Рефераты. Идеал общества Фейербаха

Идеал общества Фейербаха

Содержание


Введение                                                                                                           3

1. Идеология вообще, немецкая в особенности.                                         4

2. Сущность материалистического понимания истории. Общественное

бытие и общественное сознание                                                                           5

3. Выводы материалистического понимания истории:

преемственность исторического процесса, превращение истории

во всемирную историю                                                                               6

4. Критика Фейербаха, его идеалистического понимания истории.          7

5. Орудия производства и формы собственности                                               8

6. Роль насилия (завоевания) в истории                                                     10

Заключение                                                                                                       12

Список использованной литературы                                                               13

Введение


Как бы ни было, мы имеем дело с интересным событи­ем: с процессом разложения абсолютного духа. Когда в нем угасла последняя искра жизни, различные составные части этого самого caput mortuum (мертвые остатки) распались, вступили в новые соединения и образовали новые общества. Люди, промышляв­шие философией, существовавшие до той поры эксплуатацией абсо­лютного духа, набросились теперь на эти новые соединения. Каж­дый с величайшей старательностью стал заниматься сбытом доставшейся ему доли. Дело не могло обойтись без конкуренции. Вначале она носила довольно солидный, бюргерски-добропорядоч­ный характер. Но затем, когда немецкий рынок оказался перепол­ненным, а на мировом рынке, несмотря на все усилия, товар не находил спроса, все дело, на обычный немецкий манер, было испорчено фабричным и дутым производством, ухудшением качест­ва, фальсификацией сырья, подделкой этикеток, фиктивными за­купками, вексельными плутнями и лишенной всякой реальной почвы кредитной системы. Конкуренция превратилась в ожесточенную борьбу, которую нам теперь расхваливают и изображают как пере­ворот всемирно-исторического значения, как фактор, породивший величайшие результаты и достижения.

Для того, чтобы оценить по достоинству все это фи­лософское шарлатанство, чтобы наглядно показать мелочность, провинциальную ограниченность всего этого младогегельянского движения, - необходимо взглянуть на всю эту шумиху с позиции, находящейся вне Германии.

1. Идеология вообще, немецкая в особенности.

...Немецкая критика вплоть до своих последних потуг не покидала почвы философии. Все проблемы этой критики - выросли на почве определенной философской системы, а именно - системы Гегеля. Их полемика против Гегеля и друг против друга ограни­чивается тем, что каждый из них выхватывает какую-нибудь одну из сторон гегелевской системы и направляет ее как против как системы в целом, так и против тех сторон, которые выхвачены другими. Вначале выхватывали гегелевские категории в их чистом, неподдельном виде, как, например, "субстанция" и "са­мосознание" (основные категории Ф.Штрауса и Б.Бауэра); затем профанировали эти категории, назвав их более мирскими именами, как, например, "род", "единственный", "человек" (основные ка­тегории Л.Фейербаха и М.Штирнена) и т.д.

Старогегельянцы считали, что ими все понято, коль скоро подведено под ту или иную гегелевскую категорию.

Младогегельянцы все критиковали, подставляя повсюду ре­лигиозные представления или обьявляя всё теологическим. Младо­гегельянцы разделяют со старогегельянцами их веру то, что в существующем мире господствует религия, понятия, всеобщее. Но одни восстают против этого господства как против узурпации, а другие прославляют его как нечто законное.

Ни одному из этих философов и в голову не приходило за­дать себе вопрос о связи немецкой философии с немецкой действительностью, о связи их критики с их собственной матери­альной средой. Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действительные ин­дивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созда­ны их собственной деятельностью. Т.о., предпосылки эти можно установить эмпирическим путем.Первая предпосылка всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отноше­ние их к остальной природе.Людей можно отличать от животных по их сознанию, по ре­лигии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства - шаг который обусловлен их телесной орга­низацией. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они са­ми. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой - это зависит, следовательно, от материальных условий ихё произ­водства.

Это производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять-таки предполагает общение индивидов между со­бой. Форма этого общения, в свою очередь, обуславливается про­изводством.

2. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание


...Определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения.

Производство идей, представлений, сознания первоначаль­но непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству,как оно проявля­ется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отда­леннейших форм. Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

В прямую противоположность немецкой философии, спускаю­щейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т.е. мы исходим не из того что люди говорят, воображают, представляют себе, - мы исходим также не из существующих толь­ко на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительно­го жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологи­ческих отражений и отзвуков этого жизненного процесса. Действительное освобождение невозможно осуществить иначе, как в действительном мире и действительными средствами, что рабство нельзя устранить без паровой машины, крепостни­чество - без улучшения земледелия, что вообще нельзя освобо­дить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качест­венном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду. "Освобождение" есть историческое дело, а не дело мысли, и к нему ведут исторические отношения, состо­яние промышленности, торговли, земледелия, общения.

3. Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю

История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми пред­шествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с од­ной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой стороны - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятель­ности.

Чем шире становятся в ходе этого развития отдельные воздействующие друг на друга круги, чем дальше идет уничтоже­ние первоначальной замкнутости отдельных национальностей бла­годаря усовершенствованному способу производства, развившемуся общению и стихийно возникшему в силу этого разделению труда между различными нациями, тем во все большей степени история становится всемирной историей...

... следует, что это превращение истории во всемирную историю не есть некое абстрактное деяние "самосознания", миро­вого духа или еще какого-нибудь метафизического призрака, а есть совершенно материальное, эмпирически устанавлимое дело, такое дело, доказательством которому служит каждый индивид, каков он есть в жизни, как ест, пьет и одевается.

...В предшествующей истории эмпирическим фактом явля­ется, несомненно, также и то обстоятельство, что отдельные ин­дивиды, по мере раширения их деятельности, все более попадали под власть чуждлой им силы, которая становится все более массовой и в конечном счете проявляется как мировой рынок.

...Наконец, мы получаем еще следующие выводы из разви­того нами понимания истории: 1) в своем развитии производи­тельные силы достигают такой ступени, на которой возникают производительные силы и средства общения, приносящие с собой при существующих отношениях одни лишь бедствия и являющиеся не производительными, а разрушительными силами (машины и деньги); вместе с этим возникает класс, который вынужден нести на себе все тяготы общества, не пользуясь его благами, который, будучи вытеснен из общества, неизбежно становится в самое решительное противоречие ко всем другим классам;... 2) условия, при кото­рых могут применяться определенные производительные силы, яв­ляются условиями господства определенного класса общества, со­циальная власть которого, вытекающая из его имущественного по­ложения, находит каждый раз свое практически-идеалистическое выражение в соответствующей государственной форме, и поэтому всякая революционная борьба направляется против класса, кото­рый господствовал до того; 3) при всех прошлых революциях ха­рактер деятельности всегда оставался нетронутым, - всегда дело шло только об ином распределении этой деятельности, о новом распределении труда между иными лицами, тогда как коммунисти­ческая революция выступает против существующего до сих пор ха­рактера деятельности, устраняет труд и уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами, потому, что эта революция совершается тем классом, который в обществе уже не считается более классом, не признается в качестве класса и является уже выражением разложения всех классов, на­циональностей и т.д. в теперешнем обществе; и 4) как для массового порождения этого коммунистического сознания, так и для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в револю­ции; следовательно, революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества. Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять свя­занную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории;...Эта концепция показывает. что история не растворяется в "самосознании", как "дух от духа", но что каждая ее ступень застает в наличии определенный мате­риальный результат, определенную сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей друг к другу... Эта концепция показывает, таким образом, что обстоятельства в та­кой же мере творят людей, в какой мере люди творят обстоя­тельства.Все прежнее понимание истории или совершенно игнориро­вало эту действительную основу истории, или же рассматривало ее лишь как побочный фактор, лишенный какой бы то ни было свя­зи с историческим процессом. При таком подходе историю всегда должны были писать, руководствуясь каким-то лежащим вне ее масштабом; действительное производство жизни представлялось чем-то историческим, а историческое - чем-то оторванным от обыденной жизни, чем-то стоящим вне мира и над миром. Этим самым из истории отношение людей к природе, в результате чего создается противоположность между природой и историей.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.