Рефераты. Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений

Именно необходимость в постоянной ассимиляции и диссимиляции веществ, энергии и информации лежит в основе наиболее фундаментального вида отношений, характерного для всего живого: отношений между живым существом и объектами их потребностей (нуждами)*, которые в дальнейшем будут кратко обозначаться как «потребностные отношения». Однако на каждом уровне организации живого эти отношения обладают специфическими признаками. На уровне растений, например, такими признаками являются, во-первых, непосредственность и постоянство их взаимодействий со средой, а во-вторых, зависимость активности внутренних процессов от внешних воздействий. В отличие от растений между животными и условиями их существования, как правило, имеется «разрыв», для преодоления которого животное должно совершить необходимую активность. Источники активности – «особые раздражители поведения»... «идут уже не извне, как у растений, а исходят из цикла внутренних процессов самого организма», которые «побуждают животное к поиску недостающих средств существования» [88, с.132-133 ]. Появление «собственной активности», исходящей из «внутренней активности» и направленной на предметы потребностей, означает «не разрыв причинных отношений со средой, а новую, высшую и более свободную и более тесную связь между ними» [ 88, с. 134 ].

Следующая новая эпоха в развитии жизни, связанная с формированием психики и сознания человека, тесно переплетается с возникновением принципиально новых видов отношений.

Во-первых, прежние взаимоотношения животного со средой перерастают в отношения типа «объект — осознающий субъект», во-вторых, появляются новые отношения «субъект–субъект», «субъект–общество», «общественные отношения» и т.д. В-третьих, кроме потребностей субъекта, дифференцировавшихся на биологические, социальные и связанные с ними потребностные отношения, появляется новый тип потребностей: потребности общества, которые порождают новые потребностные отношения и у отдельного индивида. Кроме того, принципиальное отличие отношений этого уровня развития субъекта как одной из «вещей» объективной действительности заключается уже не только в активном, но и в сознательном установлении необходимых отношений посредством поведения и деятельности.

Рассматривая последовательность образования новых систем отношений в процессе развития живой материи от простейших форм существования до высшей формы жизни социального индивида, можно обнаружить не только постоянное увеличение количества новых видов отношений с переходом на новый уровень, но и то, что они организуются в новые структурные формы. Отношения, характерные для высших уровней организации жизни, не исключают все предыдущие отношения и не становятся с ними в один ряд, а «надстраиваются» над ними, образуя сложную систему, организованную по иерархическому принципу, который, как известно, вообще характерен для организации сложных систем [ 57, 247, 290 и др. ].

Исходя из интересов данной работы, описание последовательности возникновения новых типов и видов отношений специально проведено как процесс развития только системы потребностных отношений, которые наиболее связаны с отражением отношений в оценочной форме. На самом деле возникновение новых видов отношений идет не только по линии выделенного для анализа данного вида, а значительно более разнообразно.

Отмеченное особое значение потребностных отношений для всех живых существ, а также то, что с их отражением как раз и связаны исходные представления об исходных оценочных формах их отражения, побуждает к более подробному анализу их специфики.

Как и любое объективное отношение, потребностное является отношением по крайней мере двух объектов или их свойств, причем «каждая из сторон есть отношение с собой и отношение с другим» [ 92, т.1, с.226 ]. Субъект как одна из сторон данного типа отношений представляет собой систему, которую можно охарактеризовать как сложную, живую, открытую, динамическую, целеустремленную и самоорганизующуюся [ 294, с.610-611 ]. Человек, как и любой организм, является открытой системой, т.е. нуждающейся в постоянном обмене с внешней средой веществом, энергией и информацией, и динамической системой, т.е. изменяющей свое состояние во времени. Кроме того, человек, как и любой живой организм, в силу своих особенностей представляет собой систему с неустойчивыми свойствами. Изменение внутреннего состава или функциональное изменение отношений между элементами, входящими в систему организма, а на уровне социального индивида и в систему личности, приводит (как и в случае с изменением состояния любой вещи) к образованию у нее новых свойств, что, в свою очередь, приводит к изменению характера внешних отношений [ 233, с.190-193 ].

Таким образом, изменение внутренних отношений приводит к изменению внешних и, в частности, к образованию актуальных потребностных отношений.

В принципе любое потребностное отношение – это не отношение потребности к предмету, как иногда считается, а всегда отношение субъекта к предмету (например, потребность как нужда – это отсутствие чего-либо у организма или личности). Само же по себе «отсутствие», «то, чего нет», не может вступить в материальные отношения, поэтому одной стороной потребностного отношения всегда является «субъект с нуждой», свойства которого отличаются от «субъекта без нужды». Большинство потребностных отношений – это отношения, установленные по инициативе субъекта как временные объединения для взаимодействия, в результате которых предмет и потребность «уничтожаются» одновременно или «уничтожается» (удовлетворяется) только потребность, но в любом случае это означает, что отношение «распадается», так как. для его осуществления нужны две соотносящиеся друг с другом стороны. Поскольку в потребностные отношения вступают разные вещи, но обязательно по тождественному (соотносимому) признаку, то в данном случае – это отношение по признаку «отсутствие X – наличие Х». Вступив в отношения, каждая из сторон тем самым обнаруживает специфические свойства: субъект – нуждается в предмете потребности; объект – удовлетворять эту потребность.

Таковы некоторые характеристики потребностных отношений как особого вида субъект-объектных отношений.

Анализ этих отношений проводился преимущественно с учетом субъектной стороны отношения, т.е. как бы с одной стороны. Теперь стоит, видимо, обратить большее внимание на предметную сторону отношения, а именно: на природу «ценностного свойства» вещи.

Согласно философским представлениям вещь, вступая во взаимоотношение с человеком, перестает быть вещью «самой по себе», какой она существовала «до и без человека», в «практической и гносеологической независимости от субъекта» [ 233, с.222, 224; 117, с.315-323 ].

Попадая в сферу внимания человека (даже на самую ее периферию), вещь тем самым вступает с ним в особые субъект-объектные практические и познавательные отношения, а в целом и в общественные отношения, в ходе которых она превращается в «вещь для нас», тем самым начиная свое специфическое «общественное бытие вещи». Только в процессе и результате общественной практики, реальной деятельности человека минерал становится украшением, лужайка – пастбищем, овца – продуктом питания, звук – словом и т.д. Вступить во взаимодействие с человеком – это значит стать предметом потребности, объектом познания, объектом практической деятельности, т.е. оказаться в новых отношениях с человеком и другими вещами.

Возникает вопрос: откуда у природной вещи берутся «ценностные свойства», если никаких преобразований в ней человек не совершает?

Если рассмотреть его, оставаясь на том же философском уровне и опираясь на те же категории, то в первую очередь стоит повторить, что свойство уже существующей, «данной» вещи не создаются ее отношением к другим вещам, а только обнаруживаются в таких отношениях. Поэтому, как и во всех других случаях, в новых отношениях вещи, возникающих при ее взаимодействии с субъектом, новые свойства только обнаруживаются. Так, у вещи, находящейся в потребностных отношениях с субъектом, обнаруживается новое свойство «удовлетворять какую-то потребность субъекта», точно так же, как у субъекта при этом обнаруживается новое свойство: «иметь потребность в данном предмете». Причем, потребностное отношение, как и другие объективные в своей основе отношения, не устанавливаются между случайно взятыми вещами. Для установления отношения каждая из его сторон должна обладать соответствующей внутренней сущностью: соответствующим составом элементов и их структурой как системой внутренних отношений, которые и определяют, так сказать, «изнутри» свойства, обнаруживающие во внешних отношениях между вещами, то есть, ценностное свойство вещи или ее свойство быть предметом потребности обнаруживается у природных вещей в отношениях с человеком, но зависит оно не от произвола субъекта, а одновременно от двух причин: внутренний сущности данной вещи и внутренней сущности самого субъекта, что, собственно, и позволяет им образовать данное отношение.

Однако человек как социальный индивид обладает не только активностью в установлении отношений нового типа (потребностных или ценностных отношений), но и целенаправленной активностью – деятельностью и, в частности, трудовой деятельностью. В процессе труда человек производит новые вещи с заранее планируемыми свойствами, позволяющие им в будущих отношениях становится предметами потребности. Для этого человек использует естественные, сущностные свойства вещей и, сознательно «заостряя» их, превращает в новые предметы, в которых необходимое свойство максимально выражено. Анализируя представления о предмете как бытии вещи для человека, О.Г. Дробницкий приходит к выводу, что «в общественном предмете мы имеем дело не со свойствами вещи как таковой, а с социальным отношением, но отношение это не непосредственно личное, между отдельными лицами, а воплощенное, кристаллизованное в предметах» [117, с.321 ]. В большинстве случаев уже сам факт существования предмета как продукта производства, т.е. изначально предназначенного для удовлетворения какой-либо потребности, говорит о том, что в нем «заложена» ценность. Тем не менее как в природных вещах, так и вещах «второй природы», взятых вне отношений к потребностям субъекта или общества, невозможно обнаружить специфических «ценностных свойств», даже если эти вещи поставить во все другие отношения со всеми другими вещами. А ведь только так можно обнаружить любое свойство.

Исходя из этих соображений, вытекающих из положений о природе любых свойств и отношений, становится ясно, что «потребностные» или «ценностные» свойства предметов невозможно прямо измерить с помощью каких бы то ни было приборов.

Однако это ни в коей мере не подрывает их объективности, как кажется некоторым аксиологам [ 117, с.6-47 ], как и не превращает их в нечто таинственное, «внеестественное», «сверхчувствительное», не делает их или «одушевленными», или «ожившими» предметами, как считает сам О.Г. Дробницкий [ 117, с.317 ]. Например, общепризнанно такое особое свойство предмета-товара как его стоимость. Это объективное свойство, но его тоже невозможно измерить с помощью физических приборов. Стоимость создается в общественных, трудовых отношениях, но обнаруживается она только в процессе обмена или потребления [ 66, т. 24, с.525 ]. Вне общественных отношений, вне потребления товара «стоимость» также, как и «ценность» или «значимость» предмета, никак не обнаруживает себя. Другой пример из противоположной сферы, из сферы объект-объектных отношений. Ни у кого не вызывает сомнения, что вес тела (в бытовом понимании) – объективное свойство. Однако и вес тела, как и всякое свойство, является относительным. Он «исчезает», если предмет поставить в особые отношения с притяжением к Земле. Наконец, третий пример. Само измерение, как известно, – это установление отношения одной величины к другой, принятой за «меру» [ 73, с.9 ], т.е. все зависит от того, в отношении с чем будет поставлена измеряемая величина (свойство).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.