Рефераты. Философия, ее предмет и метод

56. Общественное сознание и его структура. Диалектика общественного сознания и общественного бытия.

Общественное сознание, его структура и пути формирования

О.С. - осознание о-вом самого себя, своего обществ. бытия и окр. дейст-сти. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. 2 фундамент. закономерности р-я общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти. Классификация: 1) по предмету отражения: полит. созн. отраж. отн-я между классами, нациями, гос-вами, к пробл. власти. 2) по формам отражения: наука отр. дейст-сть в формк понятий, гипотез, теорий, моделей. 3) по особ-стям своего р-я, сопостовляя науку и иск-во. 4) по выполн. ими соц. F. Различие F прежде всего выявл. своебразие каждой формы о.с. Наука - познават. и практич. F, моральн. созн. - основа формир. нравств. личности, отн-я ч-ка другим людям. По этому пр-ку все формы о.с. делятся на 2 гр.: 1) связ. регулир. чел. отн-й: Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп. Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. Мораль - совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 2) Наука, иск-во, философия - формы дух. и дух.-практич. освоения всей окр. ч-ка дейст-сти. Плюс религия - промежут. полож. Анализ форм о.с. и разраб. критерия их разгран-я имеют методологич. знач-е для иссл-я о.с. конкр. о-в.


57. Характеристика позитивизма в европейской философии конца конца XIX начала XX в.

Современная ф-фия антропоцентрична. Антропологичес­кий поворот характерен для западноевропейской ф-фии XIX—XX вв. Представленные в мировой ф-фии определения при­роды и сущности человека можно систематизировать по-раз­ному. Остановимся на варианте, разграничивающем три под­хода: 1) субъективистский (человек — это прежде всего его внут­ренний, субъективный мир); 2) объективистский (человек — продукт и носитель внешних, объективных условий его существования); 3) синтезирующий (человек — единство внутренней субъек­тивности и внешней объективности). Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность» человека, либо — нет. В первом слу­чае под природой человека понимается своеобразие, специфи­ка человека как живого существа, а под сущностью — его оп­ределяющее, ведущее, интегрирующее основание.

58. Проблема истины в философии, диалектика абсолютной и относительной истины.

 

Философские учения об истине.


Истина - соответствие наших знаний действительности. мстина объективна по своему содержанию

и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка.

Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод.  абсолютной и относительной

истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет

пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не

приходящего знания в составе знания относительного.  Абсолютная истина - вечные истины, т.е.

истины факта, кот. не ставятся под сомнения.

Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает

завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой

относительной истине содержится момент истины абсолютной.

Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. мз

диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он

требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий.

Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного.

Относительность практики - её историческая ограниченность.

Различные теории об истине:

1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство

2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность

3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё

4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифи-

цированности

Принцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытом

Принцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки

опровержения.

Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. мстина не всегда совпадает с

пользой.

В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в

этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина

и здесь имеет место.

59. Характерные черты и особенности современной европейской философии.

(см 51)



60. Диалектическая связь общества и личности, социального, социальные типы личности.

Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность  формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды  они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья,  коллектив), в которую включена личность и её  духовная атмосфера . Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.



61. Позитивизм как философское учение, его исторические формы, современный критический рационализм.

Сущность и этапы развития философии позитивизма

1)позитивизм.30-40 гг 19в, во Франции образовалась школа, основоположником позитивизма был Конт. Высказывал убеждения в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области. Ф нужна для объединения всех знаний.

2)эмпириокритицизм.Пред-ми были Авенариус, мах. Сводили всю философию к субъектно-идеалистическому познанию. Основа знания: чувства и ощущения. Материя-это то, что мы чувствуем.

3)неопозитивизм 20 гг ХХв  (надо найти логический атом-научный язык, проблема, значение, метода, верификация{проверено на опыте}). Самая влиятельная из этих направлений-философия лингвистического анализа (все проблемы связаны с засорением нашего языка) Хотели включить науку в философскую истину-то, что наблюдаем…опыт->осмысление-> истина.

4)постпозитивизм Наука как целая динамическая, развивающаяся система. Научный метод-предположительная догадка или опровержение. Отвергают чувсвенность, переживания

Позитивизм и его эволюция.


Позитивисты отрицают все фил. проблемы, которыми занималась

философия на протяжении многих лет. По их мнению фил. не-

должна выходить за рамки позитивного, положительного знания.

т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей.

Она может описывать лишь внешние связи между явлениями.

Характерная черта позитивизма - агностицизм. Позитивизм 

(особенно его первые формы) выступает как субъективный идеа-

лизм. Позитивизм трактует опыт, как совокупность ощущений ч-

ка. Возникает в конце 19-го века.

1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. 

Они считают, что фил. должна обобщать научные знания.

2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный

субъективный реализм.

3-я - неопозитивизм. (Шлиг и Карнап). Фил. должна заниматься

изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт.

4-ая - пост позитивизм. мсследует соц. природу научного знания и

эффективность научной теории.

Философский позитивизм.

Данная ф-фия является новой формой рационализма (Декар). Позитивизм – есть преимущественно социальная ф-фия. Основоположниками этой ф-фии является Кант и Спенсер, поэтому социология вытекает из позитивизма. Основная работа: «Курс позитивной ф-фии» Канта. Социальным источником данной ф-фии является Великая французская революция, которая породила насилие и хаос. Поэтому главной задачей новой ф-фии и являетя создание эволюционной ф-фии общества исключающей революции (ф-фия револютивизма). По сути дела револитивизм в качестве противопложника марксистской ф-фии, которая обосновывает необходимость революционных преобразований общества. Каковы исходные положения данной ф-фии. Главным объектом ф-фии является не мир в целом, а человечество как единое целое. Человечество является высшим существом и существом мистическим, где существуют два противоположных мира. Мир разума и мир чувств, поэтому необходимо обосновывать синтез между двумя этими мирами. В этом синтезе ведущим началом должен быть мир разума те, в новых условиях повторяется положение , что миром правят идеи. Прогресс общества определяется умственным прогрессом – базис общества – это есть образование и наука – это есть всеобщий дух пораждается человечеством. В то же время существует и проблема деформации всеобщего духа – это деформация «замутнение всеобщего духа». Происходит посредством революции, т.к. революции разрушают структуру единого человеческого организма. Обоснованием необходимости позитивной ф-фии было объяснено 3-мя основными стадиями развития человечества: 1) теологическая стадия 2) метафизическая – это стадия современного человечества. Это тяготение людей к демократии, либерализму, к абстрактным формам мышления и др. 3) позитивная – которая сменяет вторую. Человечество живет в переходе от 2-й к 3-й стадии человечества. Метафизическая стадия базируется на основе наук. По сути дела позитивизм является источником науки управления – менеджмента. Энергетика – наука о самоорганизации. Теория систем (2-я пол ХХв) и теория системно-структурного анализа. Вывод: 1) позитивизм является выражением прежде всего синтеза всех наук, ф-кие науки.  2) позитивизм также является источником возникновения многих наук: социология, энергетика, теория систем и др. Итак, позитивизм выразил в высшей форме законы развития человеческого разума применительно к самой человеческой жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.