|
|
|
|
 
  Вы находитесь: главная ||ART || Мхитар Егиазарович Асланян  

 

Поиск по сайту

Мхитар Егиазарович Асланян

Родился в 1952 году в Тбилиси. В 19 73 году окончил Ереванское художественное училище имени П.Терлемезяна.

Учился у известных мастеров, в числе которых была ученица Осъмеркина – Вергине Аирапетян. Его учителями были такие художники, как Степан Григорян и Зулум Григорян.

Защищал диплом у народного художника СССР, члена Академии художеств СССР Григора Ханджяна.

В 1986 году переехал на Кубань. В Краснодаре живет с 2000 года.

Станковой живописью занимается с семидесятых годов.


Это произошло в 1972 году. Преподаватель Ереванского художест­венного училища 3. Григорян принимал участие в парижской выставке, посвященной Дням культуры Армении во Франции. В то время любой выезд за пределы СССР был огромным событием в жизни каждого выезжаю­щего. На все франки, которые можно было поменять на рубли, он купил всем своим студентам по кисточке или мастихину. На себя не потратил ни франка. Это был пример отношения человека к своему делу, который сту­дент училища Мхитар Асланян усвоил на всю жизнь.

Краснодарский художник Мхитар Асланян представляет армянскую школу живописи, сложившуюся к середине XX века и уходящую корня­ми с одной стороны в национальную культурную традицию, а с другой - в истоки европейского модернизма начала XX века. Уникальность этой школы - в особенностях сочетания традиций и новаторства. Не отказыва­ясь от тематической картины и тра­диционных жанров (портрет, пей­заж, натюрморт), армянская школа абсолютно «раскрепостила» цветовую палитру, насытив ее яркими, насы­щенными цветовыми сочетаниями. Такой амбивалентный характер этого культурного феномена вытекает, ви­димо, из особенностей национального характера, предельно динамичного и одновременно склонного во всем сохранять традиции. Асланян в своем творчестве идет по пути синтеза тех стилеобразующих приемов, которые несут в себе ярко выраженную живописность, материальность и одновременно пластическую метафору и символ. На его творчество повлиял целый ряд художников, представляющих переломный этап в развитии искусства конца XIX- начала XX веков: П. Сезанн и его русские наследники (кубисты и мастера «Бубнового валета), М. Врубель и П. Филонов, Н. Пbросмани и К. Петров-Водкин; а из числа художников второй половины XX века: М. Аветисян, Л. Гудиашвили, Е. Ахвледиани.

Раннее творчество М. Асланяна представляло собой развитие традиций реалистического искусства. Затем было увлечение искусством Серебряного века и ранним модернизмом. Свой уникальный почерк сложился у него к середине девяностых годов XX века. Он представляет собой синтез различных художественных языков Запада и Востока, что позволяет создать многослойную художественную парадигму. Художник извлекает предмет из бытовой среды, помещает в рамку. Так начинается мифологизация действительности и, следовательно, - искусство. Все как в жизни, и все иначе. Его интересуют фундаментальные вещи: жизнь, смерть, семья, предки, друзья, женщины. Ряд живописных и графических произведений представляют собой вариант актуального искусства, в них позиция художника по ряду поли­тических проблем выражена прямо, резко и недвусмысленно. Но таких работ немного. В основном творчество Асланяна — это своего рода медитация, философское размышление о жизни, когда освобождаешься от конкретного времени, привязанности к сиюминутным проблемам.

Социокультурная основа его творчества -с одной стороны в традициях древней национальной армянской культуры, а с другой — в привязанности впечатлениям детства, юности, проведенных в одном из центральных районов Тбилиси, хранившим память о старом Тифлисе. Перефразируя Марселя Пруста, можно определить творчество Асланяна как поиск утраченного времени, утраченной юности. Поэтому твор­чество художника основано на любви к миру - цветам, деревьям, горам, людям, животным... Отсюда и гедонистическое миросозерцание, и стихийный пантеизм, и брутальность.

М. Асланян не отдает предпочтения какому-то одному жанру. Пейзаж, натюрморт, «обнаженка», жанрово - символическая композиция - все наполнено внутренней драматической страстью. Энергия широкого экспрессивного мазка, фовистское звучание цвета — все это способно передать шум ветра и пение птиц, голоса людей и звуки музыки. Но динамика его работ рождена не линеарностью, не рисунком, а пластикой цвета. Она основана на законах синестезии, близка ладо-гармонической музыкальной системе, когда после конфликта идет разрешение, катарсис.

Как многие художники XX века, Асланян работает сериями. Раннее его творчество посвящено Грузии и Армении - местам, связанным с детством и юностью. Среди первых работ «Мой дом. Тбилиси »(1972 г.) – небольшой городской пейзаж, написанный на последнем курсе Ереванского художественного училища. Это работа этюдного плана, где молодой художник мастерски передает состояние тихого зимнего вечера в старом Тбилиси. Она скомпонована так, что занесенный снегом невысокий дом с пристройками, напоминающими апсиды собора, «движется» на зрителя, чему способствуют элементы обратной перспективы. Пастозная живопись, как бы «стекающая» с широкой кисти на холст, создает лирическое настрое­ние безмятежного покоя, уюта. Пейзажи, написанные значительно позднее, сохраняют широкую, пастоз­ную манеру письма. Но в них усиливается динамика ритмически организованных цветовых пятен, позволяющих художнику балансировать между фовизмом и экспрессионизмом. В ряде пейзажей («Сванетия», «Военно-грузинская дорога», «Кубань») М. Асланян верен реалистической или импрессионистической эстетике, хотя они более декоративны, чем традиционный реализм или импрессионизм. Другие работы («Тбилиси», «Хива», «Село Кущи» ) близки фовизму. Пере­давая свои ощущения при помощи интенсивного цвета, упрощая рисунок и создавая неглубокое пространство, художник добивается непосредственности в изображении натуры.

Натюрморты у Асланяна написаны также непосредственно. Он пишет плоды, цветы, простые предметы: «Орхидея», «Сухие подсолнухи», «Маки», «Натюрморт с самоваром». Натюрморт часто входит составной частью в жанровую картину или пейзаж. Картина «Старый Тбилиси. Набережная» прочитывается как символ плодородия и богатства, красоты и просторов Кавказа. На переднем плане - натюрморт на подносе с грузинским хлебом, гранатами, грушами, кусками арбуза, рыбами и кувшином вина, средний план занимает река с городскими домами по ее берегам, задний план - это большая величественная гора, возвышающаяся над городом. Перед нами - образ вселенной, как ее понимает художник. Знаковой работой является «Натюрморт с книгой», в которой выражена концепция единства культуры и природы.

В портретах М. Асланян сочетает западный психологизм с восточной орнаментальностью компоновки фона. Образы портретируемых часто имеют торжественный, пантеистический характер. Художник не противопоставляет человека природе. Чувственная красота мира распространяется и на людей. Эффект согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов близок технике импрессионистического дробного мазка с усиливающимися элементами экспрессии. Образ человека предстает перед нами в орнаменте из гибких виноградных лоз и цветов («Автопортрет», «Братья», «Портрет деда», «Поэт П. Севак»), на фоне острых конфликтных ритмов Кавказских гор ( «Портрет скульптора Е. Кочара», «Армянки»). Есть и традиционно реалистические работы («Портрет А. Погосяна »), в которых преобладает психологизм, отражение внутреннего мира портретируемых. Но часто портреты конкретных людей перерастают в собирательные образы («Карабахская женщина»), их композиции близки стилистике искусства Древнего Востока - персонажи изображаются в позе предстояния. В других портретах («Портрет С. Параджанова») черты экспрессионизма, динамики усиливаются. Образ великого режиссера лепится, как скульптура, широкими эмоциональными мазками, превращая его и пространство вокруг в красочное месиво. Чем больше жизни, тем явственнее ощущение неизбежности драмы, катастрофы. Но жизнь и смерть - части одного целого - эта идея в основе серии портретов великого армянского композитора и певца начала XX века Комитаса, жившего в период геноцида армянского народа и отразившего это в своих произведениях.

Сложная динамическая композиция и суровая, редкая для М. Асланяна, почти монохромная цветовая гамма ( с преобладанием или трагического красного или темно- синего с черным) создают состояния гибели, разрушения. В одной из работ он вводит символический образ аиста, поющего печальную песню. Профильный портрет Комитаса на фоне падающих зданий вторит образу птицы, наделяется метафорическим смыслом. Жанровые работы М. Асланяна сближаются с традицией русского, армянского и грузинского искусства начала XX века и средневекового христианского искусства, основанного на иносказании и символизме. Среди композиционных приемов XX века в компоновке пространства применяется принцип кинематографического монтажа, которым начали пользоваться родоначальники «сурового стиля» еще в 60-е годы XX века. С другой стороны композиция жанровых произведений восходит к иконам, в которых помимо основного персонажа присутствовали клейма.

Все жанрово- символические композиции М. Асланяна так или иначе основаны на исторических или социально-бытовых событиях в жизни армянского и грузинского народов. Картина «Три поколения» своим глубоким метафорическим смыслом напоминает икону. Место Бога-отца занимает старший по возрасту - дед, ниже его сын и внук. На фуражке сына художник изображает голубя (в армянской мифологии символизирующего радость, свадьбу), на голове внука- поднос с тремя гранатами (символ мужского начала) и груша (символ нежности, женственности). Они представлены на фоне старого Тифлиса, выше мы видим вершины Кавказских гор.

Близкой по смыслу является и картина «Братья», на ко­торой суровые лица мужчин вписаны в орнамент из ветвей и плодов граната. Образ граната часто появляется в работах М. Асланяна как метафора цивилизации и культуры мужского патриархального типа. Серия жанрово - символических картин, изображающих грузинских кинто, посвящена неунывающему народу, который в любой ситуации умеет сохранить веселость и чувство юмора. Кинто - это грузинский ремесленник, рыбак, торговец, художник — хранитель духовных традиций старого Тифлиса. («Кинто. Торговец груш», «Кинто. Торговец фруктами» и др.). Эти картины, использующие сложную символику, хранящую память о национальной грузинской культуре, основаны на игровой эстетике постмодернизма. На одной из работ художник изображает себя в виде кинто. В этом суть его жизнеутверждающего, карнавального мироощущения, позволяющего ему при всех сложностях бытия оставаться оптимистом.

Творчество М. Асланяна сближается с постмодернистской позицией стилистического плюрализма, для которого характерна игровая свобода, театральность, «богатство значений», ирония. Такая позиция позволяет ему находиться в постоянных поисках, не останавливаться и не эксплуатировать однажды найденный прием. Для него важнее искать, чем находить. И в этом смысле он поистине художник XXI века.

Т. Соколинская

Copyright 2005. Alsari.