Рефераты. Философия и наука
Все
это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных
черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность,
уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.
К
негативным личностным преобразованиям относятся:
-
снижение интеллектуальных способностей человека под влиянием упрощения решения
задач с помощью компьютера, сведении процессов решения к формально-логическим
компонентам.
-
происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная
специализация познавательных процессов снижает их гибкость, отменяя тем самым
возможность их переноса для решения более широкого круга задач, требующих
другой специализации.
В связи с этим формирующиеся черты
личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность,
могут, по мере увеличения длительности работы с компьютером и ее сложности,
перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность.
Чрезмерная психическая увлеченность работой с компьютером при решении с ним
особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять
невротические черты личности, что ведет к болезненному состоянию. Например,
явление, называемое в соответствующей литературе “синдромом хаккера”, когда
чрезмерная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и
возможностей компьютера приводит к однобокому личностному развитию, чрезмерной
связанности его предметного содержания с определенной компьютерной
специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам
деятельности.
Все
эти закономерности преобразования личностных свойств субъекта выявляют сложный,
неоднозначный характер его развития, происходящего под влиянием компьютеризации,
и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной
деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, от его исходных
психических и личностных свойств.
В
историческом развитии человека компьютер можно рассматривать как новое сложное
орудие, облегчающее умственную деятельность человека, которому передаются
исполнительные интеллектуальные функции, но никак не более того.
В
относительно элементарных видах умственной деятельности, имеющих преимущественно
шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из
выполнения этих видов деятельности; при этом компьютеру могут передаваться
компоненты творческого процесса.
В
более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности,
характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные
функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между
человеком и компьютером.
Передавая
интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на
этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль.
На
следующем этапе, при функциональном выполнении компьютеризированной
деятельности, человек по отношению к компьютеру как орудию может выполнять
подчиненную или ведущую роль либо динамически менять эти роль в процессе длительной
работы с ним.
Таким
образом, сейчас уже очевидно, что компьютеризация может привести не только к
позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать
негативные изменения, например, такие как уменьшение интеллектуальной
активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и
усиление шаблонности.
Является
очевидным, что темпы развития компьютерной техники опережают исследование и
рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией.
1.3.
Наука и развитие человека
Первичным
в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека,
на систему его интересов, потребностей и возможностей к действиям
в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не
является чем-то внешним по отношению к сущности человека, скорее она
связана с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в
потребностях человека. Именно потребности, их так или иначе упорядоченные
системы, определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности
человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически
многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида
основных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность
к определенной группе) и потребность познания . “Последнюю группу
исходных потребностей составляют идеальные потребности познания
окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения
своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся
культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного
предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек
стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий
мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов
навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться
от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно
не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни” [7].
Необходимо
отметить, что потребность познания никоим образом не является производной
от биологической и социальной потребностей, а, наоборот, ведет свое
происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности
в информации. Если не признать жажду познания в качестве основной потребности
человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности.
Словами Г. Башляра: “…пока мы не признаем, что в глубинах человеческой
души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы
будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти”
[1].
Удовлетворяя
и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное,
целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных
представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым
наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в
жизнедеятельности, как личности, так и общества. При общей оценке идеального
мира - мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде
всего, отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение
к сфере знаний повышает общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре:
“Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересы
науки священны” [3].
Данная
оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического
ресурса общества. “В качестве показателя национального богатства
выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество
способных к научному творчеству людей” [2].
В
развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека,
его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению
и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более
утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не
сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой
жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный
аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве.
Соответственно этому взаимодействие науки и искусства определяет
целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного
мира.
2 .
Философия и наука
И
вот, наконец, то, из-за чего собственно и была выбрана именно эта тема, а не
какая-либо другая: отношение философии и науки. Да, я думаю, что не ошибся, поставив
философию на первое место перед наукой, дальше я попытаюсь объяснить почему.
Если воспринимать эту фразу как логическую комбинацию переменных “философия” и
“наука”, то можно заметить, что в выражении между этими переменными стоит
логическая “И” – операция умножения, конъюнкции. Таблицу же истинности для
данной логической операции можно нарисовать следующего вида:
Таблица
1.
Логические
переменные
Функция
логических переменных
Философия
Наука
0
0
0
1
0
0
0
1
0
1
1
1