Рефераты. Философские течения и категории

Вопреки прямому указанию К. Маркса о том, что с изменением базиса более или менее быстро преобразуется возвышающаяся над старым базисом надстройка, И. В. Сталин выдвинул неправильное положение о ликвидации старой надстройки вслед за ликвидацией старого базиса. Тем самым снимался вопрос о преемственности надстроечных форм, что всегда подчеркивали классики марксизма-ленинизма. Не менее существенную ошибку допустил Сталин, когда выдвинул положение об одноклассовом характере надстройки, которая якобы служит лишь господствующему классу. В действительности в классовом обществе антагонистические производственные отношения порождают противоречивую надстройку, в которой происходит борьба идей и организаций угнетенного класса с идеями и организациями класса угнетающего.

При переходе от капитализма к социализму происходит крутая ломка всего уклада общественной жизни. Капиталистический базис коренным образом отличен от социалистического. Можно ли говорить о преемственности в надстройке в этих условиях? В известном отношении можно. И здесь некоторые элементы прежней надстройки в переработанном виде сохраняются в новой надстройке. Социалистическая революция в отличие от предшествующих не совершенствует, а разрушает старую государственную машину. Тем не менее даже здесь есть черты известной преемственности.

Наконец, надстройка оказывает обратное влияние на базис. Надстройка не является чем-то пассивным, она активна. В чем состоит активность надстройки? Когда новый базис вызывает к жизни новую надстройку, новые политические учреждения, новые взгляды, они помогают своему базису оформиться, развиться и укрепиться. И буржуазное государство, и буржуазное право, и буржуазная мораль, и буржуазное искусство — все они сыграли громадную роль в развитии и укреплении капиталистического способа производства, помогли вытеснить остатки феодального способа производства. С другой стороны, надстройка (в данном случае — буржуазная надстройка) тогда, когда способ производства себя изжил, помогает ему сохранять свое существование.

Стало быть, новые, только что выросшие учреждения и идеи, новая прогрессивная надстройка, помогают новому способу производства оформиться, укрепиться, двигают общество вперед, ускоряют его развитие, наоборот, отжившая надстройка стремится сохранить отживший строй, удлиняет сроки его существования. Но в обоих случаях роль надстройки активна: она влияет на базис — или стимулирует, или задерживает его развитие.


Задание №4


Изложите основные идеи, теории, разработанные русским философом 20 века И. А.Ильиным


Мыслитель и ученый-правовед, культуролог, блестящий оратор и оригинальный литературный критик, он родился в 1883 г. в Москве.

После окончания московского университета он остается там преподавать право на юридическом факультете. За время двухгодичной командировки (с 1910 по 1912 г.) он посещает Германию, Францию, Италию, расширяя и углубляя свои философские познания. В 1918 г. защищает магистерскую диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую ему были присвоены сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

В 1922 г. он вместе с другими видными деятелями русской науки и культуры был выслан из России. В течение ряда лет он жил и работал в Германии, занимая должность профессора в Русском научном институте. После прихода к власти национал-социалистов переезжает в Швейцарию, где продолжает свою научную деятельность, читает лекции в Народных университетах об основах правосознания, о религии, о русской культуре и литературе. Умер в Цюрихе в 1954 году.

Без какого бы то ни было упрощения и примитивизации Ильин давал ответы на фундаментальные вопросы Бытия: что такое духовная свобода и христианская совесть? В чем духовные основы патриотизма? Каковы необходимые предпосылки демократии, без которых ее нелепо вводить и бессмысленно поддерживать? Почему здоровый хозяйственный акт требует свободной инициативы, собственности и братской щедрости? Почему Россия выросла политически и духовно в авторитарном строе?

И.А. Ильин был убежденным монархистом и в своих книгах доказывал преимущества и целесообразность монархического государственного устройства, подчеркивая при этом уникальность Российской империи, в которой на протяжении веков мирно сосуществовали сотни этнических и расовых групп.

В книге «О монархии республике» Ильин противопоставляет руссоистской идее равенства свою концепцию монархического правосознания, согласно которой никакого равенства в природе никогда не бывало и быть не может. Эту идею естественного неравенства Ильин развивает и в книге «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», в которой пишет: «Кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь, тот скоро убедится, что люди неравны от природы, неравны по своей силе и способности, неравны по своему социальному положению; и что справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей». Я в этом полностью разделяю идею Ильина и считаю, что на основе этой концепции можно было бы построить идеальное государство. Но, к сожалению, воплощение этой концепции в российской действительности весьма затруднительно, потому что объективно определить «действительное неравенство людей» очень сложно.

В книге «О сопротивлении злу силою», Ильин отмечает, что советский коммунизм имеет европейское происхождение и был задуман европейскими социалистами и атеистами, осуществлен международным сообществом людей, сознательно политизировавших уголовщину и криминализировавших государственное правление. Говоря об этих мировых полуинтеллигентах, которые встали во главе России, Ильин утверждает, что именно в их среде созрела «химера всеобщего равенства», которая подменяет собой идею справедливости. Подобным бесовским духом проникнута и другая ложная идея недуховной свободы: «не свободы веры и Богосозерцания, а свободы безбожия, не свободы совести, а свободы от совести, от ответственности, от духа, от вкуса, от правосознания. Свобода стала разнузданностью в нравах, бесформенностью в искусстве, тоталитарностью в политике». Эгалитарски настроенные полуинтеллигенты вместо того, чтобы вести свой народ за национальной идеей и к государственной цели, т.е. вместо того, чтобы заниматься созидательной деятельностью, на протяжении многих десятилетий подготавливали, а затем осуществляли революцию. Меня поражает прозорливость Ильина и актуальность поднимаемых им проблем и на сегодняшний день. После прочтения отрывков из его сочинений я начинаю понимать первопричину многих проблем, «процветающих» сейчас в России.

В этой же книге Ильин пишет, что величайшим бедствием для страны обернулась вера ее интеллигенции в пригодность и даже спасительность западноевропейских государственных форм для России. «Они не понимали, что западные демократии держатся на многочисленном и организованном «среднем сословии» и на собственническом крестьянстве, что в России нет ни того, ни другого». Ныне действующее руководство нашей страны прекрасно осознает необходимость формирования среднего класса в России, однако однозначного решения этой проблемы по-прежнему нет.

Одна из причин всего происшедшего, по мнению Ильина, заключается в том, что в России не было «верной идеи», творческой и национальной идеи, которая вдохновила и одушевила русскую интеллигенцию и весь народ на основе братского правосознания и патриотического чувства. И эту «национальную идею» мы до сих пор не можем найти и четко сформулировать.

Русская идея, заявляет автор, это идея сердца, а любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Кризис, охвативший Российскую империю в ХХ вв., по мнению Ильина, не просто политический или экономический: это прежде всего кризис духовный. И поэтому чтобы преодолеть его, необходимы духовные силы, способные противостоять стихии зла и разрушения. Для обретения этих духовных сил русскому человеку надо не только знать историю своего Отечества, но и видеть в ней историю борьбы народа за самобытный собственный духовный лик. Поражает проникновение Ильина в самую глубину событий, происходящих с государством и его умение прослеживать взаимосвязь общественных событий с умонастроением каждого человека как представителя этого общества. В нашей стране при советской политической системе вопрос духовности всегда замалчивался. И для меня большим открытием явилось существование подобной философской теории у нашего соотечественника И.А. Ильина.

Проекты «международной закулисы», связанные с расчленением России на части, Ильин называет близоруким и авантюристическими; пагубные последствия их человечество будет ощущать на протяжении весьма длительного времени. Убежденность в конечной обреченности попыток умертвления России в результате ее расчленения, вне сомнения, будет вдохновлять на противостояние бесовским разрушительным силам. И задача русского народа в связи с этим – «не соблазняясь чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами. Все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру – были бы для нас безнадежны». Главное, что необходимо усвоить русскому национальному сознанию: «Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя самим себе. Мы должны не заимствовать у других, не подражать им, не ходить «в кусочки», собирая на мнимую бедность. Мы должны искать «русского видения, русского содержания и русской формы».

Решить эту задачу не способно поколение безответственных мздоимцев и честолюбцев, лишенных духовных сил и качеств, необходимых для творческого созидания и возрождения Святой Руси, той самой Руси, которая представляет «живой сонм русских правдолюбцев». Решить эту задачу могут лишь «свободные умы, зоркие люди и новые религиозно укорененные творческие идеи». Только на крепкой вере в Россию и может состояться успешная борьба за ее Возрождение. У меня опять возникает ощущение того, что Ильин писал про наше время. Неужели больше чем за полвека в нашей стране ничего не изменилось в этом плане, а может даже усугубилось? И где те люди во власти, о которых говорит Ильин? 

Ильин был одним из первых мыслителей, который на глубоком философском уровне полемизировал с Толстым относительно его теории непротивления злу насилием. Он подчеркивал, что насилие как таковое и есть зло, против которого необходимо бороться, и всякий человек, подвергшийся насилию, заслуживает сочувствия и помощи. Если бы зло не обладало тенденцией к агрессивности и насилию и не проявлялось бы во внешних поступках, сопротивляться ему посредством физического пресечения было бы не нужно и невозможно. Вся история человечества, продолжает Ильин, состояла в том, что в разные эпохи и в разных общинах лучшие люди гибли, насилуемые худшими. при том это продолжалось всегда до тех пор, пока лучшие не решались дать худшим «планомерный и организованный отпор». Вот почему в борьбе со злом случаются ситуации, когда необходимо прибегать к физическому принуждению, ибо в противном случае непротивление превращается в пособничество злу.

При этом Ильин формулирует четкие условия, в которых применение силы не только оправдано, но и необходимо. К числу таких условий относятся: верное определение зла по характеру совершаемых им поступков, волевое отношение к жизни, принятие ответственности за свое решение и действие, последующее пожизненное нравственно-религиозное очищение. Ильин напоминает, что на Руси сопротивление злу всегда мыслилось и творилось как активное, организованное служение делу Божьему на земле. Эту идею любви и меча Ильин связывает с древнерусскими православными образами Михаила и Георгия Победоносца, приводя слова св. Феодосия Печерского: «Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божьими».

Высокоодаренной, духовно сильной личностью и пророком назвал Ильина современный немецкий философ Вольфганг Офферманс и я полностью разделяю это мнение.


Задание №5


Впишите имеющиеся суждения в соответствующие графы таблицы


Материальные экономические отношения, социальные условия существования людей, их повседневная деятельность и накапливаемый опыт отражаются в человеческой психике в виде чувств, настроений, мыслей, побуждений, привычек. Их обычно называют общественной психологией.

Если обыденное сознание складывается само собой, стихийно в процессе жизнедеятельности и взаимодействия людей, то идеология преимущественно выступает как продукт сознательной деятельности, требующей специальных усилий идеологов.


Общественная психология

Общественная идеология

Включает чувства, настроения, иллюзии

Является системой взглядов, идей

Отражает повседневные условия жизни

Выражает коренные интересы социальных групп

Следует традициям

Отражает сущность общественных отношений


Задание №6


Сочините небольшое эссе на тему «Философия Вашего кошелька»


Мне повезло…повезло родится в этой стране и в это время и попасть в руки именно к этой хозяйке. Здесь я все еще востребован и я надеюсь, что в этой стране наличные деньги еще не скоро выдут из обращения…

Конечно же моя хозяйка прячет в меня не только бумажные банкноты и металлические монеты, но и пластиковые карты. Я не люблю «пластик», там не написано сколько денег хранится внутри. Да и вообще, по большому счету пластиковая карточка – мой прямой конкурент.

А я ведь знаю цену деньгам, я знаю что они не всегда легко достаются и попадают ко мне. Иногда бывают периоды, когда я храню очень мало денег и хозяйку мою это не радует…А я ведь хочу быть нужным, хочу приносить пользу. Ведь деньги – это очень важный материальный аспект для людей и моя задача их бережно хранить.

А еще мне повезло, что моя хозяйка – девушка! Поэтому мне не приходится ютиться в узких потных карманах мужских брюк и рубашек. Я живу в просторной женской сумочке. И у меня их не одна, а несколько – черная, коричневая, бежевая, белая, зимняя, летняя и даже рюкзачок есть! И моя хозяйка никогда меня не забывает переложить из одной сумочки в другую, когда куда-либо идет.

Что я еще вижу кроме женских сумочек? Очень много…Хозяйка меня очень ценит и берет повсюду. Больше всего я люблю ходить с хозяйкой по магазинам. Там, на кассе я всегда могу видеть на что тратятся так бережно мною хранимые денежки…Но все-таки я предпочитаю, чтобы все денежки были при мне…Мне приятно видеть лицо хозяйки, когда она докладывает новые купюры в мои отделения, аккуратно раскладывая по номиналу. А вот мелочь не очень люблю – от нее иногда застежку заклинивает и шов на боку начинает трескаться.

Я не знаю, сколько я еще прослужу своей хозяйке. Нет, вы не подумайте – причина не во мне, я еще прочный и красивый, только вот деньги последнее время предпочитают хранить на «пластике», а не в кошелке. Увы, наш век заканчивается…


Список используемой литературы


1.       Д.И. Грядовой Философия, структурированный учебник

2.       Философия: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов Моск. инс-т национ. и регион. отношенй; Научн. руковод. авт. колл. док. философ. наук В.Л. Калашников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

3.       Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юристъ, 2007.

4.       Д.И. Чесноков Исторический материализм :Учебник – 1964 г.

5.       Краткий философский словарь Под ред. Алексеева, М., Проспект, 2000

6.       Диалектика и научное мышление. М., 1988

7.       Гегель Г.В. Феноменология духа. М., 1979


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.