Рефераты. Философия и ее предмет

Философия и ее предмет

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Красноярский государственный торгово-экономический институт





Кафедра гуманитарных наук




РЕФЕРАТ


По дисциплине: Философия


На тему: ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ


















Выполнила студентка

                                                                                              Группы БАУ 07-12Ж

                                                                                           Кожемякина Е.С.

                                                                              Проверила:

                                                                                   Киютина Т.Н.




г. Железногорск - 2008

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Предмет философии……………………………………………………..4

Функции философии…………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………...18


















Введение

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с историче­ской арены, демонстрируя возрастание динамики социаль­ной жизни, потрясая наше воображение глубинными переме­нами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, пре­ступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловече­ский дом, где каждому найдется достойное место под солн­цем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределен­ность и альтернативность исторического развития человече­ства поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориента­ции человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответствен­ности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой куль­туры человека философия всегда играла особую роль, свя­занную с ее многовековым опытом критически-рефлексивно­го размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

1. Предмет Философии


Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомуд­рия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегре­ческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.).

согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).

Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявля­ется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, кото­рые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Фило­софами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются пер­вые начала и причины бытия. При этом философия — единствен­ная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение антично­го общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед буду­щим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здо­ровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегрече­ский мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника­кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не су­ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

В любой теории, как известно, различается пред­мет и объект. Объект составляет всю реальность, по­падающую в поле внимания. Сам же предмет представ­ляет те стороны, свойства реальности, которые выяв­ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отно­шение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только филосо­фией, но и другими формами мировоззрения — ми­фологией, религией, художественным и стереотип­ным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознани­ем, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифо­логии, философия пытается не просто утвердить ка­кую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественно­научного знания.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение антично­го общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед буду­щим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здо­ровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегрече­ский мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника­кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не су­ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, при­способить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, дру­гие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследова­ния которых стали многообразные стороны бытия, познания, (чело­века и человеческого существования. В это время со всей очевидно­стью подтверждается плюралистический и антидогматический харак­тер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому зна­нию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле.  Бытие и небытие;   бытие материальное   и   идеальное;   бытие   природы, общества   и  человека.   Философское   учение   о   бытие получило название онтологии (от греч. учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не­ познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.— учение).

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает  основ­ное влияние на развитие личности, формирует социальные качества
человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный
раздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, назы­вается социальной философией.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.
Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунк­том философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а че­ловек. Философия человека называется философской антропологией.

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего даль­нейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Спе­цифика философской теории заключается в том, что ее законы, категорий и принципы носят всеобщий характер, распространяются од­новременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Всякая философия является мировоззрением — совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «филосо­фия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яб­локо, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религи­озное и т.д.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.