|
Вопрос № 8. Учение Аристотеля, его роль в развитии философии и естествознания. Аристотель родился в 384г. д.н.э. в греческом городе Стагире. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Аристотель в самом раннем возрасте (в 17лет) вошел в школу Платона. Сперва он был принципиальным платоником, а впоследствии отошел от строгого платонизма. Первые сочинения Аристотеля в стенах Платоновской Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он впоследствии прозанимался всю жизнь. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном, и они общались до самой смерти Платона, т.е. в течение 17 лет. Материя у него аморфна. Аристотель считал, что все состоит из аморфной и пассивной формы, т. е. состоит из причин. Как и Платона, душа у Аристотеля проходит 3 этапа:
1. Вегетативный (есть даже у растений)
2. Чувственный (есть уже у животных)
3. Разумный (есть только у человека)
Познание мира тоже многоэтажно. Был одним из крупнейших ученых. Будучи идеалистом, переходит к Дуализму. Он очень плодовитый автор. Разработал учение о 4 первоначалах или первопричинах всего существующего:
1. Формальная причина («суть бытия» или ее первая сущность, то, без чего вещи нет).
2. Материальная причина (первоматерия (неопределенная и бесформенная), то из чего состоит уже оформленный материал).
3. Движущая причина (наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы)
4. Целевая причина (Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной, поэтому цель – стремление к своему благу).
Своим умом обнял все достояния античности. Он был основоположником логики. Аристотель создает специфический язык философии
Вопрос № 9. Схоластика как тип средневековой философии. Общая характеристика взглядов Фомы Аквинского. После V века н.э. христианская религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры, философия преподавалась в школах при монастырях, а ее основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластикой . В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. В XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии. Позитивные тенденции, обнаружившиеся в период поздней схоластики, в немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи Возрождения. Одним из ярких схоластов был Фома Аквинский.
Позиция Фомы Аквинского по проблеме общего и единичного - умеренный реализм:
I Бог (общие идеи)
II Единичная вещь
III Универсалии
Универсалии как форма в разуме Бога. Универсалии как сущность, форма вещей. Как понятия в разуме человека, общее в мысли. Фома Аквинский признает троякое существование универсалии: 1. Универсалии как общие идеи, формы в разуме Бога. 2. Универсалии как сущность единичных вещей их идеальная форма. 3. Универсалии как общие понятия в знаниях человека. Попытался «примирить» реализм и номинализм
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.