Рефераты. Человек и информационном мире

Вовлечение в автономный процесс их развития традиционных систем деятельностей и процессов социального общения порождает множественность социальных экспликаций электронной техники, обретающих свой смысл и значение в контексте новых форм жизнедеятельности человека. Поэтому анализ изменений практики человеческой деятельности под влиянием информационно-коммуникативных технологий становится первым шагом на пути решения проблем человеческого существования в информационно-техническом мире.

В данном реферате мы проследили изменения   традиционных нормативных структур, регулирующих процессы развития  систем деятельностей современного человека. С нашей точки зрения, именно они подвергаются наиболее  серьезной нагрузке со стороны социотехнических феноменов и эффектов информационной революции. Так, компьютеризация, медиатизация и интеллектуализация основных сфер жизнедеятельности современного общества становятся действенными факторами развития организационно-психологической трансформации человеческой деятельности. Не менее серьезной трансформации подвергаются также принципы социальной стратификации, характер социальной мобильности, формы занятости, т.д.

 Важным, и, возможно, ключевым моментом, вокруг которого формируются новые формы социальных взаимодействий, является самоопределение и спецификация информационной деятельности, приобретающей в условиях развития технических средств электронной связи и коммуникаций, а также потенциала компьютерных технологий выраженные черты индустрии. Разнообразие продуктов и услуг информационной деятельности свидетельствует о расширении социального движения информации и знаний и говорит об усложнении социальной конфигурации и спецификации интеллектуальных видов деятельности в условиях современного этапа информационной революции.

Этих иллюстраций достаточно чтобы осознать, что адаптация традиционной культуры и ее основных нормативных систем к условиям функционального развития информационного общества настоятельно требует своего исследования и последовательности в изучении социокультурных аспектов трансформации индустриального общества в постиндустриальный тип развития.

Экономические аспекты социальных экспликаций информационно-вычислительной техники являются условием изменения традиционных моделей социальной организации, расширения процессов деловой и ускорения социальной коммуникации, формирования рынков информации в различных областях знаний. Процессы информатизации общества формируют не просто иной уровень технической оснащенности различных систем деятельностей, но принципиально меняют роль и место информации и знаний в развитии систем деятельности и характере социальной коммуникации, что значительно расширяет смыслы и значения приложений информатизации в действительности социокультурных взаимодействий современного общества. Это меняет социальный и культурный облик общества и требует соответствующего социально-философского осмысления информатизации как движущей силы трансформации индустриального общества в постиндустриальный тип развития.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Г.В.Емельянов, А.А.Стрельцов. Основные проблемы обеспечения безопасности информационного общества. Распределенная  конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия". #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2]  Цит. по:  Коняев С.Н. Реальная виртуальность: границы наблюдателя в информационных пространствах искусственно созданных миров. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ. 2000, с.51.

[3]  Подробнее об этом см. Ю.А.Шрейдер. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды. В кн.: Информатика и культура. Сб. научн. трудов. Новосибирск, "Наука", Сибирское отделение, 1990, с. 52-57.

[4] См. А.В.Петров "Информационные технологии в органах государственной власти". Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия". #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5]  На необходимость  сохранения и поддержки такого баланса указывается и в других работах, посвященных, в частности, исследованию экономических аспектов производства и воспроизводства информации и информационных ресурсов. См. Е.Ю.Иванов. Информация в экономике: теоретический аспект. Автореферат на соискание ученой степени канд. экон. наук. Новосибирск, 2000.

[6] См. В.Н.Костюк.  Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.УРСС, 2001, с.119-123.  Автор специально подчеркивает: "То, что называется профессиональной подготовленностью субъекта (наличие специальных знаний и навыков) составляет только часть человеческого капитала, имеющего не только рациональную, но и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма". См. указ. соч. с. 120.

[7]  См. В.Г.Федцов. Культура сервиса. Учебно-практическое пособие.    Москва,

2000, с. 3 

[8]  См. В.Н.Костюк. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М. УРСС. 2001,  с.144.

[9] Ф.Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. В кн.: "Новая постиндустриальная волна на Западе. М. Academia, 1999, с.116.

[10]  Отметим здесь, что в контексте анализа политических течений, актуальных для современного этапа развития социальной жизни,  сочетание высокого  уровня  жизни и  доступности  массового образования для населения является идеальной моделью социал-демократического пути развития. Очевидно, что политическое кредо социал-демократии как раз основано на расчете или моделировании адекватных для той или иной страны соотношений между возможностью организовывать новую экономику вокруг притока внешних капиталов и развития фондового рынка и необходимостью государственного инвестирования в массовое образование и социальное обеспечение.

[11] В.Н.Костюк. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.,УРСС. 200, с. 122.

[12]  Оценивая социально-исторические проблемы развития высоких технологий в России,  исследователи этого вопроса подчеркивают, что резкое снижение трудовой морали и культуры труда в России в последние три четверти ХХ века наиболее отрицательно сказались именно "на развитии высоких технологий, так как они требуют высокой надежности", а также ответственного подхода к выбору масштабных, -  с точки зрения социокультурных перспектив его развития, - критериев и принципов оценки интеллектуального труда в сфере науки и техники, поскольку в условиях  современного этапа научно-технической революции "главным стало не количество, а качество труда". Выбор внеэкономических или идеологических критериев оценок интеллектуальной деятельности  отрицательно сказывается на выборе принципов ее социальной организации, качестве результатов и финансовом положении образования, непосредственно участвующем в социальном росте талантливых людей в обществе и их дальнейшей судьбе.  См. Т.Е.Попова. "Развитие высоких технологий в России". В сб.: "История науки и техники: проблемы и перспективы". М., 1995, с. 109.

[13] В частности, на это указывают российские историки техники: "К концу ХХ века, - пишет О.Д.Симоненко, - историко-технические исследования не только расширили свою внутреннюю проблематику,   но и пришли в  тесное соприкосновение с исследованиями, посвященным глобальным проблемам развития индустриальной цивилизации, в том числе  гуманитарным, экологическим и философским". См. О.Д.Симоненко. От технологии к технософии. В сб.: "История науки и техники: проблемы и перспективы". М., 1995, с.113.

[14]  Не случайно, что одной из важнейших угроз безопасности личности становится, по оценкам специалистов   "существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального "виртуального информационного пространства", а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность". Г.В.Емельянов, А.А.Стрельцов.  Основные проблемы обеспечения безопасности информационного общества. Распределенная  конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия. #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15]  Г.Б.Жданов. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации. "Высокие технологи и   современная цивилизация". Материалы конференции.

[16]  Впрочем, существует и иная точка зрения, свидетельствующая о том, что киберкультура может стать - на основании развития виртуальной психологии и философии - феноменом современной культуры. Кроме того,  сама  идея виртуальности становится все более общепризнанной в различных областях науки и практики - от физики элементарных частиц до компьютерных технологий и гуманитарных  наук. По оценкам Н.А.Носова, разработка и распространение виртуальной философии, т.е. особого, виртуального, способа понимания и объяснения мира, может стимулироваться интересом и потребностью в понимании необычных явлений человеческой психики, что находит выражение в самых разных формах: от изучения и практического применения различных эзотерических систем до увлечения трансперсональной психологией, мистикой, астрологией и т.д. В этом случае, социальная потребность в новых способах объяснения мира и овладения им   может стать источником  формирования киберкультуры. См. Н.А.Носов. Виртуальные и компьютерные технологии и культура. "Высокие технологии и современная цивилизация". Материалы конференции .

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.