Рефераты. Философские направления

Мир Пармеид представляет себе в виде неподвижного и сплошь  заполненного шара. Паремеид резкопротивопоставлял "учение истины" (о том что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неизменно, неделимо, не содержит пустоты) "учению мнения" (о том, что существует множество вещей - возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). "Учение истины" достоверно, "учение мнения" лишь правдоподобно. "Учение истины" П сознательно направлял против диалектики Гераклита и его последователей. В "учении мнения" П излагал свои астрономические, физические и физиологические гипотезы. Наивно-материалистическая "физиика" П исходит из допущения двух начал: активного - огненного, светлого и инертного - темного.


Плюрализм

Плюрализм (лат pluralis - множественный) - концепция, противопололжная моизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу, Точка зрения П лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к П выражает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциализмов и др.) возвысится над материалистическим и идеологическим моизмом. В социологии П служит основаниемдля отрицания единой определяющей основы об-ва, для взгляда на историю как на на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества. Конуепция П используется для дискредитации монистической философской основяч марксизма-ленинизма, а также политической системы социализма.

Классический период.

Сократ (469-399 гг д.н.э.).


Сократ  - древнегреч философ, учение которого знаменут поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен Аристипп. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира,  физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета пазнания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.


Платон (428.427-348.347 гг д.н.э).

Основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов("Софист", "Парменид", "Теэтет"). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений всоего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Пармеида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию  о существовании бестелесых форм вещей, которые называл «видами» и ли «идеями» и которые отожествлял с бытием. «Идеям» Платон противопоставлял небытие. Отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. В центре космологии Платон учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способно к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов.


Аристотель (384-322 гг д.н.э).

Родился в Стагире, во Фракии; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесых форм ("идей"), однакополностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь "между идеализмом м материализмом". Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии Аристотель различал :

1)       теоретическую часть – учение о бытии, его частях причинах и началах,

2)       практическую часть – о человеческой деятельности,

3)       поэтическую – о творчестве.

Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель принавал четыре причины:

1)       материю, или пассивную возможность становления,

2)       форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность,

3)       начало движения

4)       цель

Эллинистический период

Эпикур (341-270 гг д.н.э).

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движени. Возрождая атомизм Левкиппа - Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов, движужущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) « отклонения» атома от прямой линии. Это- основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита. В теории познания Эпикур – сенсуалист.  Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия.


Зенон из Китиона (336-264 гг д.н.э).

Основатель стоицизма. Уроженец г.Китиона на острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее - у платоника Полемона. В 308 основал в Афинах школу, получившую название стоической от "стоа пойкилэ" – узорчатого портика, украшенного фресками. Произведения Зенона дошли до нас в виде немногочисленных фрагментов. Зенон различал три части философии: логику, физику и этику. Известно, что Зенон ввел термин «каталепсис» (понятие).  По учению Зенона, представление («фантасия») есть отпечаток («тюпосис») вещей в душе. Критерием истины Зенон считал «захватывающий образ», поскольку он связывается с постижением действительности.


Пиррон (360-270 гг д.н.э.).

Основатель античного скептицизма. Об учении Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона - этика, вопросы счастья и его достижения.Счастье Пиррон понимает как невозмутимость (Апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По учению Пиррона, мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздержаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания – в достижении душевного покоя. 

Римский период

Сенека (4г д.н.э - 65г н.э).

Представитель римского стоицизма, воспитатель императора Нейрона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Его труды ("Нравственные письма к Луцилию" и др) дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво, Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т.е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Сенека разрабатывает главным образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых , по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия).


Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг)

Философ-стоик, римский император (161-180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произведении - "К самому себе". Назревавший кризис Римской империи  обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познания фатальной необходимости, правящей миром.


Плотин (205 - 270гг).

Древнегреческий философ - идеалист, родом из Египта, жил в Риме. Плотин - основатель школы неоплатонизма, усилевшей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по мнению Плотина, начинается с непостижимого первоединого начала, которое проявляется вовне через своего рода «истечение» (эманацию) – сначала как мировой ум, затем как душа  мира, далее как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумеет небытие.  Цель человеческой жизни, по Плотину,  - восхождение к первоединому. Достигается онв посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч.  познавательных. На высшей, экстатичекой ступени восхождения душа воссоединяется с богом.

Средневековый период

Блаженный Августин (354-430 гг).

Августин Блаженный Аврелий - епископ гиппонский, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: "Без веры нет знания, нет истины». Воззрения Августина – один из источников схоластики. В сочинении « О граде божием» (426)  Августин развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви.


Фома Аквинский (1225-1274 гг).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.