Арарат Петросян. Франги: историко-этнографическое
исследование
Заключение
На основании приведенного рассмотрения
исторических условий, складывавшихся вокруг пропаганды католицизма
среди армянского населения еще с ХIII-го века; а также проведенного
описания культуры этноконфессиональной группы армяно-католиков (франгов)
имеет смысл сделать следующие предварительные выводы.
1. Исторически, со средних веков, (ХIII-ХIV
вв) складывалось так, что армяне переходили в лоно католической церкви
целыми сельскими общинами. Причем, этот процесс носил необратимый
характер; сразу же в новых местах основывались монастыри. Замечено
также, что в одном из первоначальных районов распространения католичества
среди армян - в Артазе (область к северо-востоку от озера Ван) проживало
население, которое являлось продуктом смешения разных этнических слоев:
армян и аланов.
2. Среди франгов выделяются армяно-католики
(униаты) и армяно-католики, находящиеся под юрисдикцией римского престола.
И как явствует история г.Тифлиса между армяно-католиками и собственно
католиками складывались порой далеко не радужные отношения. Хотя известно,
что в г.Краснодаре находили возможным вести богослужение и на польском,
и на армянском языках.
3. Основные районы расселения франгов не
образуют собой единый территориальный массив и находятся порой в значительном
отдалении друг от друга. Только лишь с начала ХIХ века в результате
миграции армян из Турции в Российскую империю Месхет-Джавахетия (современные
Ахалцихский, Ахалкалакский и Богдановский районы республики Грузия)
становится местом средоточения отдельных франгских общин. Опять же
отличающихся друг от друга по диалекту армянского языка; месту прежнего
проживания в Западной Армении; в некоторых чертах традиционной культуры.
4. Видимо, слово "франг" было поначалу
экзоэтнонимом и по началу обозначало в Турции принадлежность к христианской
реигии вообще. Впоследствии оно было воспринято армяно-католиками
и теперь уже его можно признать в качестве экзоэтнонима. Хотя некоторые
группы франгов не стремятся назвать себя франгами и старательно открещиваются
от такого самоназвания. В третьем случае люди осознают себя франгами,
но не желают открыто признавать это. Кроме слова франг, армяне-григориане
пользуются еще словом "поч-ктрац" (букв.: "безхвостые") для обозначения
армяно-католиков.
5. Нами выделено пять локальных групп
франгов: Богдановского района района, Ахалкалакского района, Ахалцихского
района, г.Тифлиса, г.Ардвина. В наибольшей степени самобытность традиционной
культуры проявляется в среде франгов первых трех районов; за счет
того, что здесь франги по большей части проживают однородными франгскими
общинами и достаточно защищены от влияния представителей других этнических
культур (к примеру, грузин).
6. Вряд ли можно сказать, что франгов этих
пяти районов можно объединить в некую культурную общность. Исключая
случаи, когда франги переселяются из одного района в другой, но сохраняют
прежние традиции и бытовые привычки (пример: франги Ахалкалака, переселившиеся
из Ахалциха).
7. Безусловно, в наши дни менее заметно
проводится граница между армяно-католиками и армянами-григорианами
в силу набирающих оборот консолидационных процессов в рамках общей
армянской нации. Однако франгские общины Месхет-Джавахетии отличаются
стойкой живучестью: они организуют жительство для католических священников
и исправно посещают церковные богослужения. Потомки франгов, поселившись
в городах Грузии и России все же хранят память о своей принадлежности
к данной этноконфессиональной группы. Данная работа отнюдь не исчерпывает
всей проблематики темы, не были рассмотрены персидские франги, польские
франги. А по некоторым из районов расселения франгов (г.Тифлиса, г.Ардвина)
нет или почти не существует этнографических данных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Авакян Н.Х. Об ареалах народного
костюма армян (ХIХ вв)// КЭС, 1976 Вып.6, С.188-201.
-
Акимов В.Н. Свадебные обряды
ахалцихских армян//Этнографическое обозрение. Кн. 1, 1889г.
-
Армянская Советская Энциклопедия.
(на арм.) Т.1-12.
-
Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И.
Армяне // РН 1978, Вып. 8, С.262-271.
-
Атабадзе Ю.Д.. Волкова Н.Г.
Старый Тбилисси. Город и горожане в ХIХ в., М.1990.
-
Бдоян В.А. Кровнородственный
"азг" и родственные отношения у армян //СЭ.1952 N 1. С.189 - 192.
-
Бдоян В. Армянские народные
игры (на арм.), Ереван, 1963.
-
Бинкевич Е. Армяне//Религиозные
верования народов СССР.Т.2, М., Л., 1931. С, 105 - 139 Илл.
-
Брегадзе Н.Л. К вопросу об
этническом составе Грузии в ХVII в.//КЭС 1976. Вып. 6, С.238-253
Илл.
-
Вардумян Д.С. Некоторые материалы
по этнографии армян//КСИЭ, 1960. Вып.33, С.31-38 Илл.
-
Вермишев Х.А. Экономический
быт государственных крестьян в Ахалкалакском и Ахалцихском уездах
Тифлисской губернии//Материалы для изучения экономического быта
государственных крестьян Закавказского края. С.II, Тифлисс, 1886.
-
Волкова Н.Г. Этнические процессы
в Грузинской ССР//этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе.
М., 1978.
-
Волкова Н.Г., Джавахишвили
Г.Н. Бытовая культура Грузии ХIХ-ХХ вв.: традиции и инновации
М., 1982.
-
Державин Н.С. Из жизни артвинских
армян (об армяно-католиках)// СМОМПК Вып. 3, Тифлисс. 1906.
-
Ернизов А. Этнографический
материал, существующий на армянском языке//Кавказ, 1875 N 44.
-
Загурский Л. Поездка в Ахалцихский
уезд в 1972г.//Записи... кн. VIII Тифлис, 1873г.
-
Известия Кавказского отдела
Российского Императорского географического общества. Тифлис, 1915.
Т.23 N 1.
-
Известя Кавказского отдела
... Тифлис 1916 Т.24*
-
Известия Кавказского отдела...
Тифлис, 1880. Т.2.
-
Кавказский календарь на 1893г.
Тифлис, 1892, С.9-31.
-
Карская область//СМОМПК Вып.3
Отдел I, Тифлис, 1883.
-
Католическая церковь. Словарь
Брокгауза и Ефрона, СПб, 1895. Т.ХIХ А. С.740-746.
-
Лалаян Е. Джавахк//Азгаракан
андес. 1896. Т.1. С.240.
-
Леви-Стросс Клод. Структурная
антропология. М., 1985.
-
Лисициан С.Д. Крестьянское
жилище Высокой Армении//Известия Кавказского историко-археологического
института. Т.IV, Тифлис, 1926.
-
Лисициан С.Д. Очерки этнографии
дореволюционной Армении//КЭС, 1, М., 1955.
-
Лисициан С.Д. Армяне Нагорного
Карабаха. Ереван, 1922.
-
Ломсадзе Ш. Католицизм в Грузии//Грузинская
Советская Энциклопедия. Т.V, Тбилиси, 1980.
-
Марр Н.Я. Батум, Ардаган, Карс
- исторический узел межнациональных отношений Кавказа. Т., 1922.
-
Мачавариани. Город Артвин//СМОМПК
Вып.22, отдел II Тифлис, 1897г.
-
Микаэлян Г.Л. Нор-Баязет//Армянская
этнография и фольклорные материалы и исследования.11. Ереван,
1980 (на арм.).
-
Несколько слов о жизни и быте
крестьян Ахалкалакского уезда//Кавказ, N 211.
-
Ортели И.А. Фольклор и быт
Мокса, М., 1982.
-
Петросян Э. Сюжеты и образцы
народного драматического творчества.
-
По Ахалцихскому уезду//СМОМПК
Вып.7, Отдел I, Тифлис, 1889.
-
По Ахалцихскому уезду//СМОМПК
Вып.25, Тифлис, 1898г.
-
Тер-Саркисьянц А.Е. Брак и
свадебный цикл у армян (2 пол. ХIХ - нач.ХХ вв.)//КЭС. 1989, Вып.
9, С.246-284, Илл.
-
Топоров В.Н. О ритуале. Введение
в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных
памятниках, М.1988.
-
Топчишвили Р.А. Посемейные
списки Тифлисской губернии 1886г. как этнографический источник//СЭ
1989, N 6.
-
Шопен И. Исторический памятник
состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской
империи. СПб, 1852.
-
Янович. Очерки Карсской области//СМОМПК
Вып.34, Тифлис,1904.
|