Рефераты. Философия (лекции в Тамбовском приборостроительном техникуме)

Средневековая философия: Становление христианства: Христианство оказало огромное влияние на весь последующий период. В средние века оно подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения явл этика. Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды «Отцов церкви» => ранний период наз патристика. По практике ранних христиан – в книге «Деяния святых апостолов»: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее…». Евангилевская мораль – называется зло, которое подлежит безусловному уничтожению: 1. Богатство « не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут..». 2. Незаконие, насилие « вы знаете, что князь народов господствует над ними и вельможи властвуют ими, но меж вами да не будет так..». 3. Национальная религиозная вражда.

На место обычных сущ нравов, которые вызывают отчуждение людей в обществе христианство ставит любовь. Она не дополняет эти нравы, а заменяет их собой. Любовь возвышается до универсальной нравственной связи.

Патристика: Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. До 325г происходило утв христианства. Эти труды могли противоречить друг другу. Так Августин выступал против научного знания. Разум только дополняет веру, развивает идею предопределённости. Ориген – был египтянином, требовал изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал, что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что адские муки временные и все грешники вернутся к богу.

Схоластика: начинается с 8в, когда центр культурной жизни в Европе переместился в империю Карла великого. Схоластика – учение вести длительные споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на религиозных текстах. Схоластич диспуты при университете длились до 12ч. Было 3 факультета: богословский, правовой, медицинский. Схоластика требовала от философии быть служанкой богословия. На тысячу лет философия была обречена заниматься изучением бытия бога. В 11в появились тексты Аристотеля в арабских рукописях. Возникла идея оживить схоластику его философией. В итоге появилась система Фомы Аквинского. Современное понимание схоластики – чрезмерное повторение, бессмысленное словопрение.

Фома Аквинский: Сын графа Ландольфа Аквинского. Последние годы преподавал богословие в Париже. В 19в, его учение стало обязательным для католической церкви – неотомизм. Он соединил философию Платона и Аристотеля. Задача науки – объяснить законы мира, но философия не может объяснить всё. Над царством метафизического познания сущ царство изучаемое богословием, куда с помощью разума проникнуть нельзя. Телесные материальные вещи состоят из формы и материи, а духовное имеет только форму. Душа явл формирующим принципом. Аквинский создал теорию души: 3 уровня: 1. Вегетативный(обмен веществ, размножение). 2. Чувственное восприятие (животное). 3. У человека разумная душа. Разуму Аквинский отдаёт предпочтение перед волей. К традиционным греч добродетелям: мудрость, мужество, умеренность и справедливость, он добавил ещё 3 христианских: Вера.. Надежда.. Любовь.. Смысл жизни в счастье, а счастье в познании бога.

Кант и Декарт

Гегель: (1770 – 1831) преподавал в Берлинском университете. Создатель  самой разработанной системы объективного идеализма. Идеализм – признание ведущего начала в духовной жизни. Гегель считал, что предметом познания явл логическое мышление и рассматривал человеч сознание от первых проблесков до сознательного овладения наукой и научными методами. Исходное положение в его философии – совпадение или тождество бытия и мышления. Мир понимается как проявление идеи, понятия духа, как исторически развивающийся процесс самопознания. В основе природы и общества лежит разумное начало – мировой дух или разум. Оно активно и его деятельность состоит в мышлении. В своём развитии абсолютная идея проходит 3 этапа: 1. Стихии чистого мышления – идея раскрывает себя через систему взаимосвязанных и переходящих друг в друга категорий- логика. 2. Развитие в форме природы, которое служит лишь внешним выражением логических категорий (всё в мире имеет принцип , выступает как следствие и одновременно само явл причиной другого следствия) – философия природы. 3. Развитие идеи мышления и истории, те в духе – это философия духа! Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает содержание в различных видах человеческого сознания( искусство, наука..) и деятельности. В книге «наука логики», Гегель дал анализ законов и категорий диалектики; обосновал единство диалектики(учение о развитии), логики(правила мышления) в теории познания. Он создал первую в истории разрывную систему диалектической логики. Главный вклад Гегеля в философию – разработка диалектического метода. Диалектика имеет основы – единство и борьбу противоположностей, т.е разрешение противоречий. Противоречие – единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей. Их конфликт и служит источником движения источником движения и развития любой вещи. Развитие имеет порядок: 1. Утверждение(тезис). 2. Отрицание его(антитезис). 3. Отрицание отрицания(антитезис). Первые 2 этапа преодолеваются, но одновременно и воспроизводятся в новом высшем качестве. Абсолютная идея подвержена этой же последовательности.

Современная зап. философия: Особенности зап философии 20в:   Развитие науки начала 20в показало, что материалистические и идеалистические системы обнаружили не способность объяснить изменения в науке и обществе. В 20в противостояние материализма и идеализма утратило своё влияние. Усилилась тенденция к диалогу разных направлений. Во всём разнообразии школ и направлений выделяются 3 основные: 1. Аналитически – позитивистская. 2. Экзестенциально – феноменологические. 3. Религиозно – философское направление. Современный позитивизм: Возник в 1922г с появлением «Венского кружка». В 1930 – 39 выпускал журнал познание. В нач 2 – ой Мвойны кружок распался и возник целый ряд направлений в Англии и США. Неопозитивисты считают, что есь только 2 вида научного знания: а) Знание частных дисциплин, т.е все эмпирические науки; б) Логика и математика – инструмент для построения системы научных экспериментальных знаний. Современный позитивизм заявлял, что философия не наука, а просто деятельность по анализу языка науки. То, что философия относит к теории познания , СП считал психологией. Для выяснения значений научных предположений выдвинут принцип верификации, т.е подтверждение. Применяется к высказываниям, проверяемым наблюдением. Другая концепция связана с проблемой дификации знаний – это повторение философов 17-18в, объяснявших все явл мира классич механикой. Пост позитивизм(ПП): В 60 – х гг 20в. Разрабатывал след вопросы: как возникает новая теория?; как она утв в новом обществе?; каковы критерии выбора соперничающих теорий. Критический рационализм: Стремится разграничить сферы науки от метафизики и идеологии. Основателем стал К. Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а простым переходом к другим проблемам. Он утв: «..мы не знаем – мы можем только предполагать.». Он утв невозможность соц прогнозирования. Говорил о наличии 2 – х типов об – ва.:  Открытых – демократических и закрытых – докопеталистических.  В 1992г он признал, что запад имеет много недостатков. Экзистенциализм: Отчуждение человека от об – ва – главная проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что отчуждение явл общей х – кой человека в об – ве. Философия обязана помочь человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это не возможно, а если это невозможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеч бытия для них были понятия: забота, покинутость, отчуждённость, страх, смерть… Сущность человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею, при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком. Для вещи сущность предшествует существованию. Человек – своего рода «проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия человека в том, что он свободен и может выбирать. Пограничная ситуация: Нах на грани жизни и смерти. Альберт Коню считал центрально проблему самоубийства. Необходимо оказать помощ отчаявшемуся человеку. Мир безсмысленен, но сама жизнь – ценность ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Весь мир сейчас нах в пограничной ситуации!

Русская философия: Консерватизм - это концепция или учение, обосновывающее необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни её моральных правовых и семейных уставов ( основ).

    Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891).

   Он сформулировал органическую теорию развития - это сложный процесс из 3-х этапов:

   - первичная простота

   - цветущая сложность

   - втричное смесительное упрощение

   Ослабление единства частей приводит к разрешению системы.

    Леонтьев на основе этой схемы обосновал идею цикличности развития народов, культур и государств.

   Цикличность подобна фазам в развитии организма ( эмбрионный период, рождение, расцвет, угасание и смерть).

   Леонтьев доказывал принадлежность России к Византийскому типу культуры ( сильное гос-во и сильное воздействие церкви на гос-во).

   Западно-европейские теории прогресса.

   Леонтьев называл "уравнительно- освободительным" - борьба за равенство и свободу приводит к разрушению порядка, деградации общества, неспровергается гос-во, религиозно-церковные и нравственно-социальные устои.

   Люди своей безумной жажде немедленных демократических свобод и уравнительных прав, повсюду проникается ненавистью и злобой, теряя выработанные сложным культурным развитием высшие понития и сложные чувства.

   На смену им приходят примитивные идеи, гос-во, граждане и культура деградируют.

   Цель уравнительного прогресса проста и груба: "Цель всего - средний человек, буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей"

   Главная беда такого прогресса в том, что он несет бесцветную однообразную унифицированную культуру, которая в 20-м веке названа массовой культурой.

   Развитие России (перспективы)

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.