Исходя из всего этого, Юнг начинает изучать символические системы разных религий. Данной теме посвящены его многочис-80ленные работы и семинары 30-х гг. (семинары о процессе индивидуации в восточных текстах и т.д.). Понятно, что не менее важным был для него вопрос «о связи символов бессознательного с христианскими символами»34. Однако христианство еще не занимает какого-то особого положения в концепции Юнга. Это одна из возможных символических систем, примерами из которой Юнг часто поясняет некоторые свои идеи.
Трудно объяснить, почему Юнг вплоть до второй половины 30-х гг. не уделяет должного внимания, казалось бы, родной для него христианской традиции. Возможно, это связано с тем, что он был слишком вдохновлен своими открытиями и поэтому искал все новые и новые символические системы, которые можно было бы истолковать в свете сделанных им выводов. Может быть, это также связано с тем негативным опытом христианства, который он имел в детстве.
Но есть и еще одна причина, по которой Юнг не делает христианство объектом своего пристального внимания: он слишком озабочен болезнью души современного человека. Современный человек нуждается в духовной помощи, но христианство уже не может ему помочь, оно устарело. Именно такие мысли Юнга можно проследить в его работах начиная с 1911-1912 гг. («Либидо, его метаморфозы и символы»35). Об этом же Юнг пишет в своем знаменитом письме Фрейду от 11 февраля 1910 г., в котором предлагает психоанализ в качестве альтернативы устаревшему христианству: «Религию может сменить только религия. <...> Двухтысячелетнее христианство может быть заменено лишь чем-то эквивалентным. ...Я думаю, мы должны... оживить среди интеллектуалов чувство символа и мифа»36. Более обстоятельно тема христианства обсуждается в работе 1921 г. «Психологические типы»37. Разбирая различные психологические типы в христианской истории, Юнг делает важные замечания, касающиеся понимания христианства в целом. С точки зрения юнгианской типологии, христианство - это «экстравертная чувственно-интуитивная» традиция. При этом Юнг указывает на то, что христианство в момент своего возникновения имело компенсаторный характер.
Необходимо уточнить, что Юнг понимает под компенсацией.
Компенсация - это «функциональное уравновешивание», «саморегулирование психического аппарата»38. Она подразумевает механизм, который уравновешивает сознательную установку. То есть каждой сознательной установке соответствует прямо противоположная бессознательная установка. Дело в том, что «деятельность сознания есть деятельность селективная, выбирающая. А выбор требует направления. Направление же требует исключения всего иррелевантного. Содержания, исключенные намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное, но благодаря своей действенной наличности они образуют все же противовес сознательному ориентированию...»39. Компенсация - нормальный процесс, стабилизирующий работу сознания, однако если сознательная установка является излишне односторонней, тогда напряжение между сознанием и бессознательным приобретает характер противостояния. Бессознательная компенсация перестает быть компенсацией и становится оппозиционной установкой.
Ситуация усугубляется, если вытесненными оказываются инстинктивные аспекты. В конце концов, когда ситуация накаляется до предела, происходит переворачивание установки, и то, что господствовало в бессознательном, начинает господствовать в сознании и наоборот.
Это приводит нас к еще одному важному понятию юнгианской психологии - к понятию «энантиодромия». Данный термин взят из философии Гераклита и буквально означает «бег навстречу». Энантиодромией Юнг называл «выступление бессознательной противоположности, притом именно во временной последовательности. Это характерное явление встречается почти повсюду, где сознательной жизнью владеет крайне одностороннее направление, так что со временем вырабатывается столь же мощная противоположность, которая проявляется вначале в виде тормоза при сознательной работе, а затем в виде прорыва в сознательном направлении»40. Этот принцип лежит в основе юнгианского понимания истории: если в обществе господствует одна крайность, то она неминуемо должна смениться другой.
Таким образом, когда Юнг говорит о компенсаторной природе раннего христианства, он имеет в виду, что эта традиция стала реакцией на сложившуюся в начале нашей эры ситуацию в Римской империи. Античные установки исчерпали себя. «Необычайная, изумительная жажда искупления овладела человечеством и вызвала в Древнем Риме неслыханный доселе расцвет всех возможных и невозможных религиозных культов»41. Появление и распространение христианства и стало ответом, сменившим устаревшие установки. «Христианство обозначает в известном смысле разрушение и жертвоприношение античных культурных ценностей, то есть античной установки»42. Однако компенсаторность уже подразумевает однобокость. То есть вместо одной крайности начинает господствовать другая. Кроме того, раз это крайность, то придет время, когда и она устареет и должна будет уступить место другому явлению в соответствии с тем же самым принципом энантиодромии.
Это время, как считает Юнг, пришло в конце второго тысячелетия нашей эры, именно, данной теме посвящены многие его ; работы 20-30-х гг., которые были собраны в томе 10 его Собрания сочинений под характерным названием «Цивилизация в - 82 переходный период» {Zivilisation im Ubergang)43. Христианство и порожденная им цивилизация зашли в тупик - тупик своей односторонности. Эра христианства подошла к концу: «Христианская история насчитывает почти две тысячи лет, а вместо второго пришествия и царства Христа - мировая война христианских наций с колючей проволокой и ядовитыми газами. <...> Какое крушение на земле и на небе!»44 Более того, само христианство выродилось. Благодаря теологам, которые рационализировали этот некогда живой миф и заставили всех в него верить, христианство омертвело, превратилось в «атрибут внешнего мира». Оно больше не исходит из глубин души. «Современный человек выбирает религии и убеждения, словно примеряя праздничный наряд, чтобы в конечном итоге снова оставить их как поношенное платье »45. Юнг обеспокоен этим, его аналитическая психология и есть своего рода ответ на эту односторонность, помощь человеку в преодолении этого кризиса. Вообще, сам расцвет психологии понимается Юнгом как ответ на безжизненность религий: «Теперешний интерес к психологии свидетельствует о том, что от души ожидается нечто такое, чего не дал внешний мир, что, несомненно, должны были заключать в себе наши религии, но чего они, по крайней мере, для современного человека, уже не содержат»46.
Христианство, считает Юнг, закостенело в экстравертности, т.е. оно направлено исключительно на внешний мир. Более того, теология излишне рационализировала христианство, что само по себе абсурдно, так как христианство рождалось именно как религия чувства, а не интеллекта. Рационализированное христианство есть абсурд, а в абсурд можно только верить. Верить же можно лишь в нечто внешнее, в то, чего никогда не испытывал. Христианство целиком лежит на поверхности, оно не затрагивает сущности человека, оно стало уделом его «персоны»47. Компенсация такого христианства будет идти из глубин человека, затрагивать его самые архаичные пласты. Она будет строиться на основе опытного знания, т.е. личного переживания, а не веры. Именно такого рода компенсацию нужно культивировать. Именно она может сгладить однобокость христианства. В ней лежит ключ к исцелению человека и преодолению кризиса всей нашей цивилизации.
Проявление этой компенсаторной противоположности будет положительным явлением, так как тем самым оно снимет напряжение и одновременно даст импульс к дальнейшему развитию, если, конечно, удастся учесть весь печальный опыт прошлого и не закостенеть в этой новой противоположности. Таким образом, получается, что Юнг в 20-30-х гг. ждал появления живительных феноменов, которые компенсируют однобокость христианства и преодолеют тот духовный кризис, в котором оказалась наша цивилизация.
Следовательно, вполне логично, что начиная с 20-х гг. Юнг разрабатывает тезис о «примитивном человеке» в каждом из нас. В работе «Земная обусловленность души» (1927/1931)48 он приводит свой знаменитый образ человека как здания: «Нам нужно описать и оценить здание, верхний этаж которого был построен в 19 веке, время сооружения первого этажа датируется 16 веком, а внимательно изучив каменную кладку, мы выясняем, что оно было перестроено из башни 11 века. В подвале обнаруживается римский фундамент; под подвалом - засыпанная пещера, где в верхних слоях почвы попадаются каменные изделия, а в более глубоких - остатки фауны древних времен»49. Далее он поясняет этот образ: «Конечно же, это сравнение, как и любое другое, хромает; ведь душа не содержит никаких мертвых реликтов, все в ней живо, и на наш верхний этаж - сознание - постоянно влияет живой и действующий фундамент, на котором оно, как и все здание, держится»50. Именно на этот «живой и действующий фундамент» нужно обратить внимание современному человеку. С этим связан интерес Юнга к расовым вопросам. Истоки человека уходят в глубь веков, именно эти истоки необходимо осознать, но дело в том, что истоки у разных рас разные, соответственно недопустимо говорить о человеке вообще, нужно учитывать его расу и исторические аспекты ее формирования. Раз так, то должна существовать расовая психология. Отсюда деление Юнгом психологии на арийскую и еврейскую (в 20-30-х гг.) выглядит вполне логичным. Свои размышления Юнг адресует прежде всего германцам (т.е. арийцам), к которым, по крайней мере с работы 1918 г. «О бессознательном»51 (Uber das Unbewusste), причисляет и самого себя. В письме 1923 г. к Оскару Шмитцу швейцарский психолог ставит германцу следующий диагноз: «В тот момент, когда германская раса была скрещена с римским христианством, она находилась в состоянии выхода из полидаймонии с зачатками нарождающегося политеизма. У нее еще не было ни настоящего священничества, ни настоящего культа. Боги были сокрушены подобно дубам Вотана, а на пнях было привито несовместимое христианство, вышедшее из монотеизма гораздо более развитой культуры. Немецкий человек страдает от такого насилия». А вот его рецепт: «...осознанно двигаться назад, чтобы дать подавленному в нас примитивному человеку себя реализовать»52.
Из всего вышеуказанного становится понятным, почему Юнг не уделял христианству слишком большого внимания. Он считал, что эта традиция отжила свое и что больший интерес должно представлять то, что идет ему на смену, т.е. противоположная христианству установка. Интерес к христианству остался лишь на уровне интереса к религиям как таковым и к их символическим системам, одним из примеров которых было христианство.
Однако со второй половины 30-х гг. ситуация меняется, христианство попадает под его пристальное внимание. Это уже не просто религия, да еще и отжившая свое, но ключевая для всего европейского человечества традиция, без которой последнее немыслимо. В чем причина такого резкого перехода?
Страницы: 1, 2, 3, 4