Министерство высшего и среднего специального образование Республики Узбекистан
Ташкентский Государственный Экономический Университет
Контрольная работа по философии на тему:
«Философия техники»
Выполнил:
Магистрант гр. МКЭМ-01
Ж.Умурзаков
Научный руководитель:
Т.Каримов
Ташкент 2005
Тема: «Философия техники».
План (список предлагаемых к теме вопросов):
1. Феномен техники, её назначение и сущность…………………………………………3
2. Основные этапы развития техники……………………………………………………..4
3. Техника в индустриальном обществе: изменение её социальной роли и статуса…..6
4. Система «человек- техника»: проблема возможного попадании человека в
зависимость от техники…………………………………………………………………….8
5. Техницизм и антитехницизм о перспективе развития техники………………………10
Глоссарий……………………………………………………………………………………13
Библиография……………………………………………………………………………….14
1. Феномен техники, её назначение и сущность.
«Одним ранним ноябрьским утром, первобытный человек, проснувшись после непродолжительного ночного сна, томимый лёгким чувством голода, взял в правую руку лежавшею неподалёку от него отпавшею ветку бука и начел интенсивно копать землю».
Гипотеза одного фантаста.
Не будем критично относится к служителям пера. Может именно так начался совместный путь человека и техники. Однако человеку свойственно стремится к улучшению своёй жизни, приспосабливаться и приспосабливать мир под свои нужды и техника в этом ему добрый друг, соратник, помощник и в некотором роде даже господин.
Техника всегда привлекала внимания философов, и это легко объяснить. Дело в том, что деятельность человека технична по своей природе. Выделившись благодаря труду из мира животных, человек, по существу, превратил трудовую деятельность и связанные с нею представления, навыки, способы и средства производства в фундаментальные основания, базис своего бытия[1].
Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.
В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Аристотеля. Новая волна интереса к технике в первом смысле связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения, а позднее с бэконианской и картезианской традициями[2]. Рационалистическая философия, особенно в лице просветителей, была склонна видеть в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения всех социальных противоречий и достижение общего благополучия.
Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, руду, прочие полезные ископаемые, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т.д.[3] Основным свойством техники является её способность совершать полезную работу и соответственно позволять не совершать эту работу человеку.
В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приёмы, методы, познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы воздействия человека на окружающей его мир.
2. Основные этапы развития техники.
«12 августа 1996 года машины восстанут
против людей…»
К/ф. «Терминатор 2. Судный день».
История техники — это объективная предпосылка человеческой деятельности. Есть несколько концепций исторического развития техники. В классическом марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком. «Естественное» заменяется «искусственным», созданным, расширяя тем самым возможности освоения человеком внешнего мира и глубин собственной жизнедеятельности. Меняется тип связи между человеком и техническими рабочими органами.
Современный мир — это «технизированное» пространство и «технологизированное» время. Исчезни сегодня техника— исчезнет и человек. Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».
Привлекательны и актуальны идеи о периодизации развития техники, высказанные американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он полагал, что точкой отсчета современной (а не древней) техники можно считать начало второго тысячелетия нашей эры. Опираясь на опыт европейской истории, Л. Мамфорд выделяет три технических эпохи.
Первая «эотехническая» (1000-1750 гг.) имеет в основе технологию «воды и дерева». Вторая «палеотехническая» (от второй половины ХVIII.в. до середины XX в.) опирается на комплекс «угля и железа». И, наконец, третья, «неотехническая» (ныне длящаяся) использует комплекс «электричества и сплавов»; Как видим, в основу периодизации положен используемый в технике основной вид энергии и то «вещество», которое занимает центральное место в создании технических устройств.
Впечатляющую схему этапов технического развитая предложил отечественный исследователь Г.Ф. Сунягин. По предложенной им исторической типологии этапы изменения техники заданы определенным типом труда. Древнейшая техника с ее «разрушительным» характером (в рамках охоты и собирательства) отражает «присваивающий» способ отношения к природе. Земледельческая практика, утвердившаяся в ходе неолитической революции, выявила моменты конструктивности, собственно технические черты. Однако наиболее полно качественные грани в истории техники обнаружились с появлением машинного производства. По его мнению, выразительную роль в воссоздании «технизированного» воззрения на мир сыграли такие технические новшества позднего европейского средневековья, как часы, стекло и книгопечатание. Часы позволили выйти из природных циклов, из органического времени. Они дали возможность человеку «сгустить» время, подчинить его ритмам собственной деятельности, позволили осознать его необратимость. С тех пор время стало «богатством», а его нехватка — «бедствием». «Не хватает времени» — эта жалоба слышна повсюду и поныне. Стекло привело к осознанию однородности пространства. Произошла его «десакрализация», снятие с него покрывала «священности». Возникли предпосылки для утверждения обычного зрительного опыта как основы видения реальности, помимо символических ассоциаций. Печатный станок изменил всю систему коммуникации, унифицировал знаково обозначенную реальность, положил начало тому, что в нашем столетии назвали «Галактикой Гутенберга».
Приведенная типология интересна в том отношении, что она оказывает технические новшества как факты, способствующие масштабным изменениям в человеческой ментальности и всей системе общественных отношений от экономики до высших идеологий. Любая периодизация технической истории, конечно, не исчерпывается приведенными примерами. «История техники» как жанр насчитывает немало названий и содержит в себе множество оригинальных авторских суждений. Пишут о естественной истории машин, выделяя машинную «анатомию» (строение механизмов), «генетику» (преемственность структуры), «физиологию» (принципы движения).
Один из крупнейших физиков XX в. Макс Борн прибегнул к смелому образу, стремясь показать главные рубежи развития техники. По его мнению, высказанному в книге «Моя жизнь и взгляды», законно считать, что одним из решающих факторов истории является тот вид энергии, которым человечество располагает в данный момент. В этом свете вся история человечества распадается на два — и только два — великих периода: первый — от Адама до наших дней, второй — с появлением атомной энергии, отныне и на все будущие времена[4]. Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потребления солнечной энергии и началом использования ее чисто земных источников.
Распространенной также считается периодизация развития техники, согласно которой последняя берёт начало с Неолитической революции – перехода человека от присваивающего труда к производящему. Длительное время техника развивается медленно, в основном опираясь на совершенствование приёмов и способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования, её основной задачей в этот период является удовлетворение нужд и потребностей милитаризированного государства и общества (традиционная техника). XVI – XVIII вв. – время необычайного бурного социального и экономического развития (индустриализм). Нужды торговли, мореплавания, мануфактурного производства потребовали теоретического и экспериментального решения огромного количества новых практических промышленных задач. Развиваясь в этом русле техника постепенно смещается немного в информатики и экология (постиндустриализм). Отметим, что все теории периодизации развития техники самодостаточны, дополняют друг друга и достойны права на существование.
Страницы: 1, 2, 3