Рефераты. Философия (лекции в Тамбовском приборостроительном техникуме)

Философия (лекции в Тамбовском приборостроительном техникуме)

Философия древней Индии

Веды: собрание древнеиндийских источников, сборников гимнов, передававшихся тысячелетиями устно. В современном виде оформились после 2000г до н.э. Бомбейские учёные утверждают их возраст на основе астрономических исследований ~ в 25тыс лет. Включали 4 сборника.

Фил. упанишад: Закл. часть вед  - философские трактаты – упанишады. Из 150  на сегодняшний день сохранилось 20. В них развивается тематика вед: космическая тема, поиск причин последственных связей. Основное внимание уделялось не внешней, а внутренней стороне бытия. Главное внимание – изучению человека; его нравственному совершенствованию. В кач первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – теория индивидуальной души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману.

Учение о законе жизни и воздаяния: человеческая жизнь – цепь рождений, которая не имеет конца. Определяется будущее развитие законом причин наследственных связей. Воздаяние – это и награда и наказание. Рождение определяется предыдущими жизнями. Важнейшая задача -  нравственное совершенствование и освобождение от страстей, до растворения Брахмана в Атмане.

Смысл индийской философии: В фил упанишад  - человек человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми. Его жизнь мыслится так: человек не венец творения бога и не обладателя одной единственной жизнью. Смысл индийской фил в том, что в отличие от западной, она направлена на внутренне нравственное самосовершенствование.

Буддизм: Общее описание: Есть 2 основных теории – Хинояма, малый круг(индокитай, бирма, цейлон + индия) и Макаяна, большой круг( монголия, бурятия, калмыкия, япония, китай). Будда утверждал значение знаний и труда. Самым главным грехом он считал незнание, но отрицал существование бога, вечной души, выступал против собственности. Понятие Будда означает – знающий, нравственный, одарённый. Сам Будда никогда не утв своего всезнания, которым был наделён своими учениками. Буддийская община: Гаутама стремился создать наилучшие условия для тех, кто твёрдо решил работать над развитием своего сознания. Он посылал учеников в мир с вестью о мировой Общине. От учеников он требовал постоянный контроль над мыслями и поступками. Для поступающих в общину сущ 2 усл: 1. Нравственная чистота; 2. Полный отказ от собственности. 4 благородных истины и путь к великой истине: 1. Страдание воплощённого бытия имеют причину в постоянном возобновлении рождений и смертей. 2. Причина всех страданий в омрачённости, в жажде земных удовлетворений. 3. Прекращение страданий закл в остановке круговорота бытия. 4. Путь прекращения страданий в самосовершенствовании. Этот путь к великой истине разделён на 8 частей: правильное постижение законопричинности, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная бдительность и самодисциплина, правильная концентрация. Идеал совершенного человека: итог развития достижение 6 качеств – сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация, мудрость. Будда указывал 10 великих препятствий: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание успокоения и наслаждения, гордость, самодовольство, невежество.  

Конфуцианство:

Жизнь Конфуция: (551 – 497 до нэ) Родился в бедной семье аристократов чиновников. Начал преподавать с 22 лет; прославился как самый знаменитый педагог Китая. Полит карьера началась в 50 лет – стал высоким сановником в государстве Лу. Ушёл со службы из – за интриг и 13 лет путешествовал по другим государствам, но применения своим идеям не нашёл. Последние 7 лет он вернулся в царство Лу, собирал и редактировал древние книги. Работал в школе, где преподавал 4 дисциплины: мораль, политика, язык и литература. Место его захоронения, а также дом, превращённый в храм, стали местом паломничества. Идеи Конфуция оказали влияние и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Система взглядов: Его учение сосредоточено на человеке. Для китайцев иной потусторонний мир наз «Небо». Конфуций почти не обращал внимания на него, но именно оно занимает исходную позицию в его учении.  «Небо» - не только часть природы, но и высшая духовная сила, которая определяет саму природу человека. Идеал благородного человека: Человек наделён небом определёнными этич. качествами и должен поступать в соответствии с моральным законом и совершенствовать эти качества при помощи общения. Цель – достижение уровня благородного мужа. Он благороден, но не по происхождению, а по воспитанию. О качествах: Он должен обладать Жень – гуманностью, человеколюбием. Его проявление – справедливость, верность, искренность. Большое значение придавалось Юе – музыке – лучшему средству изменения плохих нравов. Ли – этикету – отводилось особая роль: правила благопристойного поведения в любых ситуациях. Особое место принадлежит концепции Сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям. Сяо – основа Жень и др добродетелей – это самый эффективный метод управления страной. На основе этической, создана политич теория. Конфуций за строгое, чёткое распределение обязанностей в обществе по образу семьи.

Античная философия :  

Милетская школа.

В 7 в. до н. э. «передний восток» свой последний культурный рассвет.

  Первый философ из этого города был Фалес Милетский – купец. Он прославился тем, что много путешествовал. Родился в 638 г. до н.э., умер в 548 г. до н. э. Его успехи в области математики, геометрии, метеорологии и в области с/х. Ему приписано изобретению греч. календаря. В 585 – предсказал солнечное затмение. На основе своих знаний Фалес искал первооснову всего сущего. Он считал нечто подобное воде «все из воды». Его идеи перекликались с упанишадами.

  Анаксимандр (610 – 546 г до н. э.). Первым считал, что Земля свободно парит в пространстве. Первым дал геометрическую модель вселенной, первым изобрел географическую карту, отец эволюционной теории – человек произошел от существ в воде. Искал первооснову – беспредельный (гр. Апейрон) название подчеркнуло неопределимость космического начала. Это напоминало неисчерпаемость определения Абсолюта в ведах.

  Демокрит: (460 – 370) Преклонялся перед природой – это материализм, полностью отказавшиеся от идеи духовного начала. Он выводил из бессознательного. Систему выводит из хаоса. Он первым до Аристотеля разработал единую научную картину мира. Автор книг по математике, астрономии, психологии, этики и т.д. Атом – мельчайшая, невидимая, неделимая, бесконечно разнообразная по форме частица. Ничего кроме атомов нет! «Случай» – владыка и царь мира, и все тела возникают случайно. Закономерности – явл вторичное, а распространяются они только на сложные системы. Демокрит считал, что духа как такового нет, а душа – скопление атомов, которые со смертью улетучиваются из груди, и сознание заканчивается с последним дыханием.

СОКРАТ. 469 –399 гг. до н. э. Родился в бедной афинской семье – каменотес. Сторонник афинской аристократии. Противник софистов, критиковал политиков за неудачную борьбу против Спарты. Суд объявил его в не почитании Богов, за критику выбора чиновников путем жеребьёвки. Приговорен к смерти. 

  Главной задачей в философии считал рациональное обоснование нравственно-религиозного мировоззрения, а изучение природы принципиально не возможным. Основой мира считал душевный принцип.

  Важнейшая задача-познание самого себя подчеркивал значения совести – внутренний голос он называл дайманионом.

  Совесть имеет божественное происхождение . Боги выделяют ею человека из животных.

Целью всего в мире является человек.

   Познание сути добродетели. Для Сократа мораль сливается с сознанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и одновременно полезное для человека. Оно помогает достич блаженства и жизненного счастья.

  Основные добродетели:

  1. Сдержанность (как укрощать страсти)
  2. Мужество (как преодолеть опасность)
  3. Справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы)

ПЛАТОН

  Это первый мыслитель, от которого осталось обильное наследие – диалоги. Ученик Сократа, создатель Академии.

  Система взглядов:

Идеализм Платона – это рациональная система, до него идеализм был индивидуальным.

Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Так он объяснил подобие всех столов в материальном мире идей, а все существующие столы только её отражают. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен. В этом ядра идеализма Платона.

  Иерархия идей. Выше всех идея красоты и добра. Её познания являются вершиной действительного познания.

  Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного.

  Понятие души. Она бестелесна и существует вечно и не возникает одновременно с телом. Тело однозначно подчиняется ей. Она состоит из 3-х иерархически-упорядоченных частей: Высшая – это разум, вторая – воля и благородные желания, третий – влечение и чувствование. В зависимости от того, что преобладает человек направлен либо на высокое, либо на дурное.

  Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп:

  1. Правители – у них преобладает разум – это философы.
  2. Стратеги – преобладает воля – это воины.
  3. Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными.

  Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель над сословная – справедливость. Она появляется когда каждое сословие выполняет свою задачу.

Аристотель: Величайший из учеников Платона. Критиковал теорию идей. Первым стал отличать философское знание от научного. Выделил 1 – ю философию – науку о первоначалах и причинах, и 2 – ю  - о природе под названием физика. Предложил идею 4 – х первоначал всего сущего в книге метафизика: 1. Формальная – исп термин Платона Эйдос, но в другом смысле: «Идея или форма вещи – не занебесная сущность, а находится в самой вещи. 2. Материальная – неопределённая и бесформенная – способна принимать любую форму. Из неё состоят все вещи. 3. Движущая – самодвижение или активность формы. 4. Целевая причина – она направляет движение при любом возникновении. Завершает эту концепцию учение об «абсолютном уме» – это наивысшая ступень бытия. Учение о боге, как о безличном, неперсонифицированном божественном уме, прибывающем в постоянной и истинной деятельности. Это мышление о своём мышлении. Учение о душе или сознании: Имеет 3 уровня: 1. Вегетативный – ощущения растений. 2. Чувственный – преобладает у животных. 3. Разум – только о человеке. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления, опыт, искусство и наука, как вершина познания. Государство: Его задачи предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост полит власти и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и умеренная жизнь. Стремление к роскоши, богатству и власти – рабский образ мышления и животное существование.  

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.