Рефераты. Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций

Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет психологии, педагогики и права

Специальность: юриспруденция










РЕФЕРАТ

По дисциплине Философия

Тема

«Единство мира в свете философских естественнонаучных и религиозных концепций»

Студент: 3 курса

Ткаченко Александр Иванович

Мурманск 2007

Содержание


1. Введение …………………………………………………….…….……..2 стр.

2. Философия как мировоззрение……………………………….………... 3 стр.

3. Взгляд из разных эпох на проблему единства и многообразия мира. 5 стр.

4. Материализм и идеализм в единстве мира. ……………………………7 стр.

5. Религиозные версии мироздания. ……………………………………….8 стр.

6. Современная научная картина мира. …………………………………..10 стр.

7. Заключение ……………………………………………………………….12 стр.

8. Список использованной литературы …………………………………..13 стр.

1.Введение


Данная работа посвящена теме единства мира в свете научных и религиозных концепций. Многообразие явлений в повседневной жизни и природе всегда привлекало внимание людей, заставляло задуматься над его причинами и происхождением. Соответственно, цель данной работы – дать характеристику многообразию мира сквозь призму научных и религиозных концепций.

Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения? Разве существующие науки о природе и обществе не отвечают на этот вопрос? Философия не ставит научных экспериментов, не пользуется специальными приборами и инструментами, следовательно, что она может сказать нового по этому вопросу? Общественная практика и развитие самой философии показали, что различные философские воззрения, как и научные могут дополнять друг друга и тем самым способствовать глубокому анализу проблемы. Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира, но она погружена в конкретностии решение множества частных задач. Философия в этом смысле гораздо свободнее. Она задумывается и размышляет над универсальными проблемами. Философия никогда не будет заменена наукой, потому что никакая наука не в состоянии исчерпать бездну вечных вопросов.

Своими задачами этой работы я ставлю, прежде всего, указать основные черты исторического подхода к трактовке проблемы единства и многообразия мира; исследовать структуру предмета и показать его эволюцию в ходе изменения мировоззрения; осветить современный взгляд на проблему. Означает ли специфика и уникальность каждой области духа их автономное существование, пребывание в своем мирке? Нет, не означает. Миры идей перекликаются. “ Наука подсказывает философии новые мыслительные ходы.

Философия рождает такие парадоксы, которые ведут к научным открытиям. Религия заражает философию метафизической глубиной. Мистика прокладывает пути к интуиции и прозрению. Искусство помогает философии постигать тайны собственного вдохновения”.[[1]]

Такова общая структура указанной темы.

2. Философия как мировоззрение


Философия, зародившись в VII-VI в.в. до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, стала устойчивой формой сознания на все последующие века. С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти. К “вечным” вопросам о том, как устроен мир, как соотнесены в нем материальное и духовное сегодня добавляются новые, весьма сложные и напряженные.

Философская мысль, начиная с глубокой древности и до сегодняшнего дня, стремится разобраться в тех вопросах мировоззрения, что волнуют людей и вне занятия философией. Человек всегда отталкивается от ранее сложившегося у него представления, от продуманного, пережитого. Аргументы философии помогают более строго обосновывать свои убеждения.

Философия нужна для понимания жизни во всей её полноте и сложности. Перед специалистами в фокус внимания попадают философские вопросы математики, физики, технического знания – вопросы очень важные, но это лишь часть обширного поля философских проблем. В дополнение к профессиональным навыкам нам необходимо нечто большее а именно – широкий кругозор, умение увидеть тенденции и перспективы развития мира. Чтобы понимать суть всего, что с нами происходит, понимать смысл и цели наших действий, необходимо иметь представление о мире и месте в нем человека. Такого рода представления называют мировоззрением.

Философия по своему предназначению является дисциплиной, наиболее полно вырабатывающей целостный и единый взгляд на окружающую реальность. Философия – мировоззренческая форма сознания, но не всякое мировоззрение можноназвать философским. Понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Кроме того, у человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире. Философия – это достаточно поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии, следовательно, общество уже обходилось без основанной на разуме и мышлении философии. Но тогда на её место автоматически заступает или мифологическое, или религиозное мировоззрение, основанное на вере в сверхъестественные силы. Например, мифы Древней Греции очень хорошо иллюстрируют, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти и регулятором их социальной организации.

Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людей социальных процессов и своей роли в них. Для мифа, в отличие от науки, нет ничего непознанного и неизвестного.

Вообще для решения каждой частной задачи человеку необходимо знать её место в системе данного целого. Чтобы правильно оценить перспективы своей деятельности, важно иметь представление об окружающей природной и социальной среде, о мире в целом. Иными словами, человек должен обладать определенным мировоззрением. У каждой эпохи свое мировоззрение, и в определенном интервале времени, в рамках данной эпохи его обычно называют картиной мира. Например, в древнейший период человеческой истории картина мира складывалась из разобщенных мифов. В эпоху античности системообразующим принципом стал космос. Это понятие охватывает сложнейший процесс мирового круговращения, в котором все изменяется и повторяется, например, циклическое переселение душ, уходящих в царство мертвых и возвращающихся из него. Европейская культурная традиция в эпоху средневековья формирует совсем другую картину мира. Её стержень – это бог, а весь мир – это огромная иерархия, в которой низшие силы подчиняются высшим. Взаимоотношения бога и дьявола – единственный и реальный источник происходящих в мире изменений. Даже в период позднего средневековья весь мир представлялся в виде огромного часового механизма, заведенного великим часовщиком – богом.

Мы живем в эпоху формирования сверхсложной картины мира, связь между деталями которой осуществляется посредством понятия об информационных процессах, пронизывающих природу, общество и мышление. Процесс создания такой картины – это синтез основных элементов и деталей, в основе которого лежат отношения человека к миру и мира к человеку. Поэтому обоснование мировоззрения и синтез картины мира, фиксирующей отношения между человеком и окружающей средой, были и являются философской по своей природе задачей.


3.                 Взгляд из разных эпох на проблему единства и многообразия мира.


Интерес к проблеме единства в многообразном возник в глубокой древности и был продиктован потребностями производственной и общественной деятельности. Умственные способности человека росли, умножалось количество его производственных навыков, но все это не могло идти ни в какое сравнение с многообразием окружающих явлений. В этих условиях необходимо было приспособиться к окружающему миру и в итоге подчинить его себе. Человеку нужно было научиться группировать похожие явления, находить в них общее и сводить к чему-то единому. Долгое время этот процесс шел стихийно. В конце концов это привело к осознанию самой задачи поиска единого в различном. Чтобы быть уверенными в своих поступках, люди должны были иметь основания для такой уверенности. Они искали её в объяснениях происхождения видимого мира через что-то единое.

Почти все народы в своем развитии прошли стадию стихийного религиозно-культурного творчества, в которой роль единого прародителя была закреплена за богом. Элементы научно-философского понимания мира начали складываться в процессе разложения и преобразования мифологического осознания, поскольку требовались обоснования и проверка утверждений, в то время как мифология все принимает на веру. Человек не просто смотрит на объекты, а затем формирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самого себя. Мышление обратилось к самому себе, и человек начал исследовать себя и свое собственное мышление.

Древняя философия в противоположность мифологии была довольно критична и широко пользовалась приемами доказательства и опровержения. Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания чувственных образов к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями.

Раннегреческие мыслители пристально изучали природные явления и делали первые попытки их философского истолкования. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло. Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определенной первоосновы. “ Одну из них предложили пифагорейцы, считавшие первоосновой многообразия мира сверхчувственное математическое начало – число. Для них характерно резкоотрицательное отношение к бесконечности. В этом выражался своего рода страх древнего человека перед непостижимыми для него многообразием и сложностью реального мира”.[[2]] Но дальнейшие математические исследования показали, что сведение бесконечного многообразия мира к целым числам и установление математического единства мира невозможны. Мир в действительности – есть нечто абсолютно единое, единообразное, чувственно не воспринимаемое.

Этот подход казадся внутренне противоречивым Аристотелю, учение которого исходило из того, что мир состоит из реально существующих, чувственно воспринимаемых единичных вещей. Здесь тоже возникла проблема: единичное – реально, но само по себе не есть предмет науки; общее же является предметом научного знания. Спор о том, что существует реально – единичное или общее – обсуждалась на протяжении многих веков и в средневековой, и в новоевропейской филоофии.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.