Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Homo sapiens (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники — питекантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всегда был связан с развитием знаний, а последние 400 лет — с прогрессом в первую очередь научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов — более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. Однако не все питают надежды по поводу благополучного завершения технического процесса[8].
Действительно для техницизма характерно стремление любые проблемы (мировоззренческие, нравственные, политические, педагогические и т. п.) разрешать по образцу алгоритмов технического знания, о чем красноречиво свидетельствует выражение «это только дело техники».
Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Он легко распространяется в общественной среде, проникает в сферу хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией техники, утверждает ее автономность и самодостаточность, полагает, что можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений. Техника динамична, мир - это «мегамашина», - таковы исходные тезисы техницизма как образа мыслей, согласия с самоподчинением технике[9].
Но нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся «машинизировать». Человек и человечество — это не машина, не техническая система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает и выражает в себе то, что извлечено человечеством из мира, то, что утверждает в мире его собственную мощь к разум.
Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.
И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей, дает дополнительные психические нагрузки, способные вызвать у некоторых людей психические отклонения) и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.
Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей «низших рас». Последнее время весь мир сотрясают вспышки терроризма, для которых человеческая жизнь — разменная карта в их политических играх. Ружья империалистических войн не затихают ни на час. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности — организованной и неорганизованной — разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение относительного материального благополучия в экономически развитых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми?[10] То, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций.
Развитие общества — закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Как будут развиваться события в этой сфере и чем всё это кончится нам не известно, ведь в коей мере способен человек предвидеть будущие, предвосхищать реальные исторические перспективы социального прогресса? Обладает ли он необходимыми для этого научными методами и средствами познания в условиях, когда цена продвижения в перёд традиционным способом социальных проб и ошибок может стать не приемлемой?
Хотя ни кто не будет спорить, что уже возникла потребность в предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции. Она предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им, опираясь на экологические, социальные и политические императивы нашей эпохи, встроенные в научно-технический прогресс. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем. Однако грядущие до последнего момента остаётся в полной мере неопределённым. Нужно надеется на лучшее, помня о возможности осуществления пессимистических прогнозов, но с верой в светлое радужное беззаботное будущие.
Глоссарий
1. Индустриальное общество – общество с промышленным способом производства, стадия развития общества, сменяющая традиционное аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Формирование индустриального общества связанно с распространением крупного машинного производства.
2. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная новых знаний о природе, обществе, мышление, включающая в себя все условия и моменты этого производства, одна из форм общественного сознания.
3. Постиндустриальное общество – стадия общественного развитии, следующая за индустриальным обществом, основой поступательного развития которого считается смена различных технологических эпох, отраслевое и профессиональное разделение труда, ведущую роль в котором приобретает сфера услуг, наука и образование.
4. Промышленность – важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающие воздействие на уровень развития общества, состоит из двух отраслей – добывающей и обрабатывающей, подразделяется на производство средств производства и производство предметов потребления.
5. Робот – термин употреблённый впервые К. Чапеком в пьесе «R.U.R.», машина с антропоморфном (человеческим) действием.
6. Техника (греч. techne – искусство, мастерство, ремесло) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
7. Технократия (греч. tehne – ремесло, искусство, мастерство, kratos – власть, господство) – 1. Социальный слой высших руководителей государственно-монополистического производства, который входит в господствующий класс. 2. Слой специалистов – высших функционеров монополистического производства. 3. Обществе6нное движение, ставившее своей целью достижения всеобщего блага с помощью индустриального переворота и планирования производства в мировых масштабах.
8. Технология (греч. techne – искусство, мастерство, ремесло и логия) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
9. Технофобия – боязнь техники, технических средств и сооружений.
10. Философия техники – совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического процесса.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. Москва. Большая Российская Энциклопедия. 1997.
2. Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.
3. Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. Москва. Политиздат. 1990.
4. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988.
5. Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.
. Фролов И.Т. Философский словарь Москва. Политиздат. 1991.
Jamoliddin SH. Umurzoqov
Master of economics
Tashkent 2005y.
[1] Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. Москва. Политиздат. 1990.
[2] Фролов И.Т. Философский словарь Москва. Политиздат. 1991.
[3] Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988.
[4] Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.
[5] Большой энциклопедический словарь. Москва. Большая Российская Энциклопедия. 1997.
[6] Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988.
[7] Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.
[8] Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.
[9] Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.
[10] Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.
Страницы: 1, 2, 3