этой новости уже не использовались посланники или гонцы, как раньше. Официальная весть о смерти была предана церковью многочисленным репортерам по высокоскоростным GSM, CDMA и WiFi каналам.
На конклаве (священном соборе кардиналов, созываемом после смерти папы римского для избрания нового папы, проходящем в изолированном от внешнего мира помещении с наглухо закрытыми дверями), который проходил в Ватикане после смерти Иоанна Павла II, главную опасность представляли уже не дьявольское силы, которые могли помешать избранию нового папы, а многочисленные электронные устройства из разряда Spyware, способные с легкость нарушить вековую традицию секретности собора кардиналов.
Подобная ситуация «модернизации» церкви и религии характерна не только для католической церкви, но для всего христианства в целом и даже для ислама. С другой стороны, такое сочетание религиозного фанатизма, делящее людей на мусульман и неверных, в сочетании с последними достижениями в науке и техники, представляет наибольшую опасность для будущего человечества. В отличие от стран Европы и Америки, где становлению высокотехнологичного постиндустриального общества предшествовали века эволюционных процессов, формировавших не только внешнюю сферу бытия человека, но так же его сознание, миропонимание и мораль, исламские государства, находясь лишь на зачаточных этапах такого эволюционного процесса, характерных, по аналогии с Европой, для эпохи Средневековья, полностью восприняли технические новшества, основав их на неподготовленной для этого моральной и религиозной базе. Это привело к тому, что исламисты-смертники взрывают начиненные взрывчаткой машины во многих частях мира, ведя «священную войну» против неверных.
Религия всегда считалась наиболее традиционным и консервативным общественным институтом, и революционные изменения, начавшиеся в сфере религии еще во второй половине XX века, как никак лучше демонстрируют всю ту глобальность изменений, которые произошли с человечеством в эпоху становления и развития постиндустриального общества.
Заключение.
Данная работа была посвящена исследованию постиндустриального общества, исходя из цивилизационного подхода к истории. Этот подход предполагает постепенную смену одной цивилизации другой, как результат кризиса сменяемой цивилизации. Данный кризис, как и в марксистском подходе, зиждется на вполне определенных материалистических фактах. Но если у Маркса этот кризис -результат противоречия между производственными силами и производственными отношениями, то в рамках теории постиндустриализма, этот кризис является результатом развития науки, которая, на своих определенных ступенях развития входит в противоречие со всей сложившейся системой общества.
Одна цивилизация сменяет другую не потому, что существует какое-то предзаданное свыше стремление к прогрессу, о котором вообще нельзя говорить объективно, но потому, что цивилизация заходит в тупик, из которого уже не возможно выбраться, руководствуясь старыми средствами. Это приводит к изменениям основы, влекущей за собой изменения всей структуры общества. Здесь важно понять, что постиндустриальное общество не является обществом, которое представляет собой идеальную структуру, панацею ото всех проблем, накопившихся за тысячелетия. Наряду с решениями этих проблем появляются новые, зачастую более серьезные, нежели те, которые были разрешены. Это общество, как и любое другое, полно амбивалентных последствий.
Исходя из этой внутренней логики постиндустриализма, нельзя констатировать с полной уверенностью, что постиндустриальное общество, подобно фукуямовскому концу истории, является окончательным этапом в развитии человечества. С наступлением новой эпохи у человека появляется не меньше новых проблем, которые невозможно уже разрешить в рамках данного общества и которые потребуют изменения и постиндустриальных порядков. Но, к сожалению, или к счастью, мы не можем очертить даже приблизительные контуры того общества, которое последует за несформировавшимся еще полностью постиндустриальным обществом. Возможно этим будут заниматься последующие поколения людей а возможно, как в некогда популярной рекламе «более совершенные существа».
Концепция постиндустриального общества не является утопической по своей природе. Она отмечает как позитивные, так и негативные стороны становления нового порядка, основанного на знании и информационных технологиях. Конкретные статистические данные и результаты научных исследований отличают данную концепция от традиционных философских работ и исследований. Но эта концепция исследует саму основу, или сущность цивилизации, что, несомненно, ставит ее в один ряд с классическими социально-философскими концепциями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
2 Биоэтика. М., 1998.
3 Большая Советская Энциклопедия М., 1977.
4 Бэкон Ф. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970.
5 Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Собр. Соч.: В 2т., т2, М., 1989.
6 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество. М., 2000.
7 Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация.Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.,1999.
8 История философии: энциклопедия под ред. А.А. Грицанова М., 2002.
9 Кастельс М.Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М., 2000.
10 Леотар Ж. Ж Состояние постмодерна. СПб., 1998.
11 Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.
12 Медоуз Д.Х. и др. За пределами роста. М.,1994.
13 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999
14 Оруэлл Д. «1984» М., 1997
15 Тоффлер Э.Метаморфозы власти. М., 2001.
16 Тоффлер Э.Третья волна. М., 1999.
17 Тоффлер Э.Шок будущего. М., 2000.
18 Фукуяма. Конец истории // Философия истории. Антология М., 1995.
19 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998
20 Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. М., 2003.
21 Gates B. Business @ the speed of thought Warner books, 1999.
22 Gates B. The road ahead. Penguin books Ltd., 1996.
[1] Э. Гидденс Последствия модернити // Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1997 стр.112
[2] см. Ф.Бэкон. Новый органон// Антология мировой философии. Т. М., 1970.
[3] см. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Собр. соч.: В 2 т. Т.
2. М.. 1989
[4] Э.Тоффлер Третья волна. М., 1999 стр. 53
[5] О. Шпенглер. Закат Европы // История философии: энциклопедия под ред. А.А. Грицанова М., 2002 стр. 1295
[6] Г. Маркузе. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества // История философии: энциклопедия под ред. А.А. Грицанова М., 2002 стр. 731
[7] Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество М., 1999 стр. CXI
[8] Д. Белл Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999 стр. CXXVIII
[9] Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество М., 1999 стр.CVIII
[10] Э. Тоффлер Шок Будущего М., 1997
9.1 Э. Тоффлер. Третья волна. М.,1999 стр.213
[11] Э. Тоффлер. Третья волна. М.,1999 стр.212
[12] Э. Тоффлер. Метаморфозы власти М., 2003 стр. 32
[13] Э. Тоффлер. Метаморфозы власти М., 2003 стр. 575
[14] Кастельс М.Информационная эпоха.Экономика,общество,культура.М.2000. стр.76
[15] Кастельс М.Информационная эпоха.Экономика,общество,культура.М.2000. стр. 34
[16] Кастельс М.Информационная эпоха.Экономика,общество,культура.М.2000. стр. 81
[17] Кастельс М.Информационная эпоха.Экономика,общество,культура.М.2000. стр.386
[18] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество. М., 2000. стр. 32
[19] см. Газета «The Guardian» от 31 марта 2005 года. Статья «Чип считывает мысли парализованного человека». Перевод с англ. мой – М.Б.
[20] см. Большая Советская Энциклопедия, статья «Индия»
[21] Э. Тоффлер Метаморфозы власти М., 2003. стр. 49
[22] По материалам информационного агентства Reuters от 16 мая 2005г. Перевод с англ. мой – М.Б.
[23] Инглегарт Р.Культурный сдвиг в реальном индустриальном обществе // Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1997 стр. 250
[24] Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество, М. 2000 стр. 18
[25] см. Э. Тоффлер Третья волна М., 1999
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11