Рефераты. Духовное производство

Информация и коммуникация, являясь подразделением понятия культура в современном обществе, удовлетворяют потребности общества в духовном общении. В современном обществе они представляют собой средства прямого информирования населения печатными изданиями (книги, газеты, журналы), вещанием (радио, кино, телевидение, интернет). Характеризуется публичностью, их формы существования подвергаются критике, и на самом деле средства массовой информации производят свой товар, который выгодно продается на рынке.

Информация – это сообщение, с помощью которого общество приобретает новое знание и меняет свое поведение или отношение. Коммуникация — вид духовного общения путем обмена идеями, взглядами и оценками.

Что касается стихийных средств передачи информации, одним из самых распространенных являются слухи. «Они возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. Виды слухов:

-                   абсолютно недостоверные;

-                   недостоверные;

-                   недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

-                   правдоподобные слухи;

-                   достоверные слухи с элементами неправдоподобия».[13]

Помимо СМИ, людям необходимо непосредственное духовное общение между собой (дома, в театре, в аудитории, по переписке и другое).

Также существует еще одна область духовного производства в сфере культуры – это воспитание и образование человека. Первую осуществляют семья, друзья и знакомые, то есть те люди, которые окружают человека, находятся с ним рядом. По мере взросления человека «воспитывают» государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями. В обществе существует развитая система образования, включающая в себя детские дошкольные учреждения, разнообразные виды школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты), высшие учебные заведения.

Также можно сказать и про Искусство. Оно также входит в понятие культура и до сих пор имеет определенную ценность в обществе.

Искусство – это творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов), то есть специалистов в области эстетического. К его функциям относятся:

-                   познавательная (произведения искусства являются ценным источником информации);

-                   воспитательная (воздействие на идейное и нравственное в человеке);

-                   эстетическая (искусство доставляет удовольствие и наслаждение, вызывает определенные эмоции, прививает чувство прекрасного).

Из общей массы видов, ученые выделяют два основных: архитектура (создание зданий и сооружений) и живопись. Произведения последнего вида представляют собой отображение жизни на определенной поверхности с помощью цвета, звука, форм. Результат, как правило, является образным, наглядным, отражает реальную жизнь, хотя и состоит из вымышленных событий, предметов. То, что в процессе создания субъект может использовать свою фантазию, отличает искусство от научного познания.

Так, можно выделить функции культуры, как института духовного производства:

-                   «познавательная;

-                   информативная, то есть это накопление и трансляция социального опыта от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому;

-                   коммуникативная (общение благодаря знаковым системам, естественным и искусственным языкам, которые предоставляет культура);

-                   нормативная (регулирование поведения);

-                   цивилизационная, гуманистическая».[14]

Третий институт духовного производства формирует у людей абстрактное мышление, способности отделить особое и не важное в окружающем мире.

«Для общества религия выступает как мощное средство сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт – церковь».[15]

Церковь, как и то, что ее создало (религия), являются третьим из основных институтов в структуре духовного производства.

Она, сама по себе является религиозной организацией развитой религиозной общины - объединения последователей определенной религии и возникших на этой основе общности верований и обрядов. Ее обслуживают профессиональные священнослужители.

Религиозными организациями могут быть также «секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению».[16]

Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место человека в нем. Она и сейчас очень важна для общества, так как может способствовать объединению наций, образованию единых государств. Это тоже своего рода культура, а древние религии несут в себе важнейшие традиции народа.

Можно выделить несколько основных элементов любой религии: вера (религиозные чувства, эмоции), учение (принципы, идеи, понятия, используемые только в данной религии) и религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие для поклонения богам, то есть обряды, молитвы, проповеди).

Также религия имеет свои функции:

-                   компенсаторная (освобождение от социальных конфликтов: равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным»). Она проявляется в покаянии и молитве, после совершения которых наступает состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);

-                   регулятивная (религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей);

-                   интегративная, то есть объединяет верующих;

-                   коммуникативная (расширение возможностей общения между людьми).

Политика, право, мораль и нравственность не являются видами духовного производства, так как последние не являются результатом творческой деятельности человека, а политика и право не являются чем-то духовным.

«Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти – господства и подчинения – это в конечном итоге тоже материальные отношения»[17], складывающийся в ходе практической деятельности.

«Семейные же отношения переплетены с экономическими, моральными, правовыми отношениями и отношениями по детопроизводству»[18], что их можно отнести только к материальным.

«Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах специализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский институт и университет, церковь, театр и т. д. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования (специализированная духовная деятельность)».[19]

Но чтобы использовать другие необходимые человеку области духовной жизни (язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет и другое), не нужны специальные знания, так как это связано с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения.

Роль идеологии в духовном производстве


«Идеология – это совокупность правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия, отражающих экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений».[20]

Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. Сущность состоит в выражении интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы.

«Общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически».[21]

Она сплачивает людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам.

Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии (иерархическая структура ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандой, навязывается всем гражданам государства). Государственная идеология может существовать, только если огромные массы людей едины и сознательно или неосознанно доверяют своей государственной власти, руководствуясь идеологическими оценками в своей жизни.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.