Рефераты. Философия и ее предмет

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение, в том числе и философия, есть ре­зультат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть раз­личной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощуще­нием, или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следую­щие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обо­значается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение огра­ничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мыш­лением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И толь­ко тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формирует­ся мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явле­ний и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уро­вень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретиче­ским познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миро­пониманием. Именно его и представляет философия.

Отметим еще один — исторический аспект разграничения фило­софии и мировоззрения. Философия — это самый поздний в исто­рическом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и ре­лигии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически засту­пает мировоззрение, представляющее или мифологическое миро­ощущение или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедитель­ные доказательства.

Для того, чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравствен­ной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом. Человек, разумеется, стремится прожить более счаст­ливо и желает иметь надежные критерии определения счастья. Поэтому-то философия всегда и пыталась до­стигнуть целостного знания о мире. Ясно, что достичь такого знания, сделать выводы о всеобщем и бесконеч­ном, опираясь лишь на отдельные области знания ис­следуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования зна­ния конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, т. к. по мере исследова­ния отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем и бесконечном, если исключить открове­ние, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситу­ация: знание о всеобщем и бесконечном нужно пост­роить на основе познания ограниченных областей реальности, но, обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, каса­ющихся всеобщего и бесконечного. В этом двойствен­ном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказа­тельным, построенным по типу естественно-научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия. Многие философские концепции решают это противо­речие, обращаясь к так называемому интуитивному по­знанию, утверждая возможность контакта с бытием в состоянии экстаза или самоотрешения. Считается, что философия может делать выводы вероят­ностного характера, включая рассуждения, предполо­жения об организации универсума в целом. «Если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская «картина мира» со­держит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества». С такой постановкой воп­роса сочетается определение идей, которое предлага­ет испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Но возможна и другая позиция в отношении реше­ния спорных философских вопросов. Это позиция ра­зумного скептицизма. В рамках такого подхода полага­ется, что мы можем строить ориентиры собственной жизни только на основе тех реальных фактов, которы­ми мы владеем, и что нам совсем не нужно конструи­ровать для этого какие-то метафизические миры. Здесь можно вспомнить древнегреческого философа Эпику­ра, который полагал, что научные знания имеют отно­сительный характер, но они достаточны для преодоле­ния наших страхов.

В целом в философском мышлении можно выделить две линии, по которым делалась попытка решения миро­воззренческих проблем. Это, с одной стороны, линия, которая предполагала какие-то особые методы философ­ского исследования. Данная линия так или иначе имеет продолжение в ходе всей истории развития философии, в частности — выражается в утверждении особых возможностей ин­туитивного познания глубинных составляющих души человека и организации мира в целом. Категория интуиции была решающей в концепции А. Бергсона,

Другая линия, которая может быть названа сциен­тистской, не предполагает, что философия обладает какими-то собственными средствами познания, отлич­ными от методов естественных наук, но обладает воз­можностями обобщать достижимые в разных областях знания результаты таким образом, что выводы самой философии получаются отличными от выводов каждой конкретной науки. Они касаются такой реальности, которая в принципе не может стать объектом изуче­ния естественных наук, в силу пределов их познава­тельных возможностей. Это все те же мировоззренчес­кие вопросы о том, кто мы, откуда мы взялись, в чем смысл жизни и т. д. Такие известные философы, как Гоббс, Бекон, Декарт, Конт, Спенсер, работали в на­правлении решения методологических проблем разви­тия научного метода. Их общие философские выводы во многом были связаны с характером того, как они понимали научную методологию.

Но отношения философии и науки не являются, так сказать, отношениями односторонней зависимо­сти, в которой уровень развития научного знания влияет на характер философского обобщения мира. Дело в том, что в самой науке нередко возникают кри­зисные ситуации, одна система идей начинает про­тиворечить другой, рушатся принятые, казавшиеся ранее незыблемыми положения. В такие периоды фи­лософия оказывает существенное влияние на разви­тие научного знания, т. к. именно она дает такой уро­вень обобщения культуры, на основе которого может быть переосмыслено традиционно принимаемое со­держание фундаментальных научных понятий.

Философия должна привлекать весь возможный арсенал средств для убеждения человека в необходимости кооперации с другими людьми, внуше­ния ему базовых нравственных истин, наполнения индивидуального существования смыслом, возникаю­щим в результате осознания различных форм связи своего индивидуального бытия с бытием некоторого целого — своей страны и человечества в целом, а так­же, возможно, и более общего целого, представленно­го как мысленная связь с прошлыми и будущими по­колениями, с другими разумными формами жизни. Без допущения, утверждения такой связи, как показывает весь опыт развития человеческой культуры, жизнь человека оказывается обедненной. Материалом для этого в принципе служит все накопленное человече­ством знание, включающее законы любой степени общности, начиная от всеобщих форм логики и мате­матики и кончая конкретными закономерностями пси­хической жизни индивида. Философия, подобно другим формам мировоззре­ния, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество со­здало более простые, хотя и не менее важные для бытия человека, формы мировоззрения.















2. Функции философии.


Все проблемы философии концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подве­сти под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему6.

Центральный философский вопрос — вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер фор­мулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские пробле­мы предстают как жизневоззренческие (экзистенци­альные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, напри­мер, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «час­ти и целого»), являются все же так или иначе связан­ными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществ­лению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Информация, получаемая при постижении про­блем, концентрируется в философских понятиях (кате­гориях), законах и принципах.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес­ких потребностей и интересов обусловливает и ши­рокую полифункциональность философии.

Часто за основание делений функ­ций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи сле­дующие подфункции (или функции): в мировоззренчес­ких — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отража­тельно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристичес­кую, координирующую, синтезирующую и логико-ме­тодологическую функции.

Мировоззренческая функция, которая в отличие от всех дру­гих видов и уровней мировоззрения связана с абстрактно-теоре­тическим, понятийным объяснением мира. Следует отметить двой­ственный характер самих философских концепций, который выра­жается в их тяготении или к научному знанию, объективной исти­не, или к псевдонауке.

Это также методологическая функция, которая заключается в том, что философия высыпает как общее учение о методе и как со­вокупность наиболее общих методов познания и освоения действи­тельности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятно­сти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изуче­ния истории философии.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «под­вергай все сомнению», со времен античности проповедуемый мно­гими философами, свидетельствует о важности критического под­хода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к су­ществующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо под­черкнуть, что положительное значение имеет лишь основывающая­ся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не аб­страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греческого — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравствен­ных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает во­прос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплано­вой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общест­венной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует пом­нить, что в общественной жизни социальные изменения, экспери­менты и реформы имеют особую ценность и значение.  Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предвари­тельно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит пре­рогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и кон­солидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на органи­зацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, не­смотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, кото­рую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждо­го индивида, способствовать формированию гуманистических ценно­стей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной те­рапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успе­вают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое су­ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию  — теорию, ко­торая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны фило­софскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, кото­рый и призвана лечить философия.

Можно выделять познавательные и идеологические ее функ­ции, которые затем, в зависимости от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на мно­жество подфункций.












Заключение

Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.

Объект философии составляет всю реальность, по­падающую в поле внимания. Сам же предмет представ­ляет те стороны, свойства реальности, которые выяв­ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отно­шение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Можно вычленить моменты, свойственные философскому зна­нию

Исследование наиболее общих вопросов бытия.

Анализ наиболее общих вопросов познания.

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес­ких потребностей и интересов обусловливает и ши­рокую полифункциональность философии. Можно выделить основные функции философии  мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, социальная, гуманитарная познавательная, идеологическая.





Список литературы


1.                 Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.

2.                 Философия: Учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. - 576 с.

3.                 Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Ла-Ф56   вриненко, проф. В. П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с.- (Серия «Золо­той фонд российских учебников».)

4.                 Философия: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2000. – 584с.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.