Рефераты. Философия её смысл и функции

Философия её смысл и функции

Могилёвский университет продовольствия



















   Контрольная работа по философии №2

Предназначение философии, ее смысл, и

функции

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             г. Могилёв

                                                           









 

 

План:

1 Введение(что такое философия)

2 Философское знание

3 Предназначение философии

3 Функции философии

4 Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
















. Философия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

Слово «philosophos»  (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то по­зволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значи­тельные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

1) Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут объяснить в первом приближении, что такое философия, выделив из ряда вопросов — житейских, производственных, научных, политических, художественных и других — те, что носят философский характер. Откуда же у людей это предпонимание?

Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориен­тации, самоопределении человека в мире.

2) Каждый из нас принимал в своей жизни бессчетное количест­во решений, которые воздействовали на нашу жизнь и в некоторой степени на окружающих. Многие из нас принима­ли даже наиважнейшие решения, не спрашивая себя, на каких принципах мы основываем наш выбор, заслуживают ли эти прин­ципы уважения и стоят ли они того, чтобы им следовать. Когда приходит война, молодые мужчины идут сражаться и умирают, не слишком задумываясь о том, имеют ли они моральное право уби­вать другого человека.

Однако бытовое понимание философии весьма иронично. С самого начала философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в пьесе блестящего комического поэта Аристофана как человек, который витает в облаках и словно сумасшедший говорит бессмыслицу. Самый первый философ, Фалес, имел репутацию рассеян­ного. Обычно философов обвиняют в том, что они разглагольст­вуют о вещах, слишком далеко стоящих от реальных человеческих забот. «Дети с избыточным запасом слов», «Люди, не державшие в руках платежного поручения» и т.п. Традиция складывать анекдоты – от Фалеса до наших дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ»


 

В то же время философ – синоним человека, умеющий сопротивляться невзгодам. Философский взгляд на жизнь». Людей, обладающих особой внутренней цельностью, уме­нием противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, не­редко называют философами. Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку.

Т.о. диапазон – от иронии до восхищения.

Однако, что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь может быть старый человек глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость?

Поскольку это слово софос – мудрость входит в само название науки, начнем с него. 

Попробуем спросить об этом у одного старого филосо­фа — Аристотеля (4 в. до н.э.). Аристотель — древнегрече­ский мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Алек­сандра Македонского. Что же он нам ответит на наш воп­рос? «Во-первых, ... мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдель­ности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению при­чин...»


Итак, особенностью философского знания и является мудрость, которая, конечно, отличается от житейской мудрости. Чем? Аристотель называет такую его особенность: «знание обще­го». Почему? Потому что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое.


А как этого добиться? Не умножением знания, а умением постигать причины. Это уме­ние даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать.


Аристотель называл философом того, кто способен удивляться, ибо удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Солнца и звезд, о проис­хождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет фило­софом. И не о нем речь. «Книжный шкаф знает больше».


Чему же удивляется человек-философ? Да всему: миру, звездам, детям, людям. Он очень любит сказки и мифы и ви­дит в них массу удивительного. Он хочет много знать. Известны знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».  

Но это делается не ради какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил: «ради разумения». И именно поэтому Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной, существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, «ради разумения».

Значит путь философского знания —это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формирова­нием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что по­явлению человека разумного предшествовали многие и мно­гие годы, столетия и тысячелетия.


Философское знание — это культура разумного мышле­ния.

Что это значит? Это мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаи­вать свою правоту и мышление свободное, творческое, пред­полагающее знание бесконечным.

Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их дейст­вие.

Основные черты философского знания:

- Это не столько многознание, сколько «разумение», понима­ние, осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и потому — предвидеть дальнейший ход событий.

- Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию («способность удивляться»). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии.

- Это не агрессивное, насильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах.

- Наконец, для философского знания характерно обращение к «вечным» смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет си­юминутного ответа, но без которых не обходится ни один че­ловек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? И т.д. Филосо­фия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.


В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эруди­ции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и нечто большее, чтобы ре­шить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, пони­мать суть. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоз­зрением.

 Предназначение философии, ее смысл и функции

Время появления человека, руководствующего­ся в своей жизни не сиюминутной пользой и т.п., а знани­ем, мудростью, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров бытия», называл «осевым временем». «Осевое вре­мя, таинственно начавшееся» почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направле­ния китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материа­лизма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, дра­матургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возник­ло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.