Рефераты. Диалектика и ее альтернативы

Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.п. Термин «синергетика» Г. Ха- кен ввел в своих лекциях в 1969 г. Он представил синергетику как универсальный подход к объяснению явлений в физике, химии и биологии. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными. Синергетика, в самом широком смысле, это учение о взаимодействии. Существуют и другие названия в этой области - теория сложности, теория самоорганизации и т.д. (Термин «самоорганизующаяся система» впервые использовал еще в 1947 г. У.Р. Эшби.) Синергия - проявление взаимодействия в процессе синхронизированного функционирования элементов, входящих в состав системы, что обеспечивает больший эффект, чем это следовало бы из суммирования действия каждого элемента в отдельности.

Основоположники синергетики Г. Хакен, И.Р. Пригожин, К. Майнцер и др. при изучении термодинамических систем показали, что изменилось соотношение между гармонией и хаосом, упорядоченностью и беспорядком. Синергетика рассматривает системы, существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешней средой веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом , как рост степени их синтеза, как стремление к максимальной устойчивости. «... Заложенные в системе внутренние потенции, входящие в «резонанс» с соответствующими внешними условиями, ведут (в условиях хаоса и вопреки хаосу) к образованию упорядоченных структур.., способных вступать во взаимодействие и порождать новое качество».

Конечно, не следует слишком увлекаться синергетическими терминами, часто выступающими как метафоры. Например, если рассуждать о познавательных процессах в науке, то они не могут быть представлены как возникновение порядка из хаоса, ибо в науке нет хаоса мнений ученых, а есть конкуренция, взаимодействие, диалог и т.п.

Развитие (поведение) сложных систем нелинейного типа в состояниях неопределенности есть бифуркационное. Термин «бифуркация» в обыденном языке означает развилку или разветвление надвое. Спектр возможных альтернатив развития множественен. Применительно к обществу принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории его развития каждый раз ставит перед действующим субъектом проблему выбора. При этом важно не попасть в катастрофические для человека траектории, по возможности отсекая неблагоприятные сценарии развития. Диапазон жизнеспособности социума зависит от способности человека (человечества) отражать и прогнозировать как внешнюю среду, ее параметры и возможности, так и себя - осуществлять самопознание, оценку субъектом своего взаимодействия со средой по принципу коэволюции, а не противостояния среды и субъекта. Социальная философия, опираясь на собственный потенциал и синергетику, отказывается от жесткого детерминизма, однолинейности, признает значение альтернативы, случайности, непредсказуемости, видит в хаосе не только разрушительное, но и созидающее начало, сочетает идею эволюции-революции с идеей многовариантности исторического процесса.

Трудности приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального феномена или явления, при этом недостаточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в сложной динамике социума. Выводы, полученные при исследовании термодинамических систем, не могут быть буквально экстраполированы на социокультурные процессы, хотя в целом они применимы к обществу.

Диалектика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреждает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает готовых ответов.


1.2 Структура диалектики. Метафизика как антидиалектика

диалектика метафизика философия познание

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее значимы два принципа диалектики: связи и развития.

В законах диалектики конкретизируется существо ее принципов. Законы выражают типичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной деятельности людей, субъективному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны три закона диалектики - количественно- качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Законы диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальной наукой: физикой, химией, биологией, геологией, астрофизикой, социологией и т.д.

Диалектические закономерности осмысливаются как категориальные связи. В категориях принципы диалектики находят еще более развернутую детализацию. К основным категориям диалектики относятся: единичное - особенное - общее, единичное - многое; часть - целое, система, элемент, структура; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление. Категории диалектики есть категории философии, где акцент сделан на динамику и связи.

Идея всеобщей связи просматривалась у Декарта, который отрицал существование пустоты и тем самым проводил мысль, что любое движение любого тела вызывает соответствующее движение всех остальных. О механической связи всего со всем писали французские материалисты XVIII в. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как «науке о всеобщей связи». Это положение фиксирует структурно-устойчивый (относительно постоянный) план предметов и бытия в целом. Связь понимается как универсальное закономерное взаимодействие. Конечно, наряду с постоянной связью каждого объекта с другим, существует и относительная независимость разделенных в пространстве и времени объектов. Уже при жизни Энгельса физика исходила из положения об отсутствии взаимообусловленности между молекулами газов. Современная физика и биология определяют независимость как одну из характеристик определенности, присущей явлениям. В гуманитарной проблематике актуальны, например, вопросы о политической независимости, о независимости как предпосылке творчества, действиях человека согласно собственным соображениям, а не по шаблону.

Исходя из того, что мироздание целостно, следует рассуждать не о полностью независимых, а об автономно функционирующих элементах, объектах в общей структуре бытия и познания. Автономная независимость выражается в том, что соответствующие объекты и системы имеют нечто свое, оригинальное.

Своеобразие, оригинальность объектов и систем - предпосылка и основа разнообразия, дифференциации. Дифференциация выступает как условие развития. Разделенность в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть условие образования атомов и молекул. Дифференциация на разнородные химические элементы - условие образования сложных химических соединений, а в конечном счете - возникновения жизни. Формирование сложноструктурированного общества явилось основой перехода от дикости и варварства к цивилизации. Разрушение сложных структур, нарастание однородности и единообразия ведет к деградации.

События и предметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим. Предметы не только коррелятивны, устойчиво соотнесены между собой в пространстве, но и подвержены во времени возникновению и исчезновению, т.е. относительны и преходящи в своем существовании. Имея в виду этот аспект, Энгельс в «Анти-Дюринге» определяет диалектику как «науку о всеобщих законах движения и развития».

В своей нераздельности связь и развитие отражают единство относительной устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. В литературе называют и другие принципы диалектики: историзма, причинности, системности и т. д. Но они, в конечном счете, сводятся к принципам развития и связи. Так, принцип историзма применительно к природе сводим к принципу эволюции, включающий в себя скачки. Принцип историзма в изучении социума (у Г. Гегеля, К. Маркса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Д. Гэлбрайта и др.) позволяет оценивать целостность, определенность того или иного этапа в развитии общества, предвидеть тенденции его будущей эволюции - революции. Причинность — один из видов связи. В современной философии причинно-следственные зависимости стали опираться на синтез жесткости и неоднозначности, при этом подчеркивается, что действие внешних факторов ограничено. Они все более стали рассматриваться как развязывающие внутренние процессы в системах, а последние несут в себе элементы непредсказуемости, обусловливают открытость будущего. В основе системности лежит принцип целостности, который предполагает рассмотрение развивающегося объекта, расчлененного на взаимосвязанные элементы. Исследование внутренней активности систем закрепляется в категориях случайности, спонтанности, потенциально возможного. Сложные системы выступают как хаос, в котором всегда есть упорядоченность. В частности, в социуме внешнее резонансное воздействие, например, на рынок (организационное и финансовое) властных структур, влияет на характер кажущегося стихийного саморазвития, направляя его (упорядочивая) в русло эффективной эволюции.

Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь. В точках пересечения этих потоков происходит переход от движения как изменения вообще, безотносительно к его вектору и результатам (например, превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы и т.д.), к развитию как поступательно- продуктивному процессу в определенной системе координат, что приводит к появлению нового, обновлению структуры и функций системы.

Формированию философской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюция природы и соответствующий прогресс естественных наук — биологии, геологии, палеонтологии, эмбриологии, космологии и т.д.; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных изменений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, научно-технический прогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарных знаний. Г. Спенсер считал, что эволюционность, как в органическом мире, так и в социуме, характеризует главное направление изменений. Утвердившийся в XX в. принцип глобального эволюционизма означает:

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.