Рефераты. Философия развития и проблема города

Следует предположить, что выделение понятия о «городе» требует гораздо более сложной работы по выделению различных форм мыслимости этого комплекса явлений и схематизации смысла всего поля различных категорий и определений, в ориентации на задание рамок для различных типов деятельности и городских практик.

4. Обращаясь к анализу идеи «города», необходимо использовать принципы исторического подхода: как всякое социокультурное явление, «город» меняет свое лицо и свою «природу» по мере исторической трансформации человеческой деятельности. Однако, не имея ответа на вопрос о сущности «городского», мы всегда, обращаясь к материалу истории, должны остерегаться выдать до городские и не городские формы расселения и ЖД за формы существования города.

Исторический подход раскрывает себя в идее «развития». Точнее, принцип развития и стоящая за ним логика анализа органических объектов представляют собой наиболее изощренную форму реализации исторического подхода в науках о духе. Используя принцип развития при анализе идеи «города», мы получаем по крайней мере две интерпретации. Один раз «город» должен быть рассмотрен как элемент и организованность более широкого общественного целого и процессов культурно-исторического развития МД; другой раз «город» должен быть проанализирован как самостоятельно развивающаяся системная целостность, а внутри нее должны быть выделены элементы и организованности, выступающие в качестве источников и механизмов развертывания самого «города». Как в первом, так и во втором случае, «город» рассматривается как искусственно-естественное (И-Е) образование.

Рассматривая «город» как И-фактор развития универсума МД и конкретных социокультурных формаций МД и ЖД, необходимо более определенно охарактеризовать эту «искусственность». Часто можно слышать, что город характеризуется через те или иные специфические и уникальные формы деятельности, которые концентрируются и упаковываются на одном участке территории. Однако, как следует из предыдущего изложения, существует большая опасность выдать те или иные конкретные исторические преходящие формы МД и ЖД за сущностные характеристики «города» и «городского образа жизни». Более продуктивным, на наш взгляд, представляется рассмотрение самой формы «концентрации» и «интенсификации» как сущностной характеристики «города» вне зависимости от тех конкретных типов МД и ЖД, которые собирает данная формация городов. В этом случае можно было бы считать процессы концентрации и интенсификации той И-компонентой процессов развития, которая задает место и роль городов в историческом развертывании МД. Напротив, те типы МД и ЖД, которые собираются в «городе» в данной социокультурной формации, относились бы нами к плану Е и задавали бы материал ЖД и деятельности, а значит и материал процессов развития.

Ясно, что концентрация и интенсификация МД и ЖД формирует специфическую плотность деятельности, специфическую для «городов» насыщенность ЖД и различными типами МД, плотность контактов и необходимое для развития разнообразие форм и содержания деятельности. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что «город» не обладает равномерной плотностью МД: концентрация и насыщенность деятельностью не исключает, а напротив, предполагает наличие в «городе» своего рода «свободных площадок и свободных зон», на которых из элементов сконцентрированных форм деятельности может быть в принципе построено нечто новое, то чего еще нет[1].

Находясь во внешней по отношению к «городу» позиции, мы должны сказать, что город есть форма и средство интенсификации и концентрации МД и ЖД. Находясь во внутренней позиции, входя в само городское пространство, мы должны сказать, что город есть смеситель для разных форм и типов ЖД и МД, постоянно производящий новые виды деятельности и жизни. С точки зрения городского жителя город есть мир возможностей, мир, обеспечивающий потенциальное участие в любом виде деятельности, существующем в данной формации. С точки зрения развития МД город есть свободная зона, на которой каждый горожанин может строить новый мир и новую форму организации ЖД, используя специфическую «безопасность городского разнообразия», своеобразный «меркантилизм» города в отношении нововведений и открытий.

Собирая полученную смысловую конфигурацию, можно сказать, что город есть форма выращивания и создания ресурса для развития на основе тех свободных площадок, где горожане получают возможность из элементов существующих типов МД и ЖД конструировать новые образы и образцы жизни и мышления. Для античного полиса таким ресурсом выступал гражданин, обладающий всей полнотой политических прав и возможностью реализовывать свои права на агоре. Для средневекового города таким ресурсом выступали корпорации, выковавшие внутри себя и образцы новой экономической организации, и образцы новой науки, пользуясь правовыми привилегиями университетов и свободой торгового предпринимательства.

5. Однако, было бы опрометчиво представлять «город» как инкубатор, содержащий лишь сеть благоприятных условий для развития и поиска новых форм деятельности. В городском пространстве соседствуют «старые», утвердившие себя типы МД и ЖД и новые формы, лишь только набирающие силу и нащупывающие почву под ногами. Эти новые формы естественно сталкиваются со ставшими типами МД и друг с другом. Город есть вместе с тем поле конфликтов, пространство, в котором развертывается конкуренция проектов и программ; город есть театр существующих позиций и образов жизни, представляющий собой трагический театр истории. Ибо сталкиваясь друг с другом, одни формы МД и ЖД крепнут, а другие умирают, одни набирают силу, ассимилируя содержание конфликтных ситуаций и альтернативных проектов, а другие сходят с подмостков городской импровизации, а вместе с тем растворяются в общем процессе исторического развития МД как материал чужого становления.

Таким образом, город есть специфическая форма развития, не имеющая специально выраженной проектной составляющей. Можно сказать, что город есть та форма организации взаимодействия между различными типами МД и ЖД, которая обеспечивает развитие в условиях, когда у нас нет артикулированных проектов будущего и программ его достижения, нет выверенных целей, но есть смутное переживание фундаментальных ценностей развития и есть доверие к самому процессу развития, в котором выживает и оформляется то, что соответствует нашим ценностям и гарантирует, на наш взгляд, их реализацию. В конечном счете, города приносят с собой политические заговоры, эксплуатацию, опирающуюся на институт частной собственности, массовые эпидемии, преступность. Однако, мы исходим из того, что роль городов в процессах развития все же больше, нежели негативные эффекты, лежащие на поверхности.

Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве; они существуют не как абстрактные идеи о «том что принадлежит прошлому» и о том «что представляет собой будущее», а как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далекого развития данной социокультурной формации. Срез городской жизни представляет нам реальность развития во всей ее противоречивости и конфликтности, в отличие от тех утопий и прожектов, которые вынашивают философы и теоретики общественного переустройства. Город живет, и в его жизни, как в капле воды, отражается «шаг» развития в его предельных точках.

Однако как обеспечить открытие элементов будущего в городской повседневности? Как превратиться из суетливого жителя в горожанина: участника исторического театра развития? Как обеспечить сосуществование занятых и свободных зон и площадок, прошлого и будущего в теле города?

Условием сохранения Духа города является специфическая форма организации и управления городской ЖД, вбирающая в себя идею развития и идею выращивания ресурсов для будущего.

Здесь нас опять подстерегает существенная проблема формирования понятийной действительности и способов мышления «города». Точно так же, как перед нами существовала опасность выдать конкретные типы МД, сконцентрированные в пространстве современного города, за сущность любого города без различия исторических формаций МД и городской организации, так и здесь мы можем выдать конкретные исторически переходящие формы организации, управления, политики и права за сущностные характеристики «города». Важнее подчеркнуть, что сосуществование старо-освоенных зон и свободных площадок, независимо от их конкретно-исторического характера и содержания заявляемых там форм ЖД и МД, предполагает наличие специальной организации, специфических форм «городского» управления и городской политики. Идея города здесь присутствует дважды: один раз через то понятийное содержание, которое мы уже ввели, через идею развития, свободных зон, ресурса, концентрации и интенсификации ЖД; другой раз через саму идею управления, организации и политики.

6. Необходимо предположить, что постоянное усложнение и дифференциация форм организации и управления, обеспечивающие выращивание нового ресурса и существования городских форм ЖД, само собой представляют одну из сущностных характеристик города. Город есть не что иное, как неимоверно сложная и разветвленная организационно-управленческая система со многими конкурирующими фокусами управления. Чем более усложняются процессы развития, чем более конфликтным становится взаимодействие между «прошлым» и «будущим», между старыми и новыми типами МД, чем больше плотность деятельности и чем выше разнообразие «города», тем большие требования накладываются на процессы организации, управления и политики, тем сложнее становится сама эта деятельность. История городов может быть рассмотрена с этой точки зрения как история освоения человечеством организационно-технических типов МД.

Действительно, появление первых городов в рамках восточных деспотий связано с пространственным выделением и символическим закреплением функции руководства определенными социальными группами и принадлежащей ей территорией[2]. Античные полисы, города-государства возникают за счёт синтеза функций руководства и функций политики как внутри сообщества граждан-жителей города, так и на внешнеполитической арене. Город Александра — его знаменитые Александрии, римские города и города диадохов представляют собой результат включения функций руководства и политики в более широкую и сложную рамку управления; здесь кристаллизуется сама идеология управления и стоящая за ней система функций. Средневековые города демонстрируют нам отчетливо выраженную функцию правовой организации, вбирающую в себя другие названные организационно-технические функции и изменяющую всю конфигурацию.

Вместе с тем, параллельно с появлением новых организационно-технических функций и новых дифференциаций увеличивается масса организационно-управленческой деятельности. Процессы организации, руководства, управления и политики пронизывают всю ткань городской жизни, проникают во все поры городского организма, пропитывают все процессы МД и ЖД в городе. Анализируя современный город, мы практически не можем отделить друг от друга деятельность организации и управления и сами городские процессы. Современный город есть не что иное, как единство руководства, организации, управления и политики. Однако, то же самое мы можем утверждать, ориентируясь на понятийную действительность. Город, по понятию, есть единство организационно-технических процессов, обеспечивающее формирование и выращивание новых форм МД и ЖД, ресурса для развития. История становления городских форм организации есть история освоения организационно-технических типов МД. Городская культура есть не что иное, как культура освоения руководства, организации, управления и политики, позволяющая горожанину включаться в процессы МД и ЖД, самоопределяться и вырабатывать специфические способы самоорганизации и самоуправления и, в конечном счете, становиться источником развития МД.

Здесь следует подчеркнуть ещё один момент. Мы уже сказали, что усложнение и дифференциация организационно-технических типов МД во многом инспирированы усложнением городских форм общежития, разнообразием типов МД и способов ЖД, представленных в городском пространстве. С этой точки зрения, процессы в городе постоянно «выскальзывают» из-под «опеки» организационно-управленческого мышления и реальных практических форм организации; организационно-технические процессы городского управления и городской политики оказываются неадекватны и несоразмерны реальности городской ЖД и многообразию сосуществующих форм. Однако деятельность управления и организации постоянно стремится «просчитать» жизнь города, ассимилировать это многообразие за счёт мышления и знания, направить городские процессы за счёт специальных форм организации и развертывания городских инфраструктур, охватить «город» и сделать его управляемым.

Эта борьба и конкуренция между управляемыми и управляющими системами приводит, с одной стороны, к появлению механизмов самоуправления и самоорганизации городских общностей и анклавов городского развития; с другой стороны, к появлению новых, более тонких и рафинированных технологий организации, управления и политики. Сегодня уже мало кто помышляет о том, чтобы спроектировать город и построить план его развертывания: жизнь города требует методов, которые в общем виде могут быть названы методами адхократии. Вместе с тем, дифференциация и усложнение управляющих систем приводят к естественному возникновению дисфункций, рассогласований и «зазоров» между ними. С точки зрения решения конкретных задач руководства и организации, это осознается как разрыв в деятельности и требует изменения и совершенствования техник управления. С точки зрения развития города, это создает условия для появления все новых и новых свободных зон и свободных площадок для развертывания поисковых форм МД и ЖД, для возникновения неожиданных ростков неведомого будущего.

Это означает, что если организационно-технические типы МД стремятся во время «овладеть» динамикой городской жизни, то свободное творчество индивидов и групп во все времена стремится «выкроить» свободное пространство, лежащее вне зоны влияния существующих организационных структур, — и оба эти процесса в равной мере реализуют сущность «города».

7. Таким образом, мы получили ряд различных «определений» города и городских форм ЖД.

Для того, чтобы переходить к формированию понятийной действительности и схематизировать объект понятия о «городе», введенных представлений далеко не достаточно. Однако принятие принципов философии развития является, на наш взгляд, непременным условием самоопределения любого городского специалиста (проектировщика, исследователя, организатора), а вместе с тем, условием самоопределения современного горожанина, даже в том случае, если он является жителем традиционных городских зон и носителем консервативной идеологии.

Будут ли эти принципы конкретизированы в той системе представлений о городе, которую мы развернули на предыдущих страницах, или воплотятся в других концепциях города — это уже другой вопрос. Главное — что без принятия специфической рамки «городского» образа жизни и понимания города, невозможна ни исследовательская, ни организационно-управленческая работа в этой сфере.

А это понимание, как мы пытались показать, гораздо сложнее, чем распространенные сегодня подходы к проблеме «города».

философия город мегаполис урбанизированный

Литература


Аксельрод Г.М., Генисаретский О.И. Город как объект системного проектирования. — в сб.: Проблемы исследования систем и структур. Москва, 1965, с. 1699-175.

Бочкарева Т.В., Ткаченко Л.Я. Экология и развитие города. — в сб.: Региональные проблемы развитых капиталистических стран: возможности практического использования зарубежного опыта. Москва, 1987, с. 163-171.

Большие города. Сиб. изд-во Просвещение, 1905.

Вебер А.Ф. Рост городов в XIX столетии. Сиб., 1903.

Вебер М. Город. М-Л, 1923.

Вебер М. История хозяйства. М., 1923.

Глазычев В.Л. Социально-экономическая интерпретация городской среды. М., Наука, 1984, с. 180.

Гутнов А.Э. Природа и город глазами архитектора и эколога. Архитектура СССР, 1984, N4, с. 13-19.

Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М., Стройиздат, 1984, с.254.

Зинченко А.П. Проблемы архитектурно-градостроительного обеспечения программ развития города. Ульяновск, 1987, с.63.

Зинченко А.П. Проблемы программной соорганизации специалистов, обеспечивающих развитие города. Донецк, ИЭП АН УССР, 1983, с.42.

Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование (теория и методология). М., Стройиздат, 1975, с.527.

Савченко А.Б. Проблема развития в социально-экономической географии: подходы к решению. — в сб.: Территориальная организация хозяйства как фактор экономического развития. М., ИГАН СССР, 1987, с.71-85.

Смит Р.Л. Наш дом планета Земля. М., Мысль, 1982, с. Щедровицкий Г.П. Проблемы объекта в системном проектировании. — в кн.: II Всесоюзная конференция по технической кибернетике. М., Советское радио, 1969.

Щедровицкий Г.П. «Естественное» и «искусственное» в развитии речи-языка. — в кн.: «Материалы Всесоюзной конференции по общему языкознанию. Основные проблемы эволюции языка». Самарканд, изд-во ФАН, 1967.

Щедровицкий Г.П. и др. «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах. — в кн.: «Семиотика и восточные языки». М., Наука, 1967.

Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем. — Там же.

 


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.