а) ориентацию на целостность мироздания, биосферы, ноосферы, общества и человека, причем последний находится не вне изучаемого объекта, а внутри его;
б) сближение естественных и гуманитарных наук и искусства, культур Запада и Востока.
Развитие как фундаментальное свойство бытия разно- планово, многоуровнево и многоэтапно, многовариантно и альтернативно. Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упрощенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Нередки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и процессы конвергенции - слияния, объединения различных линий развития в единый процесс. При этом слияние линий ведет не к их нивелировке, а к разнообразию развития. Например, народы сближаются в экономических отношениях, в решении глобальных проблем, в формировании институтов правового государства, а расходятся в традициях, культурной, национальной уникальности. Уникальность западной и восточной культур, конечно, не исключает, а предполагает тенденцию их синтеза.
Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс.
Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.
Если в результате изменений исчезают или уменьшаются полезные для системы функции, распадаются структуры, уменьшается число связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность данной системы, в целом, осуществляется переход от высшего к низшему, то такой процесс называют регрессом. Его формы - кризисы (экологические, экономические, политические, социальные), «пределы роста», проявления дефективности и дегенерации (биологическое вырождение и вымирание без притока внешней крови на основе кровосмесительства, выражения слабоумия, идиотизма и пр.).
По проблеме соотношения прогресса и регресса имеются две основные точки зрения. Первая утверждает, что поскольку мир бесконечен, то судить о направлении его изменений невозможно.
Д. Толанд подчеркивал, что хотя окружающий мир находится в непрестанном движении, обновлении, но изменения в частях не влекут за собой изменения Вселенной, ибо перемены, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения, ни уменьшения ее общего количества, поэтому мир пребывает в одном и том же состоянии. Касаясь эволюции живых форм, Энгельс отметил, что «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях». Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает в других.
Некоторые современные исследователи также подчеркивают относительность понятия развития. «...Бытие Природы определяется как непрерывное изменение отдельных ее частей (Метагалактик или Вселенных) при неизменном целом (Большой Вселенной)». В процессе космической эволюции материи происходит постоянное рождение и угасание космических объектов. Конец в развитии одного космического цикла эволюции означает начало развития другого цикла. Свойства космического притяжения и космического отталкивания служат тем толчком, который приводит к расширению или к сжатию всей видимой Вселенной. (Продолжительность глобального цикла, по данным современной космологии, около 25 млрд лет.) Нынешнее расширение Вселенной спорадично должно смениться когда-то сжатием материи. Тем самым понятие развития оказывается относительным практически на всех ступенях движения материи. Для материи, считает И.Р. Пригожин, характерно единство (параллельность) процессов эволюции и деградации.
Возникновение, становление, прогресс и регресс характеризуют материальные системы, имеющие начало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую гибель через миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли. Современное компьютерное моделирование показывает, что из-за расширения Солнца Земля примерно через 0,5 млрд лет окажется непригодной для жизни человека. Сможет ли человечество найти ответ на вызов Космоса, т.е. преодолеть на основе наращивания своего научно-технического потенциала земное притяжение и переселиться на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной?
«Высшее» по одним параметрам может оказаться «низшим» по другим. Например, улучшение уровня и качества жизни, создающее благоприятные социально-экономические условия и продлевающее среднюю продолжительность жизни, в конечном счете может снизить биологические параметры человека, подорвать миллионами лет складывающуюся «программу» (инстинкт) самосохранения лучших особей в борьбе за существование. Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления новых потенций.
Вторая концепция отказывается от идеи равносильности, конкретного соотношения прогресса и регресса и постулирует прогресс. Материя, несущая в себе полное равенство тенденций прогресса и регресса, представляла бы собой неизменную субстанцию. Поступательное развитие, отметил Энгельс, вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь, являясь ведущим направлением изменений. (У Энгельса таким образом, мы обнаруживаем суждения в пользу обеих рассматриваемых концепций). Н.Ф. Федоров писал о внутренней направленности природной эволюции ко все большему усложнению и к появлению сознания. В.И. Вернадский считал, что всеобщим законом Вселенной является постоянное усложнение бытия и рост разнообразия его структур, а восходящая направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке. По мнению Тейяра де Шардена, за сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь».
Материя, исходя из принципа неисчерпаемости мира, является носителем бесконечных возможностей изменения. На основе реализации прогрессивной тенденции возникают более сложные формы реальности с увеличивающимся диапазоном возможностей дальнейшего развития. Так, например, к середине XIX в. палеонтологами была выявлена направленность процесса в сторону последовательного усложнения и усовершенствования нервной системы, головного мозга. В настоящее время идея восходящего развития человека выражается в предположении, что эволюция человека, в частности эволюция нейронных систем его мозга, продолжается. Направляющими факторами прогрессирующей эволюции выступают как природная среда, так и во все возрастающей степени искусственная среда - культура.
Приведенные описания точек зрения по вопросу соотношения прогресса и регресса дополняют друг друга и одновременно находятся в оппозиции.
«Вкратце диалектику, - писал В.И. Ленин, - можно определить как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики...» Если исходить из этой трактовки, то закон единства и борьбы противоположностей выступает интегрирующим основанием всей диалектики. Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях и развитии «схватывает» не отдельный какой-то закон диалектики, не одна пара категорий, а лишь их система, постоянно развивающаяся, обогащающая свое содержание.
Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, законов и категорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие и существенные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания.
Любая категория диалектики выражает внутреннее существенное отношение между явлениями и поэтому так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, закон единства и борьбы противоположностей по существу тождествен категории противоречия, закон отрицания отрицания - категории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в «парной» обособленности: «единство - борьба», «количество - качество», «отрицание - отрицание отрицания», «содержание — форма», «причина - следствие» и т.д. Скрепляющим в единую систему «стержнем» законов и категорий диалектики выступают принципы диалектики - развития и связи.
Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и метафизическое.
Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учение о началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику и определил метафизику как антидиалектику.
Метафизика (в значении антидиалектики) сыграла определенную позитивную роль в развитии науки: открытия Нового времени были совершены посредством этого метода. Тогда на первом месте была ориентация на выделение частей целого, на их анализ, систематизацию данных.
Для «старой» (классической) метафизики характерно отрицание развития, отсутствие целостного взгляда на мир, убеждение в окончательной завершенности всех мировых связей, мышление по принципу «или - или», «да - нет».
«Новая» метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие, ведь было бы абсурдно на фоне громадных достижений науки и общественной практики этого не замечать. Модернизированная метафизика обнаруживает связи лишь на локальном уровне и не видит всеобщей взаимосвязи, не видит, что мир есть система. Неометафизика в своих различных вариантах истолковывает развитие: лишь как количественные изменения («плоский эволюционизм»); как только качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»); как монотонное повторение со строго линейной направленностью; как движение по кругу без возникновения нового; как движение, из которого изымается его сущность - противоречие; как сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений. В отличие от классической (первоначальной) метафизики, благоговеющей перед незыблемостью и постоянством вещей, неометафизика возводит подвижность и относительность понятий в культ; за изменчивостью вещей не замечается их устойчивость, действительность превращается в сплошной поток, исключающий всякую определенность.
Антидиалектика выражается в формах софистики и эклектики.
Софистами в Древней Греции называли учителей, обучавших юношество наукам и красноречию. Слово «софистика» получило нарицательный смысл, так как отождествлялось с «пустой» мудростью. Тем не менее, софистика сыграла положительную роль в распространении рационального мышления, в развитии философии языка.
Софистика противопоставляет различные моменты процесса друг другу, абсолютизируя одни из них, выхватывает случайные признаки. Софистика оперирует всякого рода уловками, замаскированными внешней правильностью. Вот пример, известный древним грекам в софизме «рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов, значит, ты имеешь рога». За внешней правдоподобностью рассуждений здесь допущена подтасовка. Ведь человек многое не терял, но это не значит, что он все это имел. Вместе с тем, в софистике содержится нечто ценное, позитивное. Древнегреческие софисты могли убедить в чем угодно, но «именно они впервые высказывали... идеи о том, что рабов от рождения нет, что женщины равны мужчинам, что нет богов. Софистика ведь не только сноровка, не угодничество низменных страстей, как выразился Платон, но еще и способ выражения... новых и небывалых идей». Таким образом, софистика любого времени в определенном смысле связана с логикой научного открытия.
Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, теориях, беспринципное смешение разнородных точек зрения. Эклектика, произвольно сочетая разные признаки предмета, не способна выделить главное, синтезировать многообразное. В характеристике эклектики Гегель использовал образ платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Примером эклектического плюрализма может выступать рассуждение Н.К. Михайловского, который рисовал будущее России по принципу «взять хорошее отовсюду»: от капитализма - развитие техники, культуру, от феодализма - мелкую собственность, общину.
«...Сочетание различных принципов может быть не только внешним и механическим. Оно может строиться и на усмотрении единой глубинной сущности сочетаемых концепций, на представлении их как разных сторон единого целого». Приведем пример. В комплекс направлений обновления нашего общества (в Беларуси, России и т.д.) в идеале входят: научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформирование отношений собственности и выход на смешанную экономику, приведение в действие эффективных видов мотивации труда; сбалансированный учет интересов различных слоев населения; формирование правового государства. При этом сочетаются и дополняют друг друга права и свободы с ответственностью человека, экономическая и политическая демократия с дисциплиной, экономическая эффективность с социальной защищенностью, коллективистская солидарность с индивидуализацией деятельности. В рассматриваемом конкретном случае системный плюрализм характеризует глубинную суть одного явления - обновление нашего общества, рассматриваемого как целостный организм, где учтены главные сферы общественной жизни.
В противовес софистике диалектика всесторонне подходит к предмету, а в отличие от эклектики диалектика в комплексе признаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет для данных, конкретных условий главное, но не абсолютизирует его.
Список использованных источников
1. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.
2. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
1. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.
3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.
Страницы: 1, 2, 3