Рефераты. Антропологические подходы к пониманию смерти

Антропологические подходы к пониманию смерти

Доклад

Введение



Одна по темным улицам бродила

И думала о смерти, улыбаясь,

Живых букетов роскошь отвергая,

Хранила верность высохшим цветам…


Смерть-необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. Для человека смерть выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений [2].

Нет такой эпохи, когда тайна смерти не тревожила бы умы людей. Эта тема неизбежно возникает во всех культурах как не отвязанная загадка бытия. Но сам факт смерти воспринимается по-разному. Античные греки пытались преодолеть ужас небытия путем концентрации духа, усилием животворной мысли. Люди европейского средневековья, как свидетельствует нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга, без устали скорбели о конце всего земного великолепия. «Ни одна эпоха,- писал он,- не навязывает мысль человеку о смерти с такой настойчивостью, как XV столетие». Человек нашего столетия разорвал связи с древним таинством смерти, он не только страшится ее, но пытается превратить саму тему в запретную….

Однако в иных культура страшились вовсе не смерти, а бессмертия. Согласно древнеиндийской традиции человек многократно является на эту землю в новых телесных облачениях и с новым предопределением. Колесо судьбы заставляет каждого нести тяготы нового воплощения до той поры, пока дух не достигнет совершенства. Люди этой культуры страшились не смерти, а нового жизненного предназначения. Вот почему они бросались под колеса священной лестницы, тонули в водах Ганга…

 Легенды, мифы, сказки, которые  воспринимались нами как детские наивные сны человечества, на самом деле содержат глубочайшее понимание основ жизни и смерти. Наши предки владели такими тайнами, на которые мы только сейчас наталкиваемся путем аналитического размышления и эксперимента. 

 Возможно эти эксперименты демонстрируют всепроникающую мощь архетепической памяти человечества…. Но может быть, в них выражена одухотворяющая сила древних прозрений? Религиозная литература дает массу сведений об «ином бытии». Скажем, библейские пророки многократно внимали гласу божьему, зову далеких предков. И великие мыслители прошлого, как выясняется, оставили нам неоспоримые ссылки на контакты с подземным Аидом, с царством теней, с дантовским скитаниями души [1;6].















Древний Египет и Тибет.

В истории человечества две культуры проявляли особый интерес к смерти и умиранию: Древний Египет и Тибет. Для обеих религий характерна глубокая вера в продолжение сознательной жизни после физической смерти. В них созданы сложные обряды для облегчения перехода умирающего в загробный мир и картографии для руководства путешествием души. Письменные изложения этих учений известны на Западе как Египетская и Тибетская Книги мертвых.

Египетская Книга мертвых представляет собой сборник молитв, песнопений, магических заклинаний и мифов, связанных со смертью и загробной жизнью. Эти погребальные тексты известны под названием «Появление в Свете» или «Выход в день». Их материал очень разнороден и отражает исторический конфликт между двумя сильными религиозными традициями: культом солнечного бога Амона-Ра и  культом Осириса. С одной стороны, тексты Книги усиленно подчеркивают роль бога солнца и его божественной свиты. Определенные магические формулы должны помочь умершему вступить на борт солнечной лодки и наслаждаться блаженной жизнью, сопровождая бога солнца в его ежедневном путешествии. С другой стороны, тексты отражают традиции древнего погребального культа Осириса, который в соответствии был убит своим братом Сетом и воскрешен своими сестрами Изидой и Нефтидой. После возращения к жизни он стал правителем Царства Мертвых. По этой традиции умерший ритуально отожествляется с Осирисом, и его можно воскресить.

Солнечный бог Амон-Ра во время своего ежесуточного путешествия проходил сложную последовательность событий. Днем он пересекал небо в солнечной барке, а область, которую он проходил ночью, и была страной душ-дуатом.

Древние египтяне верили, что земля плоская, а весь обитаемый мир, то есть Египет, окружен цепью могучих непроходимых гор. Солнце поднималось утром на востоке через отверстие в этой горной гряде и исчезало в другом отверстии на западе. За горами лежал дуат, он располагался параллельно горной цепи на земной или небесной равнине. Дуат окружала другая горная цепь, таким образом, Царство Мертвых находилось в долине и отделялось от Египта и от светил-солнца, луны и звезд, освещавших небо. Дуат был страной тьмы и мрака, страха и ужасов. Он был разделен на двенадцать областей согласно количеству ночных часов. В каждую область вели врата, которые охраняли три божества, и каждая была полна опасностей для членов экипажа солнечной лодки. Они должны были преодолевать огненные пространства, где жара и горячий пар сжигали ноздри и горло. Ужасные фантастические создания угрожали им на пути, и с ними надо было сражаться. Главный враг солнечного бога, гигантский змей Апоп воплощение брата Осириса Сета-вновь и вновь пытается поглотить солнечный диск.

Царство Осириса располагалось в области дуата «Тростниковые Поля». Чтобы быть допущенной в царство, душа должна была пройти суд в Зале Двух Истин или в Зале Маат. Бог Анубис с головой шакала взвешивал на весах поступки мертвого. На одной из чаш лежало его сердце, а на другой перо, символ богини Правды, Маат. Бог Тот с головой ибиса, писец Царства Мертвых, записывал приговор суда. Чудовище, сочетавшее в себе признаки крокодила, льва и бегемота, стояло наготове, чтобы проглотить осужденную душу.

Путешествие через мрачную долину загробного мира представляло опасность как для людей, так и для богов. Единственным надежным проходом через дуат был путь бога Солнца, поскольку восход солнца каждый день объявлял его победу и возрождение. Для последователей Ра целью загробной жизни было вступить в солнечную лодку и вечно сопровождать бога Солнца в его пути. Последователей       Осириса солнечная лодка должна была доставить в его царство, где они сходили на берег и в случае успешного исхода суда оставались навечно.

  Пирамиды - погребальные монументы фараонов и символ древнеегипетской цивилизации - возникли далеко не сразу. Строить гробницы по типу домов египтяне научились в период герзейской культуры. Наиболее богатые члены общины украшали свои усыпальницы настенными рисунками, связанными с верой в загробную жизнь, тотемами, магией, некоторыми космогоническими концепциями. Египтолог Пьер Монтэ так описывает частную гробницу:

«Подземная камера на дне шахты предназначалась для покойного. Когда его укладывали в саркофаг и совершали последние обряды, камеру замуровывали, шахту засыпали, и никто больше не смел тревожить его покой. Но над шахтой сооружали настоящий маленький храм, открытый для живых. Он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями: восхищенные потомки могли узнать о деяниях и добродетелях покойного. Иногда на таком дворе возле маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Со двора посетитель входил в прекрасно украшенный зал. Даже потолок был ярко расписан растительным или геометрическим многокрасочным орнаментом. На стенах и на колоннах изображали наиболее характерные сценки из жизни усопшего... Совершив обход всего зала, посетитель входил в широкий коридор. На одной его стене он видел покойного на ладье, плывущей в Абидос, и другие эпизоды похорон, совершенных по всем правилам. Коридор приводил в последний зал, где были изображены богоугодные деяния покойного. Он поклоняется богам, совершает в их честь возлияния, подает им зажженную курильницу, поет гимны. А взамен получает свежую пищу как награду за свою веру и предусмотрительность». При фараоне Хеопсе (Хуфу) для обозначения пропасти между царями и смертными (даже если эти смертные - высшая знать) ведено было усыпальницы сановников изготавливать одинакового размера. В них уже не было ни настенпой росписи, ни отдельного культового помещения, исчезли скульптуры умерших, обязательные во времена Снофру. Статуя умершего в полный рост дозволялась лишь в усыпальнице царя [3]. 

  Как и древнеегипетская, тибетская культура была всецело обращена к духовному началу и до настоящего времени сохранило богатство знаний о глубочайших тайнах внутренней жизни и сознания. Однако изучение смерти-единственной определенности, которую дает нам жизнь,-должно быть центральным моментом исследования сознания независимо от культурных традиций, поэтому что понимание смерти является ключом к освобождению в жизни. В тибетской религиозно-филосовской традиции смерть, так же как и жизнь, требует совершенно сознательного отношения. Для просвещенного человека время, место и обстоятельства смерти уже не могут быть случайными. Умирание как бы «предпринимается сознательно». Дух трансформируется, а тело распадается на элементы и исчезает бесследно.  Такой феноменальный исход, полное освобождение духа, называется «Великим Переходом» и возможен лишь в редчайших случаях. Несколько чаще, хотя тоже чрезвычайно редко, человек достигает состояния «Радужного Тела». В этом случае через семь дней после смерти от тела остаются только волосы и ногти-«нечистые части». Подобная смерть была в последний раз зарегистрирована в Китае. Если освобождение не достигнуто человеком при жизни, существует возможность достигнуть его вскоре при смерти. Для этой цели предназначена Книга мертвых. Тибетская Книга мертвых более позднего происхождения, чем Египетская. Несомненно, основанная на более древних устных источниках, в письменной форме она появилась впервые в VIII в. н. э. и была написана Падма-Самбавой, проповедником буддизма в Тибете. Эта книга-руководство к прохождению Бардо, промежуточных состояний между смертью и следующем воплощением. Она содержит в себе весьма точную информацию даже в отношении длительности пребывания в том или ином состоянии. Целью книги является помочь умершему опознать посмертные состояния, в которых возможно освобождение. Это опознание уподобляется узнаванию матери сыном. Знание, полученное при жизни с помощью наставлений и практики,-Сын Мудрость, после смерти встречает и узнает Мать Мудрость-свет и истинную чистоту.

В первой части книги описаны отделение духа от тела и состояния, непосредственно следующие за смертью. В этом первом Бардо в момент смерти дух получает ослепительное видение Первичного Чистого Света Истиной Реальности. В этот же момент дух может освободиться, если способен опознать Свет и не испугаться его не человеческой яркости. Те, кто упускает эту возможность в силу недостаточной подготовленности, получают второй шанс, когда Вторичный Чистый Свет нисходит на них. Если эта возможность упущена, они должны пройти сложную последовательность состояний в следующем Бардо, в которых их сознание все больше отдаляется от освобождающей истины и приближается к новому воплощению.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.