Рефераты. Философия техники

Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей, легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Homo sapiens (человек разумный) как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники — пите­кантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс тех­ники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетике, от примитивных средств перевозки к автомобилям, самолетам, космическим кораблям. Прогресс техники всег­да был связан с развитием знаний, а последние 400 лет — с прог­рессом в первую очередь научного знания. Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов — более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. Однако не все питают надежды по поводу благополучного завершения технического процесса[8].

Действительно для техницизма характерно стремление любые проблемы (мировоззренческие, нравственные, политические, педагогические и т. п.) разрешать по образцу алгоритмов техни­ческого знания, о чем красноречиво свидетельствует выра­жение «это только дело техники».

Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Он легко распространяется в общественной среде, проникает в сферу хозяйственной и поли­тической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией техники, утверждает ее автономность и самодостаточность, полагает, что можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного субъекта истории, пренебре­гая характером наличных общественных отношений. Техника динамична, мир - это «мегамашина», - таковы исходные тезисы техницизма как образа мыслей, согла­сия с самоподчинением технике[9].

Но нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся «машинизировать». Человек и челове­чество — это не машина, не техническая система. Не челове­чество технично, а техника человечна. Она воплощает и вы­ражает в себе то, что извлечено человечеством из мира, то, что утверждает в мире его собственную мощь к разум.

Казалось бы, прогресс в истории очевиден. Но это отнюдь не общепризнано. Во всяком случае, имеются теории, либо отри­цающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того, с какой системой ценностей он подходит к истории.

И надо сказать, что отрицание или релятивизация прогресса не являются совершенно беспочвенными. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творче­ские возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зре­нии, особенно у детей, дает дополнительные психические нагрузки, способные вызвать у некоторых людей психические отклонения) и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.

Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеа­лов гуманизма. Но в XX веке произошли две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей «низших рас». Последнее время весь мир сотрясают вспышки терроризма, для которых человеческая жизнь — разменная карта в их политических играх. Ружья империалистических войн не затихают ни на час. Широкое распростра­нение наркомании, алкоголизма, преступности — организован­ной и неорганизованной — разве все это является свидетельством прогресса человечества? И разве все чудеса техники и достижение относительного материального благополучия в экономически раз­витых странах сделали их жителей во всех отношениях более счастливыми?[10] То,   что   одни   люди   или   социальные группы считают  прогрессом,  другие  нередко  оценивают  с  противоположных   позиций.

Развитие общества — закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами приро­ды, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Как будут развиваться события в этой сфере и чем всё это кончится нам не известно, ведь в коей мере способен человек предвидеть будущие, предвосхищать реальные исторические перспективы социального прогресса? Обладает ли он необходимыми для этого научными методами и средствами познания в условиях, когда цена продвижения в перёд традиционным способом социальных проб и ошибок может стать не приемлемой?

Хотя ни кто не будет спорить, что уже возникла потребность в предотвращение нежелательных резуль­татов и отрицательных последствий научно-технической ре­волюции. Она предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодей­ствовать им, опираясь на экологические, социальные и полити­ческие императивы нашей эпохи, встроенные в научно-техниче­ский прогресс. Именно это во многом предопределит, какие альтер­нативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем. Однако грядущие до последнего момента остаётся в полной мере неопределённым. Нужно надеется на лучшее, помня о возможности осуществления пессимистических прогнозов, но с верой в светлое радужное беззаботное будущие.

 

Глоссарий

1.      Индустриальное общество – общество с промышленным способом производства, стадия развития общества, сменяющая традиционное аграрное (родоплеменное, феодальное) общество. Формирование индустриального общества связанно с распространением крупного машинного производства.

2.      Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная новых знаний о природе, обществе, мышление, включающая в себя все условия и моменты этого производства, одна из форм общественного сознания.

3.      Постиндустриальное общество – стадия общественного развитии, следующая за индустриальным обществом, основой поступательного развития которого считается смена различных технологических эпох, отраслевое и профессиональное разделение труда, ведущую роль в котором приобретает сфера услуг, наука и образование.

4.      Промышленность – важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающие воздействие на уровень развития общества, состоит из двух отраслей – добывающей и обрабатывающей, подразделяется на производство средств производства и производство предметов потребления.

5.      Робот – термин употреблённый впервые К. Чапеком в пьесе «R.U.R.», машина с антропоморфном (человеческим) действием.

6.      Техника (греч. techne – искусство, мастерство, ремесло) – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.

7.      Технократия (греч. tehne – ремесло, искусство, мастерство, kratos – власть, господство) – 1. Социальный слой высших руководителей государственно-монополистического производства, который входит в господствующий класс. 2. Слой специалистов – высших функционеров монополистического производства. 3. Обществе6нное движение, ставившее своей целью достижения всеобщего блага с помощью индустриального переворота и планирования производства в мировых масштабах.

8.      Технология (греч. techne – искусство, мастерство, ремесло и логия) – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

9.      Технофобия – боязнь техники, технических средств и сооружений.

10.  Философия техники – совокупность различных течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические и мировоззренческие проблемы развития техники и научно-технического процесса.

 

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. Москва. Большая Российская Энциклопедия. 1997.

2. Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.

 3. Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. Москва. Политиздат. 1990.

4. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988.

5. Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.

. Фролов И.Т. Философский словарь Москва. Политиздат. 1991.

Jamoliddin SH. Umurzoqov

Master of economics

Tashkent 2005y.


[1] Ракитов А.И. Философия. Основные идеи и принципы. Москва. Политиздат. 1990.

[2] Фролов И.Т. Философский словарь Москва. Политиздат. 1991.

[3] Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988.

[4] Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.

[5] Большой энциклопедический словарь. Москва. Большая Российская Энциклопедия. 1997.

[6] Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988.

[7] Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.

[8] Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.

[9] Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.

[10] Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.