|
||
|
Плюрализм |
Плюрализм (лат pluralis - множественный) - концепция, противопололжная моизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу, Точка зрения П лежала в основе монадологии Лейбница. Склонность к П выражает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциализмов и др.) возвысится над материалистическим и идеологическим моизмом. В социологии П служит основаниемдля отрицания единой определяющей основы об-ва, для взгляда на историю как на на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества. Конуепция П используется для дискредитации монистической философской основяч марксизма-ленинизма, а также политической системы социализма. |
Классический период. |
Сократ (469-399 гг д.н.э.). |
Сократ - древнегреч философ, учение которого знаменут поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен Аристипп. Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета пазнания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. |
|
Платон (428.427-348.347 гг д.н.э). |
Основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов("Софист", "Парменид", "Теэтет"). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений всоего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Пармеида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесых форм вещей, которые называл «видами» и ли «идеями» и которые отожествлял с бытием. «Идеям» Платон противопоставлял небытие. Отожествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. В центре космологии Платон учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способно к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. |
|
Аристотель (384-322 гг д.н.э). |
Родился в Стагире, во Фракии; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесых форм ("идей"), однакополностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь "между идеализмом м материализмом". Основал в Афинах (335) собственную школу (Ликей). В философии Аристотель различал : 1) теоретическую часть – учение о бытии, его частях причинах и началах, 2) практическую часть – о человеческой деятельности, 3) поэтическую – о творчестве. Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель принавал четыре причины: 1) материю, или пассивную возможность становления, 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность, 3) начало движения 4) цель |
Эллинистический период |
Эпикур (341-270 гг д.н.э). |
Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движени. Возрождая атомизм Левкиппа - Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов, движужущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) « отклонения» атома от прямой линии. Это- основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита. В теории познания Эпикур – сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истинны, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия. |
|
Зенон из Китиона (336-264 гг д.н.э). |
Основатель стоицизма. Уроженец г.Китиона на острове Кипр. Учился у Кратеса (киника), затем у Стильпона и Диодора (Мегарская школа); позднее - у платоника Полемона. В 308 основал в Афинах школу, получившую название стоической от "стоа пойкилэ" – узорчатого портика, украшенного фресками. Произведения Зенона дошли до нас в виде немногочисленных фрагментов. Зенон различал три части философии: логику, физику и этику. Известно, что Зенон ввел термин «каталепсис» (понятие). По учению Зенона, представление («фантасия») есть отпечаток («тюпосис») вещей в душе. Критерием истины Зенон считал «захватывающий образ», поскольку он связывается с постижением действительности. |
|
Пиррон (360-270 гг д.н.э.). |
Основатель античного скептицизма. Об учении Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона - этика, вопросы счастья и его достижения.Счастье Пиррон понимает как невозмутимость (Апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По учению Пиррона, мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздержаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания – в достижении душевного покоя. |
Римский период |
Сенека (4г д.н.э - 65г н.э). |
Представитель римского стоицизма, воспитатель императора Нейрона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Его труды ("Нравственные письма к Луцилию" и др) дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво, Сохраняя пантеизм греческих стоиков, т.е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, Сенека разрабатывает главным образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых , по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия). |
|
Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг) |
Философ-стоик, римский император (161-180). Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произведении - "К самому себе". Назревавший кризис Римской империи обусловил специфику философии Марка Аврелия. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка – первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через само углубление и познания фатальной необходимости, правящей миром. |
|
Плотин (205 - 270гг). |
Древнегреческий философ - идеалист, родом из Египта, жил в Риме. Плотин - основатель школы неоплатонизма, усилевшей мистическое содержание учения Платона. Мировой процесс по мнению Плотина, начинается с непостижимого первоединого начала, которое проявляется вовне через своего рода «истечение» (эманацию) – сначала как мировой ум, затем как душа мира, далее как единичные тела, вплоть до материи, под которой Плотин разумеет небытие. Цель человеческой жизни, по Плотину, - восхождение к первоединому. Достигается онв посредством сдерживания и обуздания телесных влечений, а также развитием духовных сил, в т.ч. познавательных. На высшей, экстатичекой ступени восхождения душа воссоединяется с богом. |
Средневековый период |
Блаженный Августин (354-430 гг). |
Августин Блаженный Аврелий - епископ гиппонский, христианский богослов и философ-мистик, близкий к неоплатонизму, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрение носит фидеистический характер, подчиняясь принципу: "Без веры нет знания, нет истины». Воззрения Августина – один из источников схоластики. В сочинении « О граде божием» (426) Августин развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви. |
|
Фома Аквинский (1225-1274 гг). |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.