Рефераты. Философия техники

Философия техники

 Министерство высшего и среднего специального образование Республики Узбекистан

 

Ташкентский Государственный Экономический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контрольная работа по философии на тему:


«Философия техники»

 

 









Выполнил:

Магистрант гр. МКЭМ-01

Ж.Умурзаков



Научный руководитель:

Т.Каримов










Ташкент 2005

 

 

Тема: «Философия техники».


План (список предлагаемых к теме вопросов):


1. Феномен техники, её назначение и сущность…………………………………………3

2. Основные этапы развития техники……………………………………………………..4

3. Техника в индустриальном обществе: изменение её социальной роли и статуса…..6

4. Система «человек- техника»: проблема возможного попадании человека в         

зависимость от техники…………………………………………………………………….8

5. Техницизм и антитехницизм о перспективе развития техники………………………10


Глоссарий……………………………………………………………………………………13

Библиография……………………………………………………………………………….14



1. Феномен техники, её назначение и сущность.

«Одним ранним ноябрьским утром, первобытный человек, проснувшись после непродолжительного ночного сна, томимый лёгким чувством голода, взял в правую руку лежавшею неподалёку от него отпавшею ветку бука и начел интенсивно копать землю».

Гипотеза одного фантаста.


Не будем критично относится к служителям пера. Может именно так начался совместный путь человека и техники. Однако человеку свойственно стремится к улучшению своёй жизни, приспосабливаться и приспосабливать мир под свои нужды и техника в этом ему добрый друг, соратник, помощник и в некотором роде даже господин.

Техника всегда привлекала внимания философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность  и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия[1].

Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве по­нятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (ар­тефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окру­жающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства  в реализации того  или  иного вида деятельности.

В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники    преимущественно    оперирует первым  смыслом.   Интерес   к  исследо­ванию   техники    как   к    философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля.    Новая    волна    интереса к технике в  первом  смысле связана  с развитием инженерного мышления эпо­хи  Возрождения,  а  позднее с бэконианской   и   картезианской   традициями[2]. Рационалистическая   философия,   осо­бенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и тех­ническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противо­речий  и  достижение  общего  благопо­лучия.  

Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т.д.[3] Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позволять не совершать эту работу человеку.

В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы, познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы воздействия человека на окружающей его мир.

2. Основные этапы развития техники.

 

  «12 августа 1996 года машины восстанут

против людей…»

К/ф. «Терминатор 2. Судный день».

 



История техники — это объективная предпосылка чело­веческой деятельности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении ее история вы­ражена цепочкой последовательных ступеней: ручные ору­дия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техни­ка, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим дейст­вующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.

Современный мир — это «технизированное» пространст­во и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техни­ка— исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в перво­зданном мире природы, а в «техносфере».

Привлекательны и актуальны идеи о периодизации раз­вития техники, высказанные американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он полагал, что точкой отсчета современной (а не древней) техники можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три техниче­ских эпохи.

Первая «эотехническая» (1000-1750 гг.) имеет в основе технологию «воды и дерева». Вторая «палеотехническая» (от второй половины ХVIII.в. до середины XX в.) опирает­ся на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья, «нео­техническая» (ныне длящаяся) использует комплекс «электричества и сплавов»; Как видим, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в созда­нии технических устройств.

Впечатляющую схему этапов технического развитая пред­ложил отечественный исследователь Г.Ф. Сунягин. По пред­ложенной им исторической типологии этапы изменения тех­ники заданы определенным типом труда. Древнейшая техни­ка с ее «разрушительным» характером (в рамках охоты и собирательства) отражает «присваивающий» способ отношения к природе. Земледельческая практика, утвердившаяся в ходе неолитической революции, выявила моменты конструк­тивности, собственно технические черты. Однако наиболее полно качественные грани в истории техники обнаружились с появлением машинного производства. По его мнению, выра­зительную роль в воссоздании «технизированного» воззрения на мир сыграли такие технические новшества позднего европейского средневековья, как часы, стекло и книгопечатание. Часы позволили выйти из природных циклов, из органи­ческого времени. Они дали возможность человеку «сгу­стить» время, подчинить его ритмам собственной деятельно­сти, позволили осознать его необратимость. С тех пор время стало «богатством», а его нехватка — «бедствием». «Не хва­тает времени» — эта жалоба слышна повсюду и поныне. Стекло привело к осознанию однородности пространст­ва. Произошла его «десакрализация», снятие с него покры­вала «священности». Возникли предпосылки для утвержде­ния обычного зрительного опыта как основы видения реаль­ности, помимо символических ассоциаций. Печатный станок изменил всю систему коммуникации, унифицировал знаково обозначенную реальность, положил начало тому, что в нашем столетии назвали «Галактикой Гу­тенберга».

Приведенная типология интересна в том отношении, что она оказывает технические новшества как факты, способст­вующие масштабным изменениям в человеческой ментальности и всей системе общественных отношений от экономи­ки до высших идеологий. Любая периодизация технической истории, конечно, не исчерпывается приведенными приме­рами. «История техники» как жанр насчитывает немало на­званий и содержит в себе множество оригинальных автор­ских суждений. Пишут о естественной истории машин, вы­деляя машинную «анатомию» (строение механизмов), «генетику» (преемственность структуры), «физиологию» (принципы движения).

Один из крупнейших физиков XX в. Макс Борн прибег­нул к смелому образу, стремясь показать главные рубежи развития техники. По его мнению, высказанному в книге «Моя жизнь и взгляды», законно считать, что одним из ре­шающих факторов истории является тот вид энергии, которым человечество располагает в данный момент. В этом све­те вся история человечества распадается на два — и только два — великих периода: первый — от Адама до наших дней, второй — с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена[4]. Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потребления солнечной энергии и началом использования ее чисто земных источников.

Распространенной также считается периодизация развития техники, согласно которой последняя берёт начало с Неолитической революции – перехода человека от присваивающего труда к производящему. Длительное время техника развивается медленно, в основном опираясь на совершенствование приёмов и способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования, её основной задачей в этот период является удовлетворение нужд и потребностей милитаризированного государства и общества (традиционная техника). XVI – XVIII вв. – время необычайного бурного социального и экономического развития (индустриализм). Нужды торговли, мореплавания, мануфак­турного производства потребовали теоретического и экспериментального решения огромного количества новых практических промышленных задач. Развиваясь в этом русле техника постепенно смещается немного в информатики и экология (постиндустриализм). Отметим, что все теории периодизации развития техники самодостаточны, дополняют друг друга и достойны права на существование.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.