Элемент № 10
Источник : "Семья и школа " №7 1982 год "Мы - папа, мама и я" письмо читательницы и ответ психолога В.Столина (см. Приложение № )
Условие: Достаточно типичная ситуация. С виду благополучная семья. Муж не пьет, увлеченно работает. Двухлетняя дочь. Но папа не любит играть и вообще заниматься с дочерью, для него ребенок в тягость. "Вот когда будет у нас сын, тогда и буду играть с ним и мастерить" - таков его ответ.
Вопрос: Какие новые строны и отношения открываются при анализе ситуации?
Решение: Именно в описанном возрасте закладываются основы различных вариантов чувства "мы". "Мы" - это семья: папа, мама и я. Или "мы" - это я с мамой, или "мы" это я с папой. Отец отстраняется от ребенка ему скучно и неинтересно со своей дочерью. Как следствие - "мы" - я с папой - оказывается непрочным, нечетким и эмоционально холодным. А "мы" - я и мама - не только более прочным и теплым, но и противопоставленным отцу. Семейное "мы " не формируется, а заменяется на "он" + "мы". Мать, как бы она ни относилась хорошо к мужу, также неизбежно будет отстраняться от него. И в ситуации конфликта, кризиса в семейных отношениях такой семье проще распасться - ведь мать и дочь уже отделены от отца; как родители взрослые уже разъединены, семья имеет трещину, по которой может пройти раскол.
То, что отец не хочет общаться с ребенком, потому что этот ребенок - девочка, может иметь и другие следствия. Отношение отца к дочери может лечь в основу тех требований , которые она, став взрослой, предъявит своему мужу. Известно, что женщины из семей, в которых их собственные отцы играли отстраненную роль, выходя замуж ждут от мужей отношения, которого им не хватало от отца в детстве, то есть, стремятся играть в браке роль дочерей, однако такая установка жены неблагоприятна для брака. Вот такие далеко идущие последствия.
Что же лежит за нелюбовью к девочке? Может презрение к женщинам вообще? Или страх перед ними? Если мужчина любит свою жену, то разве она не должна распространяться любовь на дочь? А если этого не происходит, то может не все в порядке в чувствах его к жене? За желанием иметь сына может стоять самовлюбленность, желание видеть свое отражение в ребенке, или отцу что- то не удалось в жизни , мечты не сбылись и ему нужен сын, что бы перепоручить выполнение планов. Иногда матери сами неосознанно виноваты в отстраненности мужей. Рождение ребенка, сосредоточенность на нем, материнские заботы, мужу уделяется меньше времени, и он по-своему ревнует. В такой ситуации и сын может остаться без внимания отца. Все это необходимо обдумать, поговорить с мужем, найти истинные причины его поведения.
Элемент № 11
Источник: "Семья и школа" №9 1982 год статья "Если нарушен почерк" М.Буянов (см. Приложение №3).
Условие: У девочки, очень исполнительной, аккуратной, обязательной, отличницы и активистки, возник конфликт в классе. Через несколько дней у нее появилась дрожь в руках, в тот момент, когда она брала ручку, естественно она не могла писать. Первое что пришло в голову учителям и одноклассникам : девочка симулирует дрожание, чтобы вызвать сочувствие. Психотерапевт обнаружил невроз - "писчий спазм"
Вопрос: Какую ошибку допустили учителя? В чем сущность явления? Покажите переход к более глубокой сущности.
Решение: Учителя не смогли в явлении - дрожании руки при письме, разглядеть истинной сущности, скрытой в нем - болезни, невроза. Истинная сущность была подменена ложной - притворством.
Исследуя явление, мы приходим к более глубокой сущности. В прошлом медики считали, что этот невроз вызывает долгое письмо стальными твердыми перьями и бывает он только у взрослых людей. Но резкое увеличение школьных нагрузок, гиподинамия и другие факторы современной жизни сделали возможными нарушения, которые раньше не наблюдались у школьниками. Было выяснено, что человек предрасположенный к писчему спазму, это обычно человек исполнительный и аккуратный, даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет медленно. Когда его заставляют писать быстрее либо во время письма приходится нервничать - в правой руке появляется дрожь, затем она усиливается, и вскоре человек уже не может вывести не одной буквы. Дрожь возникает не только от непривычной скорости письма, но и от ссор, конфликтов, раздражении, обид, унижении, досады.
Педагогу, столкнувшемуся с этим явлением, необходимо с пониманием отнестись к ребенку, постараться понять сущность и причину. Не давить на ребенка, не торопить его. Если присутствует конфликт постараться погасить его. И обязательно рекомендовать родителям обратиться ко врачу, а в дальнейшем всемерно способствовать выздоровлению ребенка.
Элемент № 12
Источник : “Семья и школа” № 9 1982 год “Как ауктинтся...” В. Артамонова
(см. Приложение №6)
Условие: Первоклассники в группе продленного дня на общем фоне выделяются те кто почему то не смог прижиться в коллективе? В чем же причина
Вопрос : Как автор раскрывает причинно-следственные связи, идет от одной формы взаимозависимости к другой более глубокой
Решение: Наташа постоянно жалуется : в столовой не уступили место, не сразу отдали понравившуюся игрушку, не дали подежурить вне очереди. Вид у Наташи всегда обиженный, на глаза навертываются злые слезы. В группе ее не обижают, но сторонятся и не потакают капризам....
Шумный, азартный, склонный командовать Сережа не научился ладить с товарищами. Ему нравится верховодить, но роль рядового его не устраивает, он начинает раздражаться и затевает драку, скандал
Павлик не любит играть, но всегда следит за играющими недобрым взглядом и радуется чужой оплошности. По причине и вследствие всего вышесказанного ребята не любят Павлика, Сережу и Наташу. Но в чем же причина такого поведения? В том что эти дети не могут преодолеть свой эгоизм, взращенный в домашней обстановке любвеобильными родителями. Они не могут добиться в группе положения к которому привыкли раньше - маленьких талантов, вожаков, судей. Здесь никто не превозносит их, не позволяет пользоваться привилегиями. После нескольких неудачных попыток настоять на своем, эти ребята начали выражать недовольство. У Наташи оно проявляется в жалобах, у Сережи в ссорах, у Павлика в злорадстве Элемент №13
Источник: "Семья и школа" №8 1979 статья "Эти трудные почти нормальные семьи" В. Юстицкий (см. Приложение №2)
Условие: Андрей В., учащийся ПТУ, стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (драки, кражи). Родители - пенсионеры, оба инвалиды.
Родители Андрея с легкостью подозревают окружающих во всех смертных грехах. Как- то в беседе с инспектором отец сообщил, что Андрей не родной сын, а приемный. Через некоторое довольно значительное время сын попросил у отца свою метрику и внимательно прочел ее. Отец связал эти два факта и сделал вывод: инспектор нарушил тайну усыновления. Посыпались жалобы…
Андрей вырос замкнутым, эгоистичным, настороженным, недоверчивым.
Вопрос: Как атмосфера в семье повлияла на развитие ребенка? Как в сыне повторилось отношение к жизни отца?
Решение: В семье с ориентацией на недоверие, члены семьи заведомо считают всех окружающих недоброжелательными или просто равнодушными людьми, а их намерения по отношению к семье враждебными. Здесь складывается убеждение, что все окружающие легко нарушают моральные правила и законы. Они много и охотно говорят о фактах "всяческих нарушении", о чужих промахах и ошибках. Себя же считают безгрешными и безупречными. Такая позиция формирует у подростка недоверчиво - враждебное отношение к окружающим. У него развивается подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты.
Такое воспитание может иметь прямо противоположные результаты тем, которые ожидают родители. У действительно честных родителей сын может воровать, даже из семьи, драться, совершать другие противоправные поступки. Подросток не доверяет окружающему миру, воспринимает взгляды родителей на него. Часто переносит это недоверие на собственную семью. То есть происходит повторение уже известных черт родителей, но на более высоком уровне (недоверие к миру+противопоставление себя миру+недоверие к собственной семье)
Как помочь такому ребенку? Серьезно надо работать не только с ним, но и с его родителями.
Элемент № 14
Источник: “Семья и школа ” №4 1982 год письмо читателя “Сказка перед сном”
(см. Приложение №5)
Условие: Мальчик детсадовского возраста плохо усваивает родную речь, не может пересказать даже короткого рассказа.
Вопрос: Покажите как соблюдается единство формы и содержание в педагогических приемах отца. Будет ли эта форма и в будущем соответствовать содержанию или содержание неминуемо перерастет форму?
Решение: Отец для того чтобы научить сына - дошкольника четкому произношению и умению строить предложения , выбирает оптимальную форму, полностью соответствующую содержанию - форму игры, сказки. Он читает сыну (или рассказывает) интересную сказку и просит пересказать ее. Со временем мальчик начинает фантазировать, вводит новых персонажей. А потом придумывать свой сказки. Развивается воображение, развивается речь.
Но со временем мальчик подрастет, пойдет в школу, и хотя в его обучении еще долго будет место для сказки и игры, все же не они будут основными, а четко организованные, регулярные занятия. Содержание перерастет форму и форма сменится. Элемент №15
Источник: "Учительская газета " № 39 "В коробочке есть все. Но нет пустого места." Елена Ярославцева (см. Приложение №1)
Условие: При внедрении новой школьной программы добавляются новые предметы. Здесь есть два пути или увеличивать количество учебных часов, или сокращать часы по основному курсу (для начальной школы: русский язык, математика, чтение). Но требования по этим предметам остались те же. Значит и в том и в другом случае увеличивается нагрузка на ребенка.
Вопрос: К каким последствиям может привести постоянная нагрузка, постоянный нажим?
Решение: Постоянный нажим и перегрузка (количественные изменения), особенно для ребенка, который не может самостоятельно переключаться с логического на эмоциональное и обратно, может со временем привести к стрессам, истощающим организм ребенка (качественные изменения). А постоянные стрессы (количественные изменения) в детстве могут стать пусковой кнопкой (скачок) для развития разнообразных болезней.
Страницы: 1, 2, 3