Рефераты. История развития p> Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.

В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

3. осознание природы, общества, человека

4. взаимосвязь человека и природы.

Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.

* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях.

* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).
Главная идея:

* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао.

Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы

(воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон.

Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни

- в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.

Черты Китайской философии.

1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о

«золотом веке».
2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты.
3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа Моистов)
4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом.
5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией.
6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным.
7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.

В целом выводы по философии Древнего Востока.

1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции.

2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы:

-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва;

-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов.

-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей -

Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля. б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии.
3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение,

Просвещение, Реформация.

Почему?

Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.
Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.

2. Античная философия.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.
Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.
Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около
1200 лет:
1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин
"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий,

Продик, Гиппий.

2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).

Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).

Этические школы:

- гедоническая (Аристипп)

- циническая (Антисеен).

3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).

Философские школы:

-перипатетика (школа Аристотеля)

-академическая философия (Платоновская академия)

-стоическая школа (Зенон из Китиона)

-эпикурейская (Эпикур)

-скептицизм.

4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

-скептицизм (Секст Эмпирик).

Характеристика этапов.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

Почему?

1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное).

2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).

3. Человек изначально связан с природой.

4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума.

5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.

6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее. а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь. б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон

(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных.

Расположены они в теле.

-по величине (и весу).

-по движению. в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.

Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено бытием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.