Рефераты. Экзамен по философии за 11 класс

Взаимодействие со сверхъестественным миром проявляется в религиозном культе. Это сопровождается апеллированием специальной утвари. Три основные религии: христианство, буддизм, ислам. Вера в религиозном мировоззрении является необходимой предпосылкой и условием познания. Пока существует вера, до тех пор будет существовать стремление человека познать мир и самого себя.

Вопрос № 5. Философия «физиса», ее основные черты. Воздействие на развитие науки воззрений Пифагора, Эмпедокла и атомистов. При распаде мифологического мировоззрения начали появляться мудрецы. Они как бы являлись предфилософами. Они пытались объяснить сущность природы (природа – «физис»). Они считали, что, осмыслив природу, можно осмыслить бытие. Каждый философ пытался найти единственное начало, первооснову мира – архэ. Большой вклад в философию физиса внесли три представителя Милетской школы. Фалес Милетский взял за первооснову воду. Он считал, что вода дает жизнь, значит, она стоит у истоков всего живого. Анаксимандр вообще считал первоосновой нечто неопределенное бесконечное, безбрежное – апейрон. Анаксимен утверждал, что первооснова есть воздух, а остальное это лишь сгущение или разряжение воздуха. Именно Анаксимен впервые ввел термин архэ. Было много других философов, которые хотели найти первооснову. Пифагор считал первоосновой число. Он говорил, что все меняется, а единица как была единицей, так ею и осталась. И именно число считают величайшим изобретением Пифагора. Гераклит выбрал за первооснову огонь. Мир вечно живой огонь. И изобрел новый вид мышления – диалектику. Эмпедокл выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Демокрит считал первоосновой атом. Это утверждали и представители такого течения в философии, как атомисты. Анаксагор считал первоосновой семена, так как они стоят у истоков развития живого организма. Эмпедокл выдвинул свою теорию о первооснове, которая просуществовала почти до 17 века. Он утверждал, что первоосновой являются 4 стихии: вода, земля, воздух и огонь. Их разделяет вражда, а объединяет любовь. Он наделил эти стихии своими качествами. Вода – мокрое и холодное, значит зима, север и старость. Земля – сухое и холодное, значит осень, запад и зрелость. Воздух – влажное и горячее, значит весна, восток и детство. Огонь – сухое и горячее, значит лето, юг и юность. Он был учеником школы врачевания. Благодаря нему универсальная теория объяснения архэ застряла на 200 лет. Атомисты выдвинули идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Они исходили из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом они представляли бытие в виде атомов, а небытие как пустоту. Движением атомов они объясняли те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений. На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы. На основе принципов атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей, как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, переходящий характер. К концу V века до нашей эры учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершила свое развитие и приходила к саморазложению.

Вопрос № 6. Сократ и сократические школы в философии. Сократ родился в месяц Фаргелеон. Месяц посвящен Аполлону. В этот месяц не было войн. «Познай самого себя» - это лозунг Сократа. Он получил бесплатное образование. Отслужил в армии. Кем он только не был. Но все-таки его тянуло к знаниям. Любил общаться с умными людьми. Он перенес философию от космоса к человеку. Считал высшим благом – знания. Они являются регулятором поведения человека. Его знаменитая формула-ирония: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он считался самым умным того времени. Он был сторонником интеллектуального аристократизма, отрицательно относится к передаче власти по наследству. Он достаточно аристократичен, но он сдержан, поэтому кажется демократичным. Он любил общаться с народом, так как он утверждал, что в беседах познает себя. Свой метод беседы назвал – майевтика. Он часто и использовал метод диалектики, поэтому постепенно перестал нравиться народу. Его казнили по доносу. Христианская церковь назвала его первым христианином до Христа. Сократ не писал трудов, а передавал все в устной форме своим ученикам. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Истина для Сократа рождалась в процессе диалога с собеседником. В Сократовской школе ученик должен был молчать несколько лет, выслушивая других и набираясь мудрости. У Сократа было много учеников, среди них были Платон и Аристотель.

Вопрос № 7. Платоновская система объективного идеализма. Диалектика «мира бытия» и «мира становления» Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей Ю своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей. Т.е., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности.

Мир Бытия

Мир Становления

Вечный, покоящийся, бессмертное, постигается разумом, тождествен себе, неделим.

Временный, движущийся, смертен, воспринимается чувствами, всегда иной, делим.

Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет) вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля проходит 3 этапа:

1.                     Вегетативный (есть даже у растений)

2.                     Чувственный (есть уже у животных)

3.                     Разумный (есть только у человека)

Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:

1.                     Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего вещи нет).

2.                     Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то из чего состоит уже оформленный материал).

3.                     Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы)

4.                     Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).

Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики. Аристотель создает специфический язык философии

Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии. Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.

Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный реализм:

I Бог (общие идеи)

II Единичная вещь

III Универсалии

Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей. Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался «примирить» реализм и номинализм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.