Рефераты. Человеческий предел и ограниченность

Человеческий предел и ограниченность

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРЕДЕЛ И ОГРАНИЧЕННОСТЬ


Факт естественной человеческой ограниченности, оказывается, имеет свои преимущества, вернее момент конкретного осознания своей ограниченности. Вот как это объясняет в 15 веке знаменитый философ Н. Кузанский: «...человек понимающий, не превозносящий и не вос­хваляющий себя, открыто признает, как он далек от цели; будучи твердо в этом уверен, он доро­жит пониманием невозможности для человека познать что-либо в совершенстве... Только та душа знающа, которая знает, что она ничего определенного не знает... Сократ знал о своем незнании, а другие, глубокие невежды, похваляющиеся своими глубокими знаниями, незнающими себя не считали. За это Сократ получил от Дельфийского оракула свидетельство своей мудрости».

Гёте был ещё более категоричен: «Кто сознательно объявляет себя ограниченным, то ближе всего к совершенству».

Грустный факт своего предела, своей ограниченности и своей дефективности-несовершенства человечество открывало снова и снова... Физик Э. Мах ломал голову над спектральными линиями газов и вот к чему пришел: «Затруднения, с которыми я столкнулся при этом, навели меня в 1863 году на мысль, что чувствительные вещи не должны быть обязательно представ лены в нашем чувствительном пространстве трёх измерений».

Иногда мы обнаруживаем пределы в странных местах - Ницше: «Болезнь как бы освобождает меня от самого себя», и ей он обязан «освобождением от книги.» Оказывается, даже здоровье... своим здоровьем, своими потребностями может искушать, отвлекать, чинить чему-Ti препятствия - ограничивать.

Предел обладает свойством постоянной текучести, находится в постоянном движении изменении. Дойдя на последней своей стадии до некой критической точки, он вызывает кардинальные качественные изменения. Недавно простую физическую модель Ньютона вытеснил релятивистская теория и люди расщепили-достали энергию малых сил - атомов, и первое, что они из это сделали - изобрели атомную бомбу. Сейчас уже обнаружено, что релятивистская теория не является универсальной, она также имеет свои пределы и выполняется лишь до расстояния порядка 10 в минус восьмой степени. Дальше ученые начинают рассуждать о «душе атома» и о других не присущих им вещах.

Тема естественного предела имеет много интересных аспектов - например, спортсмен никогда не пробежит сто метров за пять секунд, никогда не прыгнет на тридцать метров, никогда не поднимет одной или даже двумя руками три тонны.

Когда является бесспорным, что главное отличие человека от животного состоит в его голове - мозге - сознании, этот глупый человек всё равно пытается обогнать гепарда, прыгну! дальше кенгуру, проплыть быстрее дельфина, поднять больше слона - и этим  занятием людишки ещё долго будут радоваться. Мало того, вместо того чтобы употребить идею Кубертена на благо здоровья всех или большинства членов общества, люди перешли одни пределы и достигли других - абсурдных. Смотрите, как выглядело исторически развитие этой идеи:

1. Соревнования людей, отличающимися от рождения или благодаря некой профессии.

2. Соревнования любителей, иногда самостоятельно тренирующихся,

3. Соревнования людей, тренирующихся и соблюдающих определённый режим и диету,

4. Соревнования людей, соблюдающие все предыдущие условия и тренирующиеся под руководством тренеров-профессионалов,

5. Соревнуются исключительно профессионалы;

6. Соревнуются профессионалы, употребляющие специальное питание и витамины;

7. Соревнуются профессионалы, употребляющие анаболики - наркотики;

8. Возможно вставят пружины в ступню или моторчик в задницу...

Так или иначе, но предел во многих видах спорта уже наступил. И мы всё реже и реже буде свидетелями мировых рекордов.

А в тех видах спорта, которым рекорды не грозят, предел выглядит не менее интересно - когда, наступает предел у футболистов, то они ломают друг другу ноги на тренировках, чтобы остаться? основном составе или войти в него; когда наступает предел у борцов, штангистов и боксёров -они уже не нужны ни бизнесменам, ни властям, то они вынуждены группироваться в преступи! сообщества и грабить вас в подъездах, в ваших собственных квартирах и офисах. И так об этой стороне предела можно продолжать долго.

Трудно утверждать, что человек очень страдает от осознания своей ограниченности, в большинстве случаев он её всё-таки осознаёт смутно, хотя она ему создаёт массу проблем, и ча1. он склонен обвинять в несправедливости судьбу, правительство, начальника и т.д., чем признать свою ограниченность-ущербность. С другой стороны в подсознании человека имеет глубокая генетическая информация об Едином Целостном Мире, его родителе, частью которого он является, но по какой-то причине признал себя отделённым, обособленным. Видимо, этого глубинного проявляется в человеке подсознательная страсть к максимальному охвату знаний, славы, денег или власти. Великий Гёте поэтому вопросу высказал следующую мысль: «...поскольку человек знает мир только через себя и, стало быть, в наивном самомнении полагать что мир построен через него и ради него. Как раз поэтому свои главные способности он заостряет в целое, а чего у него меньше, то ему хочется полностью отвергнуть из своей собственной целостности (небольшой)».

Но нас интересует ещё вопрос предела нашего мозга-ума-мышления. Ведь мозг такая же ограниченная часть нашего тела. И с этой позиции он должен иметь также ограничения, как рука или нога.

Кроме того, в мозг, как мы уже выяснили, - поступает ограниченное количество информа­ции, что уже ограничивает объём его деятельности. Кстати, уже поэтому важно большое и хо­рошее образование, которое нагружает мозг большим потоком информации. Конечно, при этом важны некоторые врождённые качества, которые позволил бы если не всё понять, то хотя бы что-то запомнить. Не случайно, когда Аристотеля спросили - «Какая разница между человеком образованным и необразованным?» Он тут же ответил: «Как между мертвым и живым».

Этот момент мы рассмотрим подробнее, ибо существует очень важный факт - количество находящейся в мозгу информации всегда намного больше поступившей через глаза и уши. Этот феномен объясняется тем, что мозг по своей природе подобен мясорубке - он дробит поступа­ющую информацию, создавая внутри себя новые комбинации-сочетания, тем самым увеличи­вая общий объём информации, объём своей работы и свои качественные показатели. Напри­мер, мы видим летом яблоню в саду. Мы эту картинку увидели и запомнили. И можем её себе воспроизвести уже зимой, когда на самом деле картина в саду совсем иная. То есть, при существовании одной истинной картинки у нас в голове имеются уже две: одна истинная, а другая истинная в прошлом, но уже сейчас ложная. Кроме того, благодаря такой природной способно­сти мозга, как воображение-фантазия-предположение, мы можем раздробить эти две картинки на сотни искусственных и несуществующих в реальности кусочков, из которых мы можем составить десятки новых картинок, например, - представить себе яблоню - стоящую в саду вверх корнями. Понятно, что по теории вероятности - чем больше поступило в мозг первона­чальной информации, зафиксировано им, - тем больше искусственных комбинаций может со­здать мозг Из нескольких десятков комбинаций на одну тему, только одна может соответство­вать действительности, а то и все могут быть ложными. Например, если мы давно не смотрели на свою яблоньку в саду - то почти всё, что содержится у нас в голове на её тему, уже может являться ложным, и это ещё до работы нашей прекрасной фантазии.

Таким образом, природная способность мозга запоминать и фантазировать создали для человечества огромную проблему, которой даже трудно дать оценку. В голове содержится в несколько раз больше информации, чем поступает через слух и зрение благодаря тому, что мозг не только запоминает увиденное, но и творит, и запоминает своё творчество. Он действует, как самостоятельная само себя запоминающая машина. Мы мыслим воспринимаемое и восприни­маем мыслимое.

Когда мы открываем глаза, то на экране глаз имеется одна-единственная картина, когда мы закрываем глаза, то на внутреннем экране сознания может появиться на эту тему десятки кар­тин. Внутри человеческого мозга таким образом создан целый мир, который ещё в древности мудрецы назвали Умопостигаемым. Получается, что этот Умопостигаемый Мир больше просто Видимого, но меньше Невидимого и ещё меньше общего Единого и Совокупного. Он как бы встал за глазами между Видимым и Всеми Остальным Мирами, вернее, - Всем Единым Миром.

Умопостигаемый Мир, как и всё, как и Весь Единый, - выступает по отношению к человеку в двух ипостасях: как помощник и друг, и как враг и лгун. Проблему этого мира пытались решить мудрейшие люди всех времён всех народов. Например, несколько мыслей на эту тему латино­американского мудреца Дон Хуана, учителя Кастанеды: «Маги говорят, что мы находимся внут­ри пузыря... Мир не отдается нам прямо. Между нами и Миром находится описание мира. По­этому, правильно говоря, мы всегда на один шаг позади, и наше восприятие мира всегда только воспоминание о его восприятии... Наши глаза - это глаза тоналя (сознания) или, точнее, - наши глаза, выдрессированные тоналем. Поэтому тональ (сознание) считает их своими. Одним из источников твоего замешательства и неудобства является то, что твой тональ (сознание) не отступает от твоих глаз. В день, когда он это сделает, твой нагуаль (подсознание) выиграет ве­ликую битву... Нужно убедить тональ (сознание), что есть другие Миры, которые могут прохо­дить теми же самыми окнами».

Итак, какие же границы и пределы имеет наш мозг-ум? Его границы явно не совпадают с границами слуха и зрения, его объём охвата-восприятия информации явно намного больше. Видимо, границы обусловлены его же врождённой способностью запоминать-понимать и воз­можностью комбинирования, то есть силой воображения, что в совокупности можно назвать -силой мышления.

И всё-таки, по сравнению с Бесконечным Миром картина получается угрюмая. Ибо о Бес­конечном Мире и знания являются бесконечными. И .возможно, прав был мудрейший Чжуань-Цзы: «Жизнь конечна, тогда как знание бесконечно. Гнаться за бесконечным в этой конечной жизни воистину безнадежно!» Мы опять имеем хороший повод посмеяться над горделивыми

учёными. Это же подтверждает и Н. Кузанский: «Протагор прав, говоря, что человек есть мера вещей... Почему чувство не постигает умопостигаемого, а интеллект интеллигенции, то есть того, что над ним? Потому, что никакое познание не имеет силы в отношении более сложно­го; ведь познание есть измерение, а мера проще чем измеряемое, как единица - мера числа».

Да, сам Протагор угрюм и скептичен: «Человек есть мера всех вещей, тех, которые суще­ствуют, что они существуют, а тех которые не существуют, что они не существуют». Далее Про­тагор почти повторяет слова мудрого китайца, и также делает из этого принципиальную пози­цию: «О Богах я не могу ничего знать, ни того, что Они существуют, ни того, что Они не существу­ют, ибо многое мешает знанию этого; мешает этому как темнота предмета, так и кратковременность жизни человека».

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.