|
|
|
|
 
  Вы находитесь: главная || История || Франги: историко-этнографическое исследование  

 

Арарат Петросян. Франги: историко-этнографическое исследование

Заключение

На основании приведенного рассмотрения исторических условий, складывавшихся вокруг пропаганды католицизма среди армянского населения еще с ХIII-го века; а также проведенного описания культуры этноконфессиональной группы армяно-католиков (франгов) имеет смысл сделать следующие предварительные выводы.

1. Исторически, со средних веков, (ХIII-ХIV вв) складывалось так, что армяне переходили в лоно католической церкви целыми сельскими общинами. Причем, этот процесс носил необратимый характер; сразу же в новых местах основывались монастыри. Замечено также, что в одном из первоначальных районов распространения католичества среди армян - в Артазе (область к северо-востоку от озера Ван) проживало население, которое являлось продуктом смешения разных этнических слоев: армян и аланов.

2. Среди франгов выделяются армяно-католики (униаты) и армяно-католики, находящиеся под юрисдикцией римского престола. И как явствует история г.Тифлиса между армяно-католиками и собственно католиками складывались порой далеко не радужные отношения. Хотя известно, что в г.Краснодаре находили возможным вести богослужение и на польском, и на армянском языках.

3. Основные районы расселения франгов не образуют собой единый территориальный массив и находятся порой в значительном отдалении друг от друга. Только лишь с начала ХIХ века в результате миграции армян из Турции в Российскую империю Месхет-Джавахетия (современные Ахалцихский, Ахалкалакский и Богдановский районы республики Грузия) становится местом средоточения отдельных франгских общин. Опять же отличающихся друг от друга по диалекту армянского языка; месту прежнего проживания в Западной Армении; в некоторых чертах традиционной культуры.

4. Видимо, слово "франг" было поначалу экзоэтнонимом и по началу обозначало в Турции принадлежность к христианской реигии вообще. Впоследствии оно было воспринято армяно-католиками и теперь уже его можно признать в качестве экзоэтнонима. Хотя некоторые группы франгов не стремятся назвать себя франгами и старательно открещиваются от такого самоназвания. В третьем случае люди осознают себя франгами, но не желают открыто признавать это. Кроме слова франг, армяне-григориане пользуются еще словом "поч-ктрац" (букв.: "безхвостые") для обозначения армяно-католиков.

5. Нами выделено пять локальных групп франгов: Богдановского района района, Ахалкалакского района, Ахалцихского района, г.Тифлиса, г.Ардвина. В наибольшей степени самобытность традиционной культуры проявляется в среде франгов первых трех районов; за счет того, что здесь франги по большей части проживают однородными франгскими общинами и достаточно защищены от влияния представителей других этнических культур (к примеру, грузин).

6. Вряд ли можно сказать, что франгов этих пяти районов можно объединить в некую культурную общность. Исключая случаи, когда франги переселяются из одного района в другой, но сохраняют прежние традиции и бытовые привычки (пример: франги Ахалкалака, переселившиеся из Ахалциха).

7. Безусловно, в наши дни менее заметно проводится граница между армяно-католиками и армянами-григорианами в силу набирающих оборот консолидационных процессов в рамках общей армянской нации. Однако франгские общины Месхет-Джавахетии отличаются стойкой живучестью: они организуют жительство для католических священников и исправно посещают церковные богослужения. Потомки франгов, поселившись в городах Грузии и России все же хранят память о своей принадлежности к данной этноконфессиональной группы. Данная работа отнюдь не исчерпывает всей проблематики темы, не были рассмотрены персидские франги, польские франги. А по некоторым из районов расселения франгов (г.Тифлиса, г.Ардвина) нет или почти не существует этнографических данных.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авакян Н.Х. Об ареалах народного костюма армян (ХIХ вв)// КЭС, 1976 Вып.6, С.188-201.
  2. Акимов В.Н. Свадебные обряды ахалцихских армян//Этнографическое обозрение. Кн. 1, 1889г.
  3. Армянская Советская Энциклопедия. (на арм.) Т.1-12.
  4. Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Армяне // РН 1978, Вып. 8, С.262-271.
  5. Атабадзе Ю.Д.. Волкова Н.Г. Старый Тбилисси. Город и горожане в ХIХ в., М.1990.
  6. Бдоян В.А. Кровнородственный "азг" и родственные отношения у армян //СЭ.1952 N 1. С.189 - 192.
  7. Бдоян В. Армянские народные игры (на арм.), Ереван, 1963.
  8. Бинкевич Е. Армяне//Религиозные верования народов СССР.Т.2, М., Л., 1931. С, 105 - 139 Илл.
  9. Брегадзе Н.Л. К вопросу об этническом составе Грузии в ХVII в.//КЭС 1976. Вып. 6, С.238-253 Илл.
  10. Вардумян Д.С. Некоторые материалы по этнографии армян//КСИЭ, 1960. Вып.33, С.31-38 Илл.
  11. Вермишев Х.А. Экономический быт государственных крестьян в Ахалкалакском и Ахалцихском уездах Тифлисской губернии//Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. С.II, Тифлисс, 1886.
  12. Волкова Н.Г. Этнические процессы в Грузинской ССР//этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978.
  13. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии ХIХ-ХХ вв.: традиции и инновации М., 1982.
  14. Державин Н.С. Из жизни артвинских армян (об армяно-католиках)// СМОМПК Вып. 3, Тифлисс. 1906.
  15. Ернизов А. Этнографический материал, существующий на армянском языке//Кавказ, 1875 N 44.
  16. Загурский Л. Поездка в Ахалцихский уезд в 1972г.//Записи... кн. VIII Тифлис, 1873г.
  17. Известия Кавказского отдела Российского Императорского географического общества. Тифлис, 1915. Т.23 N 1.
  18. Известя Кавказского отдела ... Тифлис 1916 Т.24*
  19. Известия Кавказского отдела... Тифлис, 1880. Т.2.
  20. Кавказский календарь на 1893г. Тифлис, 1892, С.9-31.
  21. Карская область//СМОМПК Вып.3 Отдел I, Тифлис, 1883.
  22. Католическая церковь. Словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1895. Т.ХIХ А. С.740-746.
  23. Лалаян Е. Джавахк//Азгаракан андес. 1896. Т.1. С.240.
  24. Леви-Стросс Клод. Структурная антропология. М., 1985.
  25. Лисициан С.Д. Крестьянское жилище Высокой Армении//Известия Кавказского историко-археологического института. Т.IV, Тифлис, 1926.
  26. Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении//КЭС, 1, М., 1955.
  27. Лисициан С.Д. Армяне Нагорного Карабаха. Ереван, 1922.
  28. Ломсадзе Ш. Католицизм в Грузии//Грузинская Советская Энциклопедия. Т.V, Тбилиси, 1980.
  29. Марр Н.Я. Батум, Ардаган, Карс - исторический узел межнациональных отношений Кавказа. Т., 1922.
  30. Мачавариани. Город Артвин//СМОМПК Вып.22, отдел II Тифлис, 1897г.
  31. Микаэлян Г.Л. Нор-Баязет//Армянская этнография и фольклорные материалы и исследования.11. Ереван, 1980 (на арм.).
  32. Несколько слов о жизни и быте крестьян Ахалкалакского уезда//Кавказ, N 211.
  33. Ортели И.А. Фольклор и быт Мокса, М., 1982.
  34. Петросян Э. Сюжеты и образцы народного драматического творчества.
  35. По Ахалцихскому уезду//СМОМПК Вып.7, Отдел I, Тифлис, 1889.
  36. По Ахалцихскому уезду//СМОМПК Вып.25, Тифлис, 1898г.
  37. Тер-Саркисьянц А.Е. Брак и свадебный цикл у армян (2 пол. ХIХ - нач.ХХ вв.)//КЭС. 1989, Вып. 9, С.246-284, Илл.
  38. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках, М.1988.
  39. Топчишвили Р.А. Посемейные списки Тифлисской губернии 1886г. как этнографический источник//СЭ 1989, N 6.
  40. Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб, 1852.
  41. Янович. Очерки Карсской области//СМОМПК Вып.34, Тифлис,1904.

 

 
Copyright 2005. Alsari.