Рефераты. Философия её смысл и функции

Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисцип­линам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культу­рах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, са­мого себя и свои границы. Перед ним открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

В эту эпоху были разработаны основные категории, кото­рыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых ре­лигий, и сегодня определяющих жизнь людей.


В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.

Староантичное понимание философии тождественно по­нятию науки вообще. Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки — вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний — философия, возникшая как разрешение противоре­чия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием, философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых на­чалах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствую­щая и руководящая наука, наука, которой все другие, как ра­быни, не вправе сказать и слова против. Философия трактует­ся как наука наук. Установившееся за ней название «метафи­зика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоя­тельность механика, астрономия, физика, политэкономия, ме­дицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юрис­пруденция. Таким образом, от протознания вначале отдели­лись естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержа­ние философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».

На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протозна­ния». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научно­го знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретически­ми проблемами этих наук длительное время занималась фило­софия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, ми­ровоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, мета­физика, этика и т. д. Попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская, индийская и китайская философии. Эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч,, нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдаю­щиеся философские системы, направле­ния, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д,, пат­ристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеалам, материализм и т. д.).

Становление философии как самостоятельной науки связа­но с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выде­лившись из совокупного научного знания.


Научив человека подлинным ценностям, фило­софия изменит мир. Величайшее открытие – возможности слова.

Наука ли философия?

В противоположность наукам фило­софскому мышлению не присуще, не свой­ственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материа­ла научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближа­емся к нему.

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

- философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетво­ряют критерию научного знания;

- утверждения философии эмпирически (т. е. в опыте, экспе­рименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит самораз­витие духа);

- в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собствен­ную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.

Распространена и противоположная позиция, согласно ко­торой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказатель­ность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверж­дения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются хо­дом мировой истории или открытиями естественных наук (на­пример, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.

Философы, считающие философию наукой, по-разному оп­ределяют ее предмет, Так, в отечественной литературе рас­пространены определения онтологического типа:

философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления; философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира;

философия — это наука о всеобщих началах сущего.

Другой тип определений — антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н. А. Бердяев определил философию как - науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

ФИЛОСОФИЯ — буквально любовь к мудрости. Философия — это систематическое критическое исследование способа наших сужде­ний, оценок и действий, имеющее целью сделать нас более мудры­ми, лучше познать самих себя и таким образом стать лучше.

Вольф: Фи­лософия — это деятельность, руководящий принцип которой — разум и цель которой — критическое самопонимание.

Лосев: философия – сознание вслух

Витгенштейн : перейти от замаскированной чепухи к чему-то вроде чепухи очевидной. 

О чем размышляли и размышляют философы?

О природе. Об этом говорят и названия многих философских трудов: Лукреций «О природе вещей»; Д. Бруно «О бесконечности вселенной и мирах»; .П. Гольбах «Система природы»; Гегель «Философия природы».

О разуме. Кант «Критика чистого разума» и «Критика практического разума»; Спиноза «Трактат об усовершенство­вании разума».

О человеке и мире. Т. Гоббс «О человеке»; Гельвеций «О человеке»; Шопенгауэр «Мир как воля и представление».

Об общественной жизни. Платон «Государство»; Аристо­тель «Политика»; Гоббс «О гражданине»; Руссо «Общест­венный договор».

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Онтология                  методология                 гносеология

Учение о бытии             учение о методе         учение о познании



Логика

Формальная, диалектическая, социальная

 

Философия природы       социальная философия      философская антропология

 

Эстетика                             этика                           История философии

(учение о прекрасном)         (учение о морали)

Функции философии

Каковы функции философии в сложном комплексе обще­ственно-исторической жизни людей?

1. Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Немецкий философ нашего времени М. Хайдеггер определил филосо­фию как «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос». Категории философии — это понятия особого рода, они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области (животное, язык); но «они охватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие по­нятия». К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, изменение, разви­тие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и т.д.

Категории отражают наиболее общие связи и отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Они приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Так, без понятия причины невозможно обойтись ни в повседнев­ной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. Поэ­тому категории называются предельными основаниями и универсальными формами культуры. Их называют также вечными формами «чистого» разума.

Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии—онтология (от греч. ontos — сущее и logos — учение); философское учение о по­знании мира — гносеология (от греч. gnoses — познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios — цен­ный) — аксиология.

Можно назвать эту функцию функцией экспликации (т. е. выявления) «универсалий», целого.

2. Функция рационализации и систематизации, теоретиче­ского выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. Так, атомистика Демокрита берет начало из простого обыденного опыта и его обобщения: наблюдение пылинок в солнечном луче, растворение вещества в жидкос­тях и т.д. Повседневные наблюдения служили толчком к открытию закономерностей,

3. Критическая функция. Основа — ориентация на рацио­нализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуж­дений и ошибок, предрассудков и стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и деятельности. Особое неприя­тие у философов во все времена вызывал догматизм (рели­гиозный и др.), филистерство.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.