Контрольная работа
Дисциплина: философия
Тема: Духовное производство
План
Введение
Понятие духовного производства
Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви)
Роль идеологии в духовном производстве
Заключение
Список литературы
Общество является одной из самых сложных и известных систем, исследование которой продолжается до сих пор. У каждого народа есть своя история, где все процессы общественной жизни взаимосвязаны между собой. Общественная жизнь «изучается различными науками – социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией. Задачи наука – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности».[1]
Духовная сфера общественной жизни складывается исторически и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. «Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.»[2]
Необходимое условие бытия общества – духовная деятельность людей. Для них это как одна из способов жизнедеятельности. «Важнейшим элементом духовной жизни общества является специализированная профессиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, то есть повторяющиеся существенно-необходимые зависимости между хозяйственными процессами общества в целом».[3]
Изучение понятия “духа” начал еще Платон, а понятие «духовного производства» «было введено в социально-философскую теорию и широко использовано в анализе диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857 –1859 годов» и некоторые другие».[4]
«Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:
- идеи, теории, образы, духовные ценности;
- духовные общественные связи индивидов;
- духовность человека».[5]
«Только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковое, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям».[6]
По мнению Крапивенского С.Э. осуществление духовной деятельности и формирование отраслей духовного производства необходимо человеку и обществу в целом для удовлетворения своих духовных потребностей (создание и освоение духовных ценностей).
«Генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности».4
Функции духовного производства:
- духовная деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной);
- производство новых идей (прикладных и фундаментальных);
- распространение полученного знания;
- производство общественного мнения. На данном этапе большую роль играет идеология, то есть каждый, кто узнал о том или ином знании, новой идее, высказывает мнение и интерпретирует ее по-своему. Так получается из-за того, что у людей разные взгляды на то или иное событие;
- формирование духовных потребностей у общества к данным духовным ценностям, творчеству.
Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное становление духовной личности в человеке.
«В Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству».[7]
В 60-70-х гг. так называемый деятельностный подход «нашел свое отражение в работах Ю. К. Плегникова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, а позже — К. X. Момджяна и других».[8] Они, анализировав общественное производство как способ общественной деятельности, рассмотрели его как форму производства самого человека и выяснили, что составными частями общественного производства и воспроизводства являются материальное и духовное. На определенном этапе развития общества познание обособляется в духовное производство.
Сегодня духовная жизнь в обществе развивается также интенсивно, как раньше.
Таким образом, идеи людей или групп людей, специально занимающийся духовным производством, то есть тем, чего можно достичь лишь через сознание, творчество, мысли, признанные лучшими путем оценки их обществом, становятся достоянием духовной культуры социума. Человек будет являться и объектом (формируется как духовная личность, потребляющая духовные ценности), и субъектом духовного производства. Важную роль в данном формировании играет самообразование и самовоспитание.
Духовным производством может заниматься каждый человек, также как и потреблять его продукты. Это то, что, в отличие от материального, может производить человек с помощью своих только внутренних сил. Однако результат производства является индивидуальным, он имеет признаки и характеристики той личности, которая его создала.
Также продуктами труда являются и духовные блага (достижения науки, искусства, идеологии и другие важнейшие части духовной культуры общества), которые удовлетворяют духовные потребности людей. Как правило, духовное производство требует от человека интенсивного напряжения, что зависит от его таланта и индивидуальных качеств. Если у писателя дар и сюжеты сами приходят к нему в голову, ему даже не приходится особо трудиться, он просто является гением своего творческого дела. Оно не доставляет ему ни неудобств, ни большой потери сил.
«Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства».[9]
В обществе постоянно возникают новые, отличные от других, отрасли духовного производства, которые соответствуют различным духовным потребностям (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, потребности в общении). Однако многие философы выделяют из них всего три основных института.
Научная деятельность, в которой ученые познают природу, общество и человека, является одной из отраслей духовного производства. Ее развитие очень важно для решения различных проблем, которые не имеют какой-либо практики.
Наука – это систематизированное познание действительности, при котором происходит формирование научно объяснимых понятий, теорий, законов и т.д., подтвержденных практикой и снабженных прогнозами.
С XIX века наука становится особым видом духовного производства. «Так как многие происходящие в мире процессы нельзя чувственно воспринять как целое, а только можно вообразить, мысленно схватить, то именно фантазия, воображение, если они опираются на данные о реальных процессах, позволяют человеку заглянуть дальше и глубже, проникнуть в сущность и понять ее».[10]
«Открытия, сделанные в отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем».[11]
У некоторых философов есть такое мнение, что человек изначально не приспособлен к жизни, поэтому ему необходимо как-то восполнить свою недостаточность. Для этого он производит культуру, имея и используя только свои творческие способности.
Культура в обществе является инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает средой, подчиняет ее себе, ставит на службу, приспосабливает к удовлетворению потребностей и делает это осмысленно.
Сейчас даже само понимание культуры изменилось, как и ее роль в современном обществе. Меняется и содержание культуры. Она «дифференцируется на мало зависимые, или вовсе независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и "дешевой" массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, - функцию производителя и распространителя не просто "легкой музыки" и "эстрадных песенок", а жизненных форм и жизненных стилей. В этой же функции к ней присоединяются масс-медиа»[12] (СМИ).
Страницы: 1, 2, 3