смотреть на рефераты похожие на "История развития" «УТВЕРЖДАЮ»
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4 Подполковник В. ГРАБАРЬ « » __________ 1998 г.
ЛЕКЦИЯ №2.
Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК «Философия» Протокол № от « » ______ 1998 Председатель ПМК «Философия» полковник В. Карпов
План:
Введение. 1.Предпосылки и условия зарождения философии. 2.Философия Древнего Мира и Средневековья. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Заключение.
Литература:
1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -
Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.). 2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100). 3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989 г. (с. 74 - 192). 4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (с. 251 - 285). 5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва: ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).
Время: 2 часа.
Аудитория: №
ВСТУПЛЕНИЕ.
В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии.
Задача этой лекции:
- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.
Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.
- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей всё духовное богатство человеческой мысли.
- Изучение истории философии является необходимым условием овладения философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.
- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.
- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру, но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.
- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно- политической информации.
Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.
ВОПРОС №1.
Предпосылки и условия зарождения философии.
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии. История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении. Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.
Каковы исторические типы философии? Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
-С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки. * Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. * Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов гуманистов. * Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента. * Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного прогресса. * Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя (феодальные основы общества меняются на капиталистические). * Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской, русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов, неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение) следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно - мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование.
Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум. * Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом:
- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и новыми отношениями (формированием права и государства).
- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и рождение новой культуры.
ВОПРОС №2.
Философия Древнего Мира и Средневековья.
1. Философия Древнего Мира.
Философию Древнего Мира разделяют на: философию Древнего Востока Античную философию. 1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,
Вавилона, Индии и Китая.
А. Древний Египет и Вавилон.
Первые философские представления стали складываться в Древнем
Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом.
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов:
- с одной стороны – космогонической мифологии
- с другой – научных знаний.
Это отразилось на её характере.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.
Письменные памятники:
-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.
-«Диалог господина и раба о смысле жизни»
-«Песня арфиста»
-«Беседа разочарованного со своим духом».
Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли.
Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства.
1-й этап - Ведический:
Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении - творении мироздания.
Веды делятся на 4 части:
-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
-брахманы - сборник ритуальных текстов;
-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед. 1. Санкхья - 6 век до нашей эры 2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры 3. Миманса - 5 век до нашей эры 4. Веданты - 4-2 века до нашей эры 5. Ньяя - 3 век до нашей эры 6. Йога - 2 век до нашей эры 2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). 1. Джайнизм - 4 век до нашей эры 2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры 3. Чарвака - Локаята.
3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):
Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.
Общие черты философских школ Древней Индии: 1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё есть видоизменение единой сущности». 2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны. 3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6