Рефераты. Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций

Взгляды античных философов на проблему единства и многообразия мира оказали значительное влияние на мыслителей средневековья. По идее христианского богословия, мир, несмотря на видимое его многообразие, един, потому как создан богом по единому замыслу. Новое отношение к миру как к продукту творения требовало нового обоснования. Одно из направлений, получившее название реализма, утверждало, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Противники реализма, напротив, признавали существование лишь единичных вещей и подчеркивали приоритет воли над разумом. Это направление носило название номинализма.

Идейное наследие античных и средневековых философов состояло в том, что была обнаружена необходимость единой общей основы бесконечного разнообразия окружающих нас явлений. Кроме того, философы осознали, что возможны различные решения этого вопроса, преимущественно путем логического доказательства и чисто умозрительных умозаключений.

Философы нового времени отвергли эту традицию и обратились к научному опыту. В XVII-XIX в.в. метафизическая философия свела все видимое многообразие вещей и движений к простому механическому перемещению частиц, которые обладают исключительно количественными свойствами. Подобный переход от научной теории к философии был достаточно проблематичным. Если количественные понятия дают подлинную картину всего происходящего во вселенной, то как можно объяснить, что мы действительно ощущаем, например, боль, цвет, запах и т.д., то есть качества? С одной стороны, мы их воспринимаем, а с другой, если единственно правильными являются только эти механистические и материалистические понятия, то качества не могут существовать. Решения этой дилеммы различаются в зависимости от степени приверженности механистическим понятиям.

“ Обсуждение вопроса о единстве и многообразии мира привело к тому, что в философии нового и особенно новейшего времени отчетливо обозначились две противостоящие друг другу позиции – монизм (один, единственный) и плюрализм (множественный). Сторонники монистического подхода отдавали предпочтение какому-то единому началу, первооснове мира. При этом внутри монизма отчетливо прослеживались два взаимоисключающих решения – материалистическое и идеалистическое…. В противоположность монизму плюрализм признает равноценные множества несводимых друг к другу оснований мира, форм существования и движения различных предметов и явлений”.[[3]]

Ни один из философов не сомневался в том, что мы воспринимаем. Напротив, для них исходным пунктом было соотношение между душой и телом. Для философов XVII в. проблемма состояла в том, как это соотношение может быть объяснено теоретически. Пытаясь это сделать, они более или менее догматически использовали механистические понятия.


4. Материализм и идеализм в единстве мира


Человеческая история есть самый высший, самый развитый и самый сложный “срез” реальности. История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, иначе говоря, того, как разные философы понимают соотношение бытия и сознания. Сторонники материализма утверждают, что материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем первична, поэтому материалистический взгляд на мир справедлив. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую природную и социальную реальность и является его производной.

Бытие – это философская категория, означающая реальность, существующую независимо от сознания. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет. Даже без людей он бы существовал как некая реальность.

С другой стороны, идеалистическое течение утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, а от них родилось все многообразие окружающего мира. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия – как вторичное начало.

Безусловно, творческая природа духовного заметнее и ярче, более открыта и для теоретика, и для обывателя, по сравнению с “грубым”, повседневно-привычным процессом – производством материального. Без мысли и сознания материя не полна. В то же время истинный материализм не отбрасывает рациональность идеализма, а принимает его, как вечное свидетельство того, что духовные ценности выше и значительнее любых благ.

Материализм не сводит все к единству физического строения мира: явления в природе, обществе и мышлении включены в единую систему связей и отношений, которые существуют и изменяются объективно. Сознание и мышление возникает в результате объективного развития мира и существует как его активное отражение.

Любой философский вопрос потому и считается философским, потому что он вечен. Материализм и идеализм – противоположные философские учения. На протяжении всей истории они продолжают вести сложный и содержательный спор друг с другом. Сколько бы наука не доказывала, что мир изначально материален, все равно будут появляться философы, утверждающие, что он изначально духовный. Если этот основной вопрос будет когда-нибудь решен, он утратит свой философский статус. Но спор мировоззрений всегда должен удерживаться в рамках теории, чтобы избежать аргументов грубой силы.


5. Религиозные версии мироздания


Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Такая картина мира не меняется веками и служит объяснением устройства мироздания для многих поколений. Она качественно иная и обращена к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.

В переводе с латинского слово religio звучит как благочестие, святость. С точки зрения религии наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, и по сути своей – вторична. Настоящая, истинная реальность – это бог.

Религия, как мифология, апеллирует к фантазии и чувствам. Творческая всемогущая сила – бог – стоит над природой и вне природы. Бытие бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с богом.

Религиозное отношение к миру не оставалось неизменным на протяжении истории человечества. Как и другие культуры, они развивались и приобретали разнообразные формы как на Востоке, так и на Западе. Но в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей и истинного пути жизни, который в итоге ведет в потустороннюю область. Все поступки человека оцениваются – одобряются или порицаются – по абсолютному высшему критерию. У религиозного человека всегда присутствует чувство вины за свою греховность, которое побуждает к критике всего окружающего. Религия – это самый беспощадный критик, признающий лишь один идеал. Воля бога абсолютно свободна. У человека нет никаких критериев для её познания и оценки правильности или неправильности своих помыслов.

Религия – сознание массовое. За долгие века своего существования каждая из мировых религий создала свой образ мира, свой образец поведения.

“Христианство всю свою двухтысячелетнюю историю вынашивало одну главную идею – идею “второго пришествия”, конца света, конца истории. В буддизме центральная идея – “нирвана”, означающая “угасание”, “затухание” жизни и стремления к ней…. Третья мировая религияислам – признает абсолютную власть над миром единого бога, воля которого навечно предопределила судьбу каждого”.[[4]]

Религия, в отличие от философии, не требует доказательства и разумного обоснования своих положений. Истины веры она считает выше истин разума. Здесь действует монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – бог, все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только бог. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Поскольку бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.

Таким образом, те превосходящие силы, на которые указывает религия, обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они таинственны, могучи, чудодейственны, обладают разумом, волей и собственными законами.

Не отрицая достижений естествознания, религия всегда подчеркивает, что дело науки – изучать только физический мир, а человечество никогда не забывало, что оно не автономно.

В развитых религиях существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Первое позволяет давать богу характеристики, например, бог всемогущ. Второе считает, что познать бога можно только и невозможно выразить словами его божественные качества.

Бог хоть и представляет собой высшую власть над миром, однако не всегда можно говорить о её безграничности. Например, у древних греков, признававших множество богов, Зевс, как главный бог, подчинялся судьбе так же, как и люди. Зевс – не творец мира, так же, как и Будда. В буддизме вообще огромное множество богов, и Будда лишь наставляет их. Самая ложная для понимания фигура – это христианский Бог, являющийся безличным законосозидающим началом – Отцом. Кроме Иисуса Христа – Сына – существует ещё и третье проявление – Святой Дух. Христианский Бог творит мир из ничего, в то же время он наделяет людей правом выбора – следовать ли его постулатам или предаться злу.

В религиозной картине мира пространство этого мира всегда увеличено: кроме обыденного мира, где мы все живем, существует еще мир потусторонний. У греков это просто – высокая гора Олимп. А вот в буддизме и христианстве все гораздо сложнее. В буддизме дается многоступенчатая модель мира как целого – это 31 ступень бытия, где последняя, 31-я считается “космическим телом Будды”. Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят ангелы и различные чины, отличающиеся по их близости к Богу.

В божественном мире существуют две противоположности: рай и ад, где одни упиваются неземным блаженством, а другие – расплачиваются за свои грехи муками.

Отличаются в религиозных картинах мира и представления о времени. В христианстве мировое время выстроено линейно – начало, череда важных событий и конец. История следует в определенном направлении, определенном Богом. В отличие от христианства, в религии древних греков время циклично, а история не имеет направленности. Мир связан с космическими природными циклами, связанными с земледелием.

У буддистов тоже присутствуют периоды космического времени, каждый из которых длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего Вселенная сгорает вследствие накопленных грехов живых существ.


6.Современная научная картина мира


Какой же видит судьбу человека каждая из религиозных концепций? В древнегреческих представлениях человек, созданный богами, должен идти по жизни, принимая все, что поссылает ему неумолимый рок. Его принцип – прожить жизнь как положено, и потому он полон желания самоутвердиться, ищет побед и смело глядит в глаза смерти. Когда приходит его час, подземные власти в царстве мертвых решают его судьбу. Буддизм, как вообще достаточно пессимистичная религия, и судьбу человека видит несколько печально. Он находится на низшей ступени мира, и всякий раз, когда тело умирает и распадается, поведение человека при жизни, а точнее, его мотивация, определяет, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир страданий и продолжает страдать снова, пожиная плоды своего прошлого поведения. Цель человека – быть способным отказаться от желаний и перейти в состояние нирваны, т.е. вечного блаженного покоя. Личность при этом полностью теряется, а говоря языком религи, растворяется во Вселенской пустоте. В христианстве бытие человека тоже достаточно трагично. Грешен даже младенец, в силу того, что рожден плотскими родителями. Драгоценный подарок Бога – свободу – человек употребляет не по назначению, а для утешения своей гордыни. Судьбу каждого определит Страшный суд, в результате чего одни обретут вечное блаженство, другие – страшные муки.

Если говорить о гуманистической стороне религиозного сознания, то это “было первым взглядом человека в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием универсальной целостности бытия”.[[5]]

Философия XX в. осуществила прорыв к более динамичной картине мира. Критика интеллекта, критика науки, осуществляемая философией жизни, способствовала осознанию того, что рациональные способы познания должны быть реалистически осознаны в соотношении со всем многообразием неоднородной духовной жизни человека. Огромное практическое значение науки вызвало глубокое уважение массового сознания, а её слово весомо. Наука – это бесстрастное и точное зеркало, отражающее мир как фотографию реальной действительности.

В XX в. естественнонаучная картина мира радикально изменилась и уже не равна вчерашней. Возникшая из учений Ньютона и Декарта, она отбросила один очень важный момент - фигуру бога. Мир твердой материи, подчиненный жестким законам, выступает как единый и единственный. Гигантские космические просторы с массой движущейся в них материи не несут в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Вселенная развивается без участия разума. Вся её история – это результат слепого и стихийного движения материальных масс, где появление жизни – не только загадка, но и достаточно странное явление. “ Человек в этом мире – ошибка, описка, курьезный случай. Он – побочный продукт звездной эволюции”.[[6]] Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов и представляет собой большое вместилище тел, перемещающихся под воздействием сил притяжения. В этом механизме действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Мир выглядит нечеловекоразмерным, да и просто не замечающим его.    

В XX в. была сделана масса открытий, показавших, что мир гораздо разнообразнее, чем это представлялось механистической науке. Было доказано, что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. Конечно, это не значит, что физика перестает быть наукой о природе, просто утверждается положение человека во Вселенной.

Современные ученые опровергли теорию о линейности времени и трехмерном пространстве. И пространство, и время находятся во взаимодействии друг с другом и с массой тел.

Современная физика разрушила представление о твердой материи: элементарные частицы, из которых состоят атомы, невещественны. Было выработано новое понимание эволюции: одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, начиная от физикохимических процессов и заканчивая человеческим сознанием.

Таким образом, человек перестает быть ошибкой природы, а становится законным проявлением действительности с пониманием собственного места во Вселенной, пронизанной токами разума и смыслом.

7.Заключение


Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, вырастают в рамках повседневной жизни и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Каждая из этих картин дает свою версию того, каков мир и какое место занимает в нем человек.

Мир – это действительность, взятая как целое, схваченная в некотором её качественном единстве. Но, поскольку мы видим только небольшой сегмент реальности, мир никогда не бывает нам дан как целое.

Решение проблемы единства состоит не в поисках какогото единого вещества, не в сведении всех форм движения к одной – простейшей, не в признании существования либо только разнообразных вещей, либо противоположных им понятий, а в признании того, что реально существующие формы явлений охвачены объективными связями и взаимодействиями. Эти отношения представляют собой объективные законы. В этой картине мир выступает в целом как грандиозная динамическая система, состоящая из систем меньшей общности. Все эти категории проявляются как понятия, которые отражают объективную сложность природы, общества и мышления, а также сложность мира в целом.

Мир един, но в то же время он предельно разнообразен. В нем существуют десятки цивилизаций. Сегодня едва ли можно говорить об их слиянии. По мнению многих современных ученых, в нарождающемся мире намечается резкое противостояние этих цивилизаций, и источником конфликтов будут уже не идеология и экономика, а культура. Люди по-разному оценивают отношения между богом и человеком, гражданином и государством, у них разные представления о соотношении прав и обязанностей. Все это ведет к осознанию различий между цивилизациями.         Кроме того, культурные различия менее подвержены изменениям, чем политические или экономические, поэтому их сложнее разрешить. Запад, находясь на вершине своего могущества, диктует свои условия многим народам, что порождает обратную реакцию. Сегодня у незападных стран достаточно стремления, воли и ресурсов для того, чтобы придать миру незападный облик. Впрочем, мир не должен быть единообразным. Не хотелось бы, чтобы в нынешнем столетии останутся целые культуры, которые не войдут в общее русло развития. Мир может оказаться более “мозаичным”, чем можно себе представить. Вопрос в том, не потеряется ли в этой “мозаике” его единство и целостность.


8. Список использованной литературы


1. Арефьева Г.С. Философия - М.: Политиздат, 1989г.

2. Гилье Н. История философии – М.: ВЛАДОС,2000г.

3. Гуревич П.С. Основы философии – М.: Гардарики, 2000г.

4. Лавриненко В.Н. Философия – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.

5. Медведева Г.И. Философия - Ростов н/Д.: Феникс, 1996г.

6. Немировская Л.З. Философия – М.: 1999 г.

7. Островский В.Э. Основы философских знаний – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998г.

8. Ракитов А.И. Философия – М.: Политиздат,1990 г.


[1]      П.С. Гуревич. Основы философии. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. С. 57.


[2]      А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. – 2-е д,.перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. С. 119.


[3]      А.И. Ракитов, В.М. Богуславский и др. Философия. Основные идеи и принципы. Попул. очерк. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. С. 121-122.

[4]      Л.Г. Конович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высш. уч. зав. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

С. 8.


[5]      Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высш. уч. зав. – Ростов н/Д.: Феникс,1996.

С. 8.

[6]      Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. Философия. Учебник для высш. уч. зав. – Ростов н/Д.: Феникс,1996.

С. 250.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.