Рефераты. Философские направления

Французская

Монтескье Шрль Луи (1689-175 гг).

Деист по мировозрению. Монтескье резко критиковал теологию и церковь, хотя и отводил религии определенную роль в поддержании общественной нравственности. Монтескье развивал идею всеобщей закономерности, которой подчинены  явления природы и общества. Отвергая провиденциализм, он трактовал закон как «необходимое отношение, вытекающее из природы вещей». Принимая общие посылки теории естественного права, Монтескье, в отличие от сторонников последовательно рационалистических концепций, считал невозможным построить на этой теории универсальную систему общественных законов, ибо условия существования народов различны.


Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг).

Мировоззрение Монтескье противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона он признает существование бога-творца, «первого двигателя» (Деизм). Движение природы, по Вольтеру, происходит по вечным законам, но бог неоделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически Вольтер склоняется к отожествлению бога и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание по Вольтеру – свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю бог. 


Руссо Жан Жак (1712-1778 гг).

В вопросах мировоззрения Руссо придерживается деизма. Наряду с существованием бога признавал также и бессмертную душу. Руссо рассматривал материю и дух как два извечно существующих начала. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей. Он резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Выступал против имущественного неравенства.


Кондорсе Жан Антуан (1743-1794 гг).

Французский философ – просветитель, в экономических вопросах был сторонником физиократов. Кондорсе критиковал религию с позиции деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию наючных знаний. В своей главной работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». На основании различных случайных признаков Кондорсе делил историю на 10 эпох, обосновал идею бесконечного прогресса капиталистического строя. Кондорсе боролся против сословного разделения, в защиту политического равенства. Одновременно считал имущественное неравенство полезным для общества.


Дидро Дени (1713-1784 гг.).


Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма и атеизма. В механическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики – идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений. Дидро решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи.


Ламетри Жюльен Офре де (1709-1751 гг).


Основываясь на физике Декарта и сенсуализме Локка, Ламетри рассматривал мир как проявления протяженной, внутренне активной, ощущаемой материальной субстанции, формами которой являются неорганическое, растительное и фивотные царства (к последнему относится и человек). Процесс мышления, присущего только человеку и представляющего результат его сложной организации, Ламетри понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти. Ламетри – представитель механицизма, приближавшихся к идеям эволюционизма. Главными причинами исторического развития считал просвещение и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. 


Гельвеций Клод Адриан (1715-1751 гг).

Основу философии Гельвеция составил сенсуализма Локка, из которого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Гельвецию, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Гельвеций считал память, которую определял как «длящееся, но ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Гельвеций понимал под ним лишь комбинирование ощущений. Он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человеческого характера и этим обосновывал необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Однако определяющую роль в общественном развитии, по Гельвецию, играют человеческое сознание и страсть.

Немецкая философия

Кант Иммануил (1724-1804 гг.)

Родоначальник немецкого классического идеализма. В так называемый «докритический период» до 1770 Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной «туманности». В это время Кант высказывал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении – в результате  приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. В философских работах «докритичского»  периода Кант наметил – под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма – различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением».


Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831 гг.)

В молодости Гегель отличался радикальным образом мышления, приветствовал французскую революцию, выступал против феодальных порядков прусской монархии. В целом философия Гегеля своеобразно отразила противоречивый характер развития Германии накануне буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа немецкой буржуазии, идеологом которой был Гегель. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже революционные тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной революции в Германии, а с другой стороны – консервативные и реакционные идеи как результат непоследовательности и трудности немецкой буржуазии, ее склонности к компромиссам с реакционным юнкерством. Эта двойственность получила выражение во всех произведениях Гегеля, в том числе и в «Фенологии духа» (1807).


Фейербах Людвиг (1804-1872 гг).

Взгляды Фейербаха изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Фейербаха. Характерная особенность материализма Фейербаха – антропогизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной  демократии. Исходным пунктом философской эволюции Фейербаха была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией.


Маркс Карл (1818 – 1883 гг).

Основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии, вождь и учитель международного пролетариата. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия, ее левое направление (младогегельянцы). Но среди младогегельянцев Маркс наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В самой ранней работе – «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (1841) – Маркс, оставаясь еще идеалистом, делает наиболее радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят Маркса к прямому столкновению с гегелевской философией из-за ее примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теоретических положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Коллизия с Гегелем и младогегельянцами в философском отношении выразилась в начавшемся переходе на материалистические позиции, на что существенное влияние оказали знакомство Маркса с реальными жизненными, прежде всего экономическими, отношениями и философия Фейербаха.


Энгельс Фридрих (1820 – 1895 гг.)

С юношеских лет Энгельс стремился к участию в борьбе за преобразование существующих общественных отношений. Примыкал к левому крылу младогегельянцев и выступил с яркой и глубокой критикой реакционно-мистических идей Шеллинга. Одновременно он критикует и Гегеля за консервативные выводы и противоречия его идеалистической диалектики. Подлинный же перелом в воззрениях Энгельса произошел тогда, когда он столкнулся с жизнью рабочего класса наиболее развитой тогда капиталистической страны – Англии. Энгельс глубоко задумывался над причинами невыносимого экономического положения пролетариев, над их политическим бесправием, изучает недостатки их идеологии, вскрывшиеся в ходе чартистского движения  с его утопическими промыслами о добровольном отказе капиталистов от власти. Результатом явились работы «Наброски к критике политической экономии» и «Положение рабочего класса в Англии».


Фромм Эрих (1900-1980 гг).

Один из главных представителей неофрейдистской школы, или «культурного психоанализа». В отличие от Фрейда, для Фромма характерны меньшая биологизация сущности человека и переход к «социопсихологизму». Фромм пытается решить важную проблему: понять механизм взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития. Однако, анализируя «социальную среду», Фромм игнорирует ее классовую неоднородность, а сущность человека и всего исторического процесса понимает абстрактно-психологически. В то же время Фромм верно подмечает пороки современного капиталистического общества (превращение человека в «вещь» в результате отчуждения, иррациональность, бессмысленность существования и др.). Капитализм, по его мнению, психически больное, иррациональное общество. Но выход из этого положения Фромм видит в «гуманистическом психоанализе», в лечении «индивидуальной патологии». Фромм пытаеися синтезировать фрейдизм и марксизм. Сочинение «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть» (1947), «Концепция Маркса о человеке» (1973).

Русская

Просвещение

Ломоносов 1711-1765   Материя  лежит  в  основе  единства  тел. Бог - архитектор и перводвигатель мира.  Основные  познания  -  эксперимент,  математика,  теория.  В  основе природных  явлений  лежит  закономерное движение частиц материи, подчиненное всеобщему   закону   сохранения   вещества   и  движения.  Был  сторонником близкодействия.  В  общественных явлениях возникает процесс исключительно в связи с развитием образования, просвещения ии ремесел.



Радищев 1749-1802      Осуждали   самодержавие,   как,   наипротивнейшее   человеческому  естеству остояние.  Объявил  залогом  освобождения "мтраждущего общества" - востание доведенного  до  "крайности"  народа.  В политике разделял идею круговорота "вольности"  и  "рабства". Работы: Ода "Вольность", "Путешествие Петербурга в Москву". 


Западники

Петр Чаадаев   1794-1856         Приверженец  ряда  принципов каталицизма. Уповал на свершение земных чаяний народа,  как  сверхразумного целого, преодалевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под  руководством  разума  и  мировой  воли.  Работы: "Филосовские письма", "Антология сумасшедшего".



Герцен Александр 1812-1870    Существует  единство  бытия  и  мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать  новый  метод  познания).  Форма  движения  к  новому миру - соединение  философии  с  жизнью,  науки  с  массами;  тогда  начнется пора "сознательного    деяния"    (это    характеристика    сущности   человека, возвышающегося   над   неосмысленным   существованием  и  над  бесстрастным занятием  наукой).  Природа  -  первичный  живой  процесс,  а  диалектика - познание и логика - ее отражение и продолжение. Работа: "Кто виноват ?"



Белинский 1811-1848    Духовная  природа человека отлична от его физической природы, но неотделима от  нее;  духовное  есть  деятельность  физического. Источник исторического прогресса  - сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное - выражение и развитие   общечеловеческого:   человечество  вне  национальностей  -  лишь логическая  абстракция.  Славянофилы  неправы,  противопоставляя  Россию  и Западную Европу.



Чернышевский 1828-1889         Природа  человека  находится  не  внутри  индивида,  а  в  его  единстве  с природными   и   социальными  силами.  История  циклична.  Она  состоит  из закономерных  восходящих  и  нисходящих  фаз  развития  в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на правящих постах. Работа: "Что делать ?"         


Славянофилы

Хомянов Алексей 1804-1860      "Соборность"  -  общий  метафизический принцип устроения бытия, описывающий множество,  собранное  силой  любви  в  свободное  и органическое единство. Человек наделен способностью устремиться к бытию, к Богу, но для сохранения этой  устремленности  необходима  "истинная  вера",  когда все многообразие духовных   и  душевных  сил  человека собрано в живую и стройную цельность. Специфичность   русской   истории   существует   из-за   православия,   как единственного   источника  просвещения  на  руси,  из-за  мирного  процесса преобразования  русской  нации, в общинном начале, как основе общественного устройства. Работа: "О старом и новом".



Киреевский Иван 1804-1860      Кризис  европейского  просвещения  в  отходе  от  религиозных начал, утрате духовной  ценности и, в частности, познавательных и моральных сил. Усвоение Россией  "европейской образованности" должно сопровождаться переосмыслением их  на основе православного учения, сохранившего в чистоте идеальную истину христианства.  В  этом и состоит "новое начало", вносимое Россией в мировую историю.  Работы:  "О  хорактере  просвещения  Европы  и  о его отношению к просвещению России".


Религиозная философия

Соловьев Владимир     1853-1900         Картина  мира:  божественный  мир  в  трех  главных сферах: субстанционный, умственнный  и  чувственные  миры.  Субстанционный  мир  -  мир находится в единстве  с  богом.  Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир  -  мир  людей.  Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом.  Задача  человечества  -  воссоединиться  с  Богом. Соловьев вводит термин:  "софия"  -  идеальное  человечество,  достигаемое через соединения чувственной  сферы  действует  не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем   внутренними   противоречиями   между   безусловным  и  условным (божественным  и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через  действия  и  помощь государства. Работы: "Теократическая философия", "Чтения о бого-человеке".



Бердяев Николай 1874-1948      Человек  обладает  свободой воли, противопоставленной необходимости и Богу. Свобода существует в двух вариантах:

1. иррациональная (первоначальое ничто, хаос и мука)

2. рациональная   (в Боге)

Бог  создал  человека  по  своему  подобию, но не смог победить потенциизм. Преодоление  его  -  в  воссоединении  с  Богом через религиозные общества. Бердяев  говорит  о  неизбежности  революции  в истории. Работы: "Философия свободного духа", "Самопознание".     



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.