1.1 Целевая установка изучения раздела
Раздел «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов» является основополагающим разделом изучения дисциплины «Техническая эстетика», дающим основные понятия физиологии восприятия и особенности психологии восприятия человеком предметной формы, основные понятия теории композиции и их особенности применительно к деятельности дизайнера. В разделе характеризуются категории, свойства и качества композиции и раскрываются закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы.
Основной задачей изучения раздела можно считать уяснение категорий, основных средств и качеств композиции и закономерностей их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы. Знания, полученные при изучении раздела необходимы для перехода к полноценному изучению последующих тем дисциплины.
Раздел «Основные принципы формообразования промышленных изделий и комплексов» состоит из трех лекций и двух семинаров.
Лекция 1. Психология восприятия и требования к предметной форме.
Лекция 2. Основные понятия теории композиции и их особенности применительно к деятельности дизайнера. Категории композиции и их значение в формообразовании промышленного изделия.
Лекция 3. Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы.
Плановая таблица распределения учебного времени в разделе «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»
№ раз.
Тема раздела
Количество часов
Всего
Л
СЕМ
ЛР
СРС
3
Основы формообразования промышленных изделий и комплексов
18
6
4
8
1.2 Целевая установка изучения темы «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы» раздела 3 «Основы формообразования промышленных изделий и комплексов»
Основной задачей изучения темы «Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы» является изучение особых средств гармонизации формы, которые в художественном конструировании носят название средств композиции, особенностей их применения в технике, а так же свойств и качеств композиции, возникающих вследствие их применения. Знакомство со связями, возникающими между основными категориями композиции и средствами гармонизации формы; место и значение компонентов теории в творческом процессе.
1.3 Лекционный этап обучения
Лекция « Средства композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы»
Выбранный метод: традиционная лекция.
Выбор метода проведения обусловлен тем, что данная лекция составляет основу теоретического обучения по данной дисциплине, так как является базовой и должна давать систематизированные знания, концентрировать внимание обучающихся на узловых вопросах, стимулировать их познавательную и творческую деятельность, способствовать развитию системного подхода в решении проблем дизайнерского проектирования. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, обязательно сопровождающееся демонстрацией аналогов, плакатов, композиционных схем.
Учебные и воспитательные цели:
- изучить средства, свойства и качества композиции и закономерности их применения в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы;
- научить применять полученные теоретические знания в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию;
- способствовать подготовке студентов к самостоятельной дизайнерской деятельности по созданию предметной среды высокого технического и эстетического уровня;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса будущих дизайнеров;
- определить направление для самостоятельной работы по изучению дисциплины;
- развивать творческое мышление и воображение,
- способствовать развитию креативности мышления и системного взгляда на проектирование;
Для успешного освоения темы 3 необходимы знания, полученные ранее студентами на таких учебных дисциплинах, как «Основы цветоведения», «Основы эргономики», «Основы композиции», «Общая психология», «Рисунок», «Черчение» и др. В дальнейшем успешное освоение студентами тем 4, 5, 6 базируется на знаниях, полученных при изучении темы 3. В свою очередь, знания и умения, приобретенные студентами в процессе изучения данной дисциплины, способствуют более качественному усвоению других учебных дисциплин («Проектирования интерьера», «Дизайн архитектурной среды», «Проектирование мебели») и развитию системного взгляда на проектирование.
При преподавании необходимо ориентироваться на достижения современной науки и техники, но опираться на лучшие дизайнерские разработки, «проверенные» временем. Изучение дисциплины направлено на стимулирование самостоятельной работы обучающихся по повышению своей профессиональной подготовки.
Семантические единицы:
Семантическая единица
Изучались ранее
Не изучались ранее
1
Контраст
+
2
Нюанс
Масштаб
Ритмический ряд
5
Метрический ряд
Тени и пластика
7 7.1 7.2 7.3 7.4
Пропорции:
арифметические, геометрические, гармонические, золотое сечение
+ + + +
Зрительная легкость и тяжесть
9
Динамичность
10
Статичность
11
Симметрия
12
Асимметрия
13
Единство характера
Всего 17
7
Общее количество семантических единиц - 17, из них 7 - изучаются впервые, остальные - рассматривались ранее на дисциплине «Основы композиции», что облегчает восприятие и усвоение материала.
Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная (учебный материал доводится преподавателем до обучающихся в составе курсового потока). Управление познавательной деятельностью обучающихся: Р-Р-Р, т.е.: вид разомкнутый - процесс рассеянный - тип ручной (в целом обратная связь отсутствует, но присутствуют её элементы при переходе от одного вопроса к другому, при обсуждении учебных наглядных пособий и в заключительной части лекции; информационный процесс распространяется на всю аудиторию; процесс управления деятельностью осуществляет преподаватель). Средства обучения - материалы лекции по данной теме, учебные книги согласно списка литературы, плакаты, схемы и аналоги, которые используются в учебном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности преподавателя и обучающихся, что позволяют достичь поставленных целей обучения и экономить время изложения вопроса.
Учебно-материальное обеспечение:
- плакаты, композиционные и эргономические схемы (студентами кафедры «Дизайн» во время учебной практики был выполнен ряд учебных пособий по дисциплине «техническая эстетика». Некоторые из пособий по данной теме можно увидеть в прил.2);
- учебно-методическая литература;
- аналоги дизайнерских разработок.
Логика изучения темы, учебные вопросы и расчёт времени:
I Вступительная часть
5 мин
II
Учебные вопросы:
Средства композиции и их применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы:
70
Подвопросы:
1.1
Контраст как средство композиции
1.2
Нюанс как средство композиции
1.3
Масштаб и масштабность
1.4
Ритмический и метрический ряд
1.5
1.6
Пропорции
1.6.1
Виды пропорций и пропорционирование
Свойства и качества композиции как следствие применения композиционных средств
40
2.1
2.2
Статичность и динамичность
2.3
Симметрия и асимметрия
2.4
III
Заключительная часть
Всего:
120 мин
Страницы: 1, 2, 3, 4