Рефераты. Категории количества, качества и меры в философии Канта и Гегеля

Гегель называет бесконечный прогресс, представляющий собой лишь “повторяющуюся одинаковость", вечное чередование конечного и бесконечного, дурной бесконечностью. Но поскольку нечто и иное определены одинаковым образом (каждое есть нечто и в то же время иное своего иного), то нечто, переходя в иное, лишь приходит тем самым к самому себе, т.е. “в своем переходе в другое нечто лишь сливается с самим собою, и это соотношение с самим собою в переходе и в другом есть истинная бесконечность[38]. Следовательно, истинная бесконечность отличается от дурной бесконечности тем, что здесь достигается бесконечное соотношение с самим собой, “возвращенность-в-себя” как конечного, так и бесконечного, в результате процесс движения как бы замыкается.

Выступая как возвращение в себя конечного и бесконечного, как снятие того и другого, истинная бесконечность “есть соотношение с самим собой, бытие. Так как в этом бытии есть отрицание, то оно наличное бытие, но так как, далее, это отрицание есть по своему существу отрицание отрицания, соотносящееся с собой отрицание, то оно есть то наличное бытие, которое именуется для-себя-бытием[39]. Поскольку же для-себя-бытие есть бесконечное возвращение в себя самого, то оно превращается в “одно". Иное исчезает, отрицается, снимается в для-себя-бытии, в “одном". Однако для-себя-сущее “одно" “отталкивает себя от самого себя” и полагает себя как многое. При этом каждое из многих есть “одно" и все они имеют одинаковые определения. “Отрицательное отношение “одних” друг к другу есть, следовательно, лишь некое слияние-с-собой... Это полагание-себя-в-“одно” многих “одних” есть притяжение[40].

Поскольку в процессе отталкивания и притяжения “одно", полагая себя как многое и вновь возвращаясь в себя, “продолжает себя в ином", то оно “определено как вышедшее за свои пределы и как единство; тем самым “одно", совершенно определенная граница, положена как граница, которая не есть граница, - как граница, которая есть в бытии, но безразлична ему”[41], т.е. как количественная граница. Таким образом, в для-себя-бытии качество достигает своей “кульминационной точки" и переходит в количество.

2.3 Количество как ставшее безразличным качество


Количество есть такая “определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отлична от него, она снятое, ставшее безразличным качество. Она включает в себя изменчивость бытия, не изменяя самой вещи, бытия, определением которого она служит”[42].

Основными ступенями развития качества - бытию, наличному бытию и для-себя-бытию - соответствуют, по Гегелю, основные ступени развития количества: чистое количество, определенное количество и количественное отношение.

Чистое количество, являясь “ближайшим результатом для-себя-бытия", содержит в себе в снятом виде его противоположные моменты (единство и множество) и процессы (притяжение и отталкивание), что и обусловливает противоречивую природу количества: “Количество, взятое в его непосредственном соотношении с собой, или, иными словами, в определении положенного притяжением равенства с самим собой, есть непрерывная величина, а взятое в другом, содержащемся в нем определении одного, оно - дискретная величина”[43]. Гегель показал не только неразрывное единство непрерывности и дискретности как противоположных сторон, необходимо присущих “одному и тому же понятию", т.е. количеству, но и их опосредствование и взаимопроникновение, их переходы друг в друга: непрерывность выступает всегда как “непрерывность многого", как единство “для-себя-сущих одних", а дискретность - поскольку каждое из многих есть то же самое, что и другое, - как их тождественность, неразличенное равенство, одинаковость, т.е. как непрерывность. Примерами чистого количества являются, по Гегелю, пространство и время, материя, по отношению к которой форма выступает как безразличная и внешняя, свет, “Я".

Выявление “чистого количества", т.е. абстрагирование пространственно-временных свойств вещей, которое позволяет рассматривать все вещи как качественно тождественные, однородные и позволяет исследовать их преимущественно в аспекте количества, является необходимой предпосылкой познания “определенного количества", т.е. исследования собственно количественной определенности. “Реальное дискретное количество есть... некоторое количество или, иначе говоря, определенное количество - количество как наличное бытие и нечто”[44].

Определенное количество может выступать, по Гегелю, в виде экстенсивной и интенсивной величин, которые следует отличать от величин непрерывной и дискретной. Первые суть “определенности самой количественной границы". Вторые - “определения величины в себе, т.е. количества, как такового, поскольку, имея дело с определенным количеством, отвлекаются от границы”[45].

Экстенсивная величина характеризуется тем, что имеет численность, т.е. множественность, внешность в самой себе, внутри себя соотносится с иным. В определении же своей границы определенное количество есть интенсивная величина, или градус (степень). Так, десять, двадцать и т.п. есть некоторая численность, т.е. экстенсивная величина; тогда как десятый, двадцатый и т.п. - “простая определенность", т.е. интенсивная величина, или градус. В отличие от экстенсивной величины градус “уже не имеет этого внешнего инобытия внутри себя, имеет его вовне себя и соотносится с ним как со своей определенностью”[46]. Однако Гегель рассматривает не только различие этих величин, но и их нераздельное единство, тождество, их взаимные переходы. “Так, масса как вес есть экстенсивная величина, поскольку она составляет некоторую численность фунтов, центнеров и т.д., и она же интенсивная величина, поскольку оказывает некоторое давление. Величина давления есть нечто простое, степень, имеющая свою определенность в шкале степеней давления. ” Или, например, определенная степень теплоты, которая “есть некоторое простое ощущение, нечто субъективное” (интенсивная величина), “существует и как экстенсивная величина, как расширение некоторой жидкости, например ртути в термометре, воздуха или глины и т.д. ”[47]

Своей качественной определенности количество достигает не в интенсивной величине как таковой, в ее отличии от экстенсивной, а только вместе с тождеством этих величин. “Вместе с этим тождеством появляется качественное нечто, ибо это тождество есть единица, соотносящаяся с собой через отрицание своих различий, а эти различия составляют налично сущую определенность величины”[48]. Искомое качество определенное количество приобретает, когда снимается не только конечное, но и его потустороннее - дурная бесконечность, и они становятся лишь моментами одного единства. Это единство представляет собой истинную бесконечность. В ней “определенное количество возвращено к качеству, определено отныне качественно”[49]. Определенное количество “соотнесенное, таким образом, в своей внешности с собой как безразличная граница и, следовательно, положенное качественно, есть количественное соотношение[50].

Гегель рассматривает три отношения:

1) прямое отношение, в котором “качественное еще не выступает наружу, как таковое, само по себе. Оно положено здесь пока что только в виде определенного количества, положено имеющим свою определенность в самой своей внешности”;

2) непрямое отношение, в котором “полагается отрицание одного определенного количества, как таковое, также при изменении другого и изменчивость самого прямого отношения”;

3) степенное отношение, характеризующееся тем, что в нем “соотносящаяся в своем различии с самой собой единица выступает как простое самопродуцирование определенного количества”. Здесь “само это качественное, положенное в простом определении и как тождественное с определенным количеством, становится мерой[51].

Анализируя эти отношения, Гегель показывает нарастание качественных определений по мере перехода от одной ступени количественного отношения к другой, т.е. процесс реализации в отношении “понятия” определенного количества (того, что оно есть “в себе”), возвращение его к качеству. “Итак, сначала количество, как таковое, выступает как нечто противостоящее качеству. Но само количество есть некоторое качество, соотносящаяся с собой определенность вообще, отличенная от другой для нее определенности, от качества, как такового. Однако оно не только некоторое качество, а истина самого качества есть количество; качество явило себя переходящим в количество. Количество, наоборот, есть в своей истине возвратившаяся в самое себя, небезразличная внешность. Таким образом, оно есть само качество, так что качество, как таковое, не есть еще что-то помимо этого определения. - Для того чтобы была положена целокупность, требуется двойной переход, не только переход одной определенности в свою другую, но и переход этой другой. возвращение ее в первую... Это замечание о необходимости двойного перехода очень важно для всего научного метода”[52].

Здесь Гегель впервые в истории философии сформулировал и в систематической форме разработал один из основных законов диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

2.4 Мера как качественно определенное количество


Переход качества в количество, а затем количества в качество ведет к тому, что обе эти определенности снимаются в категории меры, выражающей их единство, в котором качественная определенность количественна, а количественная определенность качественна.

Так как мера является непосредственным результатом развития количественного отношения, то она выступает прежде всего как специфическое определенное количество, т.е. как определенное количество, выявившее в процессе диалектического движения внутренне присущую ему качественную определенность. “Мера, - пишет Гегель, - есть в своей непосредственности обычное качество, обладающее определенной, принадлежащей ему величиной”[53].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.