Рефераты. Эволюция взглядов К.Г. Юнга НА христианство и феномен национал-социализма

Какие выводы мы можем сделать из этой работы, написанной во время прихода нацистов к власти и в чем-то даже адресованной им? Юнг считает, что наступает решающая эпоха, когда на смену старому должно прийти новое и лучшее. Это новое будет поначалу казаться ужасным. Должен быть тот, кто сначала внутри себя поборет страх перед этим ужасом и достигнет лучшего, а потом в нужный момент проведет по данному пути всех остальных. Это должна быть личность, которая станет настоящим лидером. Одновременно нужно не допустить инфляции, т.е. не позволить дракону бессознательного потушить свет сознания. Если инфляция произойдет, тогда не избежать катастрофы - такой, например, как война.

Именно под таким углом зрения Юнг рассматривал приход Гитлера к власти. Гитлер - это лидер, он верен голосу глубин. Он повел немцев по опасному пути обновления к лучшему, которое вначале может казаться ужасным. Однако сможет ли он устоять перед бессознательным? Не захватят ли его архетипы? Смогут ли немцы избежать катастрофы? Именно над этими вопросами Юнг бьется в 30-е гг. Однако в какой-то момент становится очевидным, что инфляция случилась. Германия сошла с ума. Трудно сказать, в какой момент Юнг понял это однозначно, так как все его интервью на эту тему до войны носят двусмысленный характер76. Он говорит об одержимости Гитлера, но тут же сравнивает его с пророком и называет истинным лидером немцев. Все однозначно негативные высказывания Юнга о Гитлере относятся уже к послевоенному периоду (например, «Борьба с тенью» 1946 г.77). В любом случае во второй половине 30-х гг. Юнг дистанцируется от нацистов и в интервью 1938 г.78 позиционирует себя как сторонник Запада (т.е. союзников).

Итак, нацизм был ответом бессознательного на кризис нашего времени. Это была компенсация, которая вывела на поверхность сознания архаические и языческие мотивы, заглушённые и отодвинутые в бессознательное отжившим свое христианством. В таком своем проявлении нацизм носил положительный характер.

Он был провозвестником «лучшего», которое должно сменить привычное для нас «доброе». Такие мысли Юнг излагает в своем ответе на письмо Якоби, в котором та выражает свои опасения по поводу нацизма. Якоби так комментирует этот ответ: «Он ответил мне: "Раскройте свои глаза. Вы не можете отвергнуть зло, ибо оно является носителем света". Люцифер - это носитель света. Поймите, таково было его убеждение. <...> Для него [нацистское движение] было внутренним событием, которое следовало воспринимать в качестве предварительного психологического условия для возрождения»79. Однако со временем к Юнгу приходит понимание того, что нацизм зашел в тупик, так как сам стал жертвой бессознательных энергий. Нацизм впал в другую крайность, произошла инфляция80.

Таким образом, к 1939 г. складывается совсем другая ситуация: если раньше мертвое христианство, сузившееся до персоны, личины, которую человек надевает в некоторые моменты жизни, нуждалось в компенсации, которая шла бы из самых глубин человека, из самых фундаментальных слоев бытия, то теперь эту архаику надо было остановить. Сознание, которое должно управлять человеком, оказалось марионеткой в руках самых примитивных психических сил человека, оно оказалось околдовано ими. Необходимо было вернуть сознание на его трон, расколдовать его. Для этого надо было усмирить внутренний мир человека, прийти к новому состоянию равновесия между сознанием и бессознательным, когда «Я» управляет человеком, опираясь на все пласты его психики.

Итак, нам нужно прийти к состоянию равновесия, причем это равновесие должно быть устойчивым. Однако раз отношение между сознанием и бессознательным - процесс, значит, должна существовать постоянная связь между ними. Нужен безопасный механизм, который осуществлял бы эту связь и постоянно поддерживал равновесие, не давая прежде всего сознанию снова впасть в какую-либо крайность. Таким механизмом является религия. Напомним, что к этому же времени окончательно складывается юнгианская концепция природы религии и ее функций в человеческой психике. К 1938 г. религия понимается им как механизм взаимодействия сознания и бессознательного, своего рода мост между ними, который обеспечивает необходимую безопасную коммуникацию бессознательного с сознанием. При этом цель любой религии - та самая чаемая индивидуация человека.

Таким образом, именно религия попадает в центр внимания Юнга после 1939 г. Она должна стать спасением от грозящих катастроф и сделать так, чтобы ужасов, подобных нынешним, не повторялось. При этом естественно, что Юнг начинает интересо-90 ваться не вообще религиями (как раньше), а лишь теми из них, которые могут реально дать спасение европейцу. Здесь у него был небольшой выбор. Такой религией могло быть лишь христианство.

Это глубоко укорененная в историю, а значит, и в душу европейца религия, это родная религия европейцев81. Она стоит над язычеством, она преодолела его. Однако христианство впало в крайность, что привело к нынешним катаклизмам; следовательно, христианство надо оживить, надо заново вдохнуть в него жизнь. Христианство должно стать живой традицией, находящейся в контакте как с самыми архаичными, так и с самыми развитыми пластами души. Именно на этом пути теперь Юнг видит спасение для европейца и его цивилизации. Тем самым мы подходим к третьему этапу эволюции взглядов Юнга на христианство.

Этот этап (1939-1961), названный известным американским исследователем П. Хомансом «герменевтикой утверждения»82

(в противовес прежней «герменевтики отрицания»), лучше всего характеризуется следующей фразой: «Я не хочу сказать, что с христианством покончено. Напротив, я убежден, что при нынешнем положении вещей устаревшим является не христианство, а наша концепция и толкование его. Христианский символ - это живая вещь, которая несет в себе зерна дальнейшего развития. Он может продолжать развиваться; это зависит только от нас, сможем ли мы заставить себя снова задуматься, и притом более глубоко, над предпосылками христианства»83. На данном этапе Юнг стремится снова сделать христианство тем самым искомым посредником между сознанием к бессознательным европейца, которым эта религия была на протяжении последних двух тысяч лет84. Для этого Юнг выдвигает программу реабилитации христианства, которая состоит из двух стадий - реинтерпретации христианских догматов и их развития. Юнг реинтерпретирует христианское вероучение с целью продемонстрировать, что в своей основе оно является отражением процесса индивидуации85. Попытка же развития христианских догматов предпринимается им для того, чтобы привести данную религию в соответствие с новыми веяниями бессознательного. Это развитие заключается прежде всего в превращении христианской Троицы в четверицу86 путем добавления в нее таких доселе игнорируемых аспектов Божественного, как зло, материя и женское начало (все это Юнг называл одним словом - «тень»).

Именно такая «терапевтическая» реабилитация знаменует собой третий и последний этап эволюции взглядов Юнга на христианство.

Юнг, условно говоря, прописывает курс лечения, который христианству необходимо пройти.

Вывод Юнга о том, что христианство, если оно хочет оставаться адекватным духовным нуждам современного человека должно включить в себя ряд новых аспектов, удивительным образом находит свое эмпирическое подтверждение в феномене нью-эйдж. Набирающий популярность нью-эйдж87, позиционируя себя в качестве альтернативы не только христианству, но и вообще всем традиционным религиям, ставит во главу угла как раз те аспекты (примат личного опыта, зло, женское начало, материя), которые, по мнению Юнга, незаслуженно игнорируются как христианством, так и всей современной цивилизацией, несмотря на все большую их актуальность.

В заключение мы кратко воспроизведем общий ход развития взглядов Юнга на христианство и постараемся сделать ряд выводов.

В этом развитии мы выделили три этапа. На первом этапе (1875-1900) Юнг осмысляет христианство с чисто человеческих позиций, он приходит к пониманию глубокого кризиса этой религии. На втором этапе (1900-1939) Юнг рассматривает христианство уже как психолог. В этот период происходит формирование его оригинальных идей. Он приходит к осознанию кризиса современной ему культуры. Данный кризис связан с недооценкой тех психических сил, которые он обнаружил в процессе своей деятельности как психолога. Это архаические силы души, которые рвутся наружу, однако им противостоит весь строй современной цивилизации. Христианство осмысляется Юнгом как неотъемлемая, ключевая часть данной цивилизации, более того, оно даже считается виновным в том плачевном состоянии, в котором оказался европеец. В целом отношение Юнга к христианству на тот момент скорее отрицательное. Он озабочен той компенсацией, которая должна проявиться в сознании современного человека как реакция на излишнюю рациональную односторонность, ведь, согласно его теории, каждая односторонность должна быть скомпенсирована своей противоположностью. Такой компенсацией, по Юнгу, становится нацизм, который как раз и выражает архаические психические силы, вырвавшиеся наружу. Однако нацизм не оправдал надежд Юнга, наоборот, он привел к катастрофе.

Осознание своей ошибки вместе с выработкой понимания религии как безопасного посредника между сознанием и бессознательным заново приводит Юнга к христианству. Наступает третий этап (1939-1961). Христианство может и должно стать тем мостом, который обезопасит европейца от катастроф, подобных нацизму, и поведет его по пути индивидуации. Однако для этого нужно решить две задачи: вернуть смысл христианскому учению и христианским символам, а также развить христианский миф до уровня потребностей современной эпохи и современного человека.

Именно такую цель ставит перед собой его программа по реабилитации христианства, которую он как врач прописывает данной религиозной традиции.

Таким образом, взгляды Карла Густава Юнга на христианство эволюционировали, эта эволюция шла от отрицания к утверждению, именно феномен нацизма стал главной причиной коренного изменения отношения Юнга к христианству. Из характера данной эволюции и тех выводов, к которым Юнг в конце концов пришел, следует, что психолога никак нельзя считать антихристианским мыслителем, однако при этом не является он и христианским мыслителем, так как его программа реабилитации почти полностью меняет традиционное христианское вероучение. Его отношение к этой традиции напоминает скорее отношение самого христианства к иудаизму. Ответив на вопрос: является ли христианство иудейской или антииудейской традицией? - мы сможем ответить и на следующий вопрос: «Юнг - христианский или антихристианский мыслитель?»

Список литературы

1 См.: Юнг КГ Символ превращения в мессе // Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 2001.

2 См.: Юнг КГ Попытка психологического истолкования догмата о Троице // Юнг К.Г. Ответ Иову.

3 См.: Юнг КГ. AION: исследование феноменологии самости. Киев, 1997.

4 См.: Юнг КГ. Ответ Иову.

5 Об этом см.: Elms A. The Auntiёcation of Jung // Elms A. Uncovering Lives: The Uneasy Alliance of Biography and Psychology. N.Y., 1994;

Shamdasani S. Memories, Dreams, Omissions // Spring: Journal of Archetype and Culture. 1995. Vol. 57. P. 115-137.

6 См.: Юнг КГ Воспоминания, сноввдения, размышления. Минск, 2003.

7 Jung C.G. Thoughts on the Interpretation of Christianity with Reference to the Theory of Albrecht Ritschl // Jung C.G. The Zoёngia Lectures.

Princeton; N.Y., 1983.

8 Clift W.B. Jung and Christianity. The Challenge of Reconciliation. N.Y., 1982; Dourley J.P. The Illness That We Are. A Jungian Critique of Christianity. Toronto, 1984; Forsyth J. Freud, Jung and Christianity. Ottawa, 1989; Stein M.

Jung's Treatment of Christianity. The Psychotherapy of a Religious Tradition. Wilmette, 1985; Jung and Christianity in Dialogue. Faith, Feminism and Hermeneutics / Ed. by R.L. Moore, D.L. Meckel. N.Y.; Mahwah, 1990; Jung and the Monotheisms: Judaism, Christianity and Islam // Ed. by J. Ryce-Menuhin. L.; N.Y., 1994; Wehr G. C.G. Jung und das Christentum. Olten;

Freiburg im Breisgau, 1975.

9 См.: Зеленский В.В. Юнг и религия // Даурли Д., Эдингер Э., Зеленский В. К.Г. Юнг и христианство. СПб., 1999.

10 Stein M. Jung's Treatment of Christianity...

11 Ibid. P. 104-105.

12 См.: Юнг КГ Психологические типы. Минск, 1998.- 13 Например, в работе 1911-1912 гг. «Либидо, его метаморфозы и символы» он пишет: «...христианская религия, по-видимому, уже выполнила свое великое биологическое назначение... потому ее значение утратилось, пока в трудно определимом объеме» (Юнг КГ Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994. С. 85).

14 См.: Юнг КГ Либидо, его метаморфозы и символы.

15 См.: Юнг КГ Психологические типы.

16 См.: Юнг КГ Комментарий к «Тайне золотого цветка» // Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

17 См.: Юнг КГ Воспоминания, сновидения, размышления. С. 50.

18 Там же.

19 Год начала психиатрической карьеры Юнга в клинике Бургхольцли (Цюрих).

20 Год начала семинаров, посвященных духовным упражнениям Игнатия Лойолы. В этот же год Юнгу приснился сон о Святом Граале, который вернул его из мира Индии в мир европейской культуры (Юнг КГ

Воспоминания, сновидения, размышления. С. 277).

21 См.: Юнг КГ Воспоминания, сновидения, размышления. С. 59.

22 Там же. С. 60.

2 3 Там же. С. 84.

24 Там же. С. 73.

25 Там же. С. 61.

26 Там же. С. 52-53.

27 Jung C.G The Zofmgia Lectures. Princeton; N.Y., 1983.

28 Jung C.G. Thoughts on the Interpretation of Christianity with Reference to the Theory of Albrecht Ritschl. P. 108.

29 Ibid. P. 111.

30 См.: Юнг КГ Воспоминания, сновидения, размышления. С. 206-207.

31 Там же. С. 207.

32 Юнг КГ Противоречия Фрейда и Юнга // Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск, 2003. С. 161.

33 Юнг КГ Психология и религия // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 133-134.

34 Юнг КГ Воспоминания, сновидения, размышления. С. 207.

35 См.: Юнг КГ. Либидо, его метаморфозы и символы. С. 81-85.

36 Jung-Freud, 11 Februar, 1910 // Freud S./Jung C.G. Briefwechsel/ W.McGuire, W.Sauerlander (Hrsg.). Frankfurt a. M., 1974. P. 323-324.

37 См.: Юнг КГ. Психологические типы.

38 Там же. С. 485.

39 Там же.

40 Там же. С. 533.

41 Там же. С. 42.

42 Там же. С. 43.

43 Jung C.G. Zivilisation im Ubergang. Gesammelte Werke. Bd.10.

Dusseldorf, 1995.

44 Юнг КГ Современный человек и проблемы его души // Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. С. 338.

4 5 Там же. С. 345.

4 6 Там же.

47 В концепции Юнга «персона» - это психическая структура, выступающая в качестве посредника между «Я» человека и внешним миром. По сути, «персона» представляет собой ту маску, которую человек надевает в обществе, для того чтобы наиболее успешно в нем функционировать.

94

1

48 См.: Юнг КГ Земная обусловленность души // Юнг К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе.

49 Там же. С. 210.

50 Там же. С. 211.

51 Jung C.G. Uber das Unbewusste // Jung C.G. Zivilisation im Obergang. Gesammelte Werke. Bd.10.

52 Jung C.G. - Schmitz O., 26 Mai 1923 // Jung C.G. Briefe 1906-1961. Bd. 1-3. A. Jaffe (Hrsg.) Olten; Freiburg im Breisgau, 1972- 1973. Bd. 1. S. 61.

53 В этом смысле он не был одинок, еще целый ряд его немецких коллег также увидели в национал-социализме прежде всего событие, имеющее глубокое культурное значение. Об этом подробнее см.: Cocks G.

Psychotherapy in the Third Reich. The Goring Institute. N.Y.; Oxford, 1985.

54 Neumann M. On the Relationship between Erich Neumann and C.G.Jung and the Question of Anti-Semitism // Lingering Shadows. Jungians, Freudians and Anti-Semitism / Ed. by A. Maidenbaum, S. Martin. Boston; L., 1991. P. 278.

55 Например, см.: Grossman S. C.G. Jung and National Socialism // Jung in Contexts / Ed. by P. Bishop. L.; N.Y., 1999.

56 Об этом см.: Pietikainen P. The Volk and Its Unconcsious: Jung, Hauer and the "German Revolution" // Journal of Contemporary History. 2000. Vol. 35. N 4. P. 523-539.

57 См.: Юнг КГ Диагностируя диктаторов // Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. СПб., 1996.

58 См.: Юнг КГ. О становлении личности // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2001.

59 Согласно Стэнли Гроссману (Grossman S. C.G. Jung and National Socialism. P. 111).

60 Юнг КГ О становлении личности. С. 392.

61 Там же. С. 375.

62 Там же.

63 Там же.

64 Там же. С. 390.

65 Там же. С. 380.

66 Там же. С. 381.

67 Там же.

6 8 Там же. С. 391.

69 Там же. С. 384.

70 Там же. С. 386.

71 Там же. С. 393.

72 Там же. С. 392.

73 Юнг КГ Отношения между Я и бессознательным // Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 172. Перевод слегка изменен.

74 Там же. С. 171. 75 Юнг КГ О становлении личности. С. 393. 76 См., например, работы и интервью Юнга, представленные в книге: Одайник В. Психология политики... 77 См.: Юнг КГ Борьба с тенью // Юнг К.Г. Синхрония. М., 2003. 78 См.: Юнг КГ. Диагностика диктаторов. 79 Цит. по: Нола Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга.

М., 1998. С. 398.

80 Наиболее лаконично отношение Юнга к национал-социализму иллюстрируется историей его встречи с раввином Лео Бэком. Лео Бэк, знавший Юнга еще до прихода нацистов к власти, был очень разочарован, когда ему стало известно о поведении Юнга во время правления нацистов. Вернувшись из Терезинского лагеря в Швейцарию, он отказался навестить приславшего ему приглашение психолога, тогда Юнг пришел к нему сам. Между ними состоялось объяснение, в процессе которого основатель аналитической психологии изложил причины своих поступков. В конце концов Юнг сказал: «Ладно, хорошо, я ошибся». Эта последняя фраза, наверное, лучше всего объясняет поведение психолога. Неудивительно, что во многом именно благодаря ей беседа закончилась полным примирением, о чем Лэо Бэк и сообщил своему другу Гершому Шолему, получившему приглашение выступить на Эраносе и колебавшемуся, стоит ли это делать, учитывая подпорченную нацизмом репутацию Юнга - одного из главных идейных покровителей «места встречи для Востока и Запада» (об этой истории см.: Jaffe A. C.G. Jung and National-Socialism // Jaffe A. From the Life and Work of C.G. Jung. N.Y.;

Evanston; San Francisco; L., 1971).

81 Об этом Юнг пишет почти во всех своих поздних работах о восточных религиях, предостерегая европейцев от увлечения ими. Например, см.: Юнг КГ. Психологический комментарий к «Тибетской книге великого освобождения» (1939/1954) // Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

82 Homans P. C.G. Jung: Christian or Post-Christian Psychologist? // Essays on Jung and the Study of Religion / Ed. by R. Martin Luther, J. Goss).

Boston, 1985. P. 28.

83 Юнг К.Г. Нераскрытая самость... С. 86.

84 См. работы этого периода: Юнг КГ. Символ превращения в мессе;

Он же. Попытка психологического истолкования догмата о Троице; Он же. AION: исследование феноменологии самости; Он же. Ответ Иову.

85 Например, о переинтерпретации таинства мессы см.: Юнг КГ.

Символ превращения в мессе. С. 54-98; о переинтерпретации символа креста см.: Там же. С. 86-87.

86 См.: Юнг КГ. Попытка психологического истолкования догмата о Троице. С. 150-178.

87 О феномене ныо-эйдж см.: Hanegraaf W.J. New Age Religion and Western Culture. Leiden; N.Y.; Koln, 1996; Heelas P. The New Age Movement. The Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity.

Oxford, 1996. О соотношении идей Юнга с концепцией движения ныо-эйдж см.: Tacey D. Jung and the New Age. Great Britain, 2001.

88 Такую точку зрения, например, высказывают некоторые православно ориентированные авторы. Например, см.: Медведев М., Калашникова Т. Об аналитической психологии Карла Юнга. Взгляд с позиции святоотеческого учения о спасении души. Пермь, 2001; Димишриевич В. В плену герметического круга. О психологии Карла Юнга и прозе Германа Гессе. Пермь, 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.