Рефераты. Философия, ее предмет и метод

62. Правовое сознание, его сущность, особенности, цели формирования.

Правосознание есть та форма общ сознания, в кот выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юр законов нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права - индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит созн оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к гос-ву не как к субъекту полит власти, а как к вн регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравств норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш которого сопровождается правовыми санкциями.

                        Правосознание внутренне близко с рационально-нравств категориями. Это имеет свои истор причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С образованием гос-ва нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга. Правосознание не только отражает действующее законодательство,  но может нести в себе и элемент критики сущ юрид системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теорет идеал соц справедливости.

                        Так в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось “божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр идеал соц справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.

                        Юрид право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в кач границы этой свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную го защиту. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц деятельности, что явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само законодательство рассм эти отношения со стороны гос-ва, а общ сознание  в его правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны личности и дает ей ту или иную оценку в соотв с нравственным идеалом соц справедливости.

                        Любое законод право, т.о. исторично, оно сначала появл как теорет идеал, а затем функционирует в кач закона в соотв с вызвавшими его социально-истор причинами.

                        Однако наряду с переменными характеристиками правосознания в ем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общ сознание обязательно содержит в себе идею общества, а всякая идея общ должна базироваться на определенных правовых отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных отношений между личностью и гос-вом, кот признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии, кот нужно знать и соблюдать, но нельзя считать абсолютными, т.е. свободными от крит оценки. Воля гос-ва сама по себе е явл конечным основанием права. Вопрос о кон основаниях права относится к области филос теорет постулатов о назначении гос-ва, сущности человака, его естеств правах...




63. Сущность философского учения герменевтики.

ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА.

                        Наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.

                        Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона.  В 20в Г. постепено оформляется в одну из основных  методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает  функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”,  социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности.

                        Дилтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками.

23 - 28 отсутствуют.


64. Диалектика количественных и качественных изменений характеристика скачков.

Мир многообразен. Это мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета,

обуславливающая его сходство и различие с др. предметами, проявл-щаясся во взаимодействии с

ними. Св-ва вещей объективны. Специфические св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые - атрибут.

Кач-во - внутренняя определенность предмета, проявляющаяся в целостной харак-ке его сущест-

венных св-в при взаимодействии его с др, предметами. При утрате кач-ной определенности предмет

перестает быть самим собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность

пр-та, кот. характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания процессов. К-

во - кач-во в его пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера -

диалектическое единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот.

сохраняется кач-ная определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения,

постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт

при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно

кач-во - в др. кач-во путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление

новой. З-н носит всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм

развития.

Переход от одного кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают

взрывные ( с ярко выр. границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные.Понятие скачка

относительное. Необх. учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го

изменения.


65.Характеристика философии экзистенциализма.


Он возникает в начале 20-го в. в Германии, России, Франции.

Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Для

экзистенциализма характерна ориентация на худ литературу. Одна

из центральных проблем  - проблема отчуждения. Ч-к одинок в

этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и

тд). Фил обязана помочь  ч-ку. Ее предметом должно быть под-

линное бытие ч-ка. Центральная категория - экзистенция. (Под-

линное существование). Существование предшествует сущности.

Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобре-

тает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответствен-

ность за этот выбор. Ч-к проявляет себя в  пограничной ситуации в

важный момент(смерть, болезнь:). мменно здесь проявляется его

подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистен-

циалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что

жизнь - бытие к смерти. Ч-к должен достойно умереть, если

приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориен-

тируется на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.


66. Преемственность в развитии, диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания

Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противопо-

ложностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап

развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ.  преемственность

развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности

составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.

Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление

не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не

уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и

борьба противоположностей.

3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и

борьбы противоположностей.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)

3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с

удержанием положительного)

Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности

поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как

сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и

регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

67.Сущность философии прагматизма.

Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США.

прагматизм - критерий истины - польза, удобство


68. Специфика религиозного сознания, религиозная идеология и психология.

Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.