|
|
|
|
 
  Вы находитесь: главная || История || Франги: историко-этнографическое исследование  

 

Арарат Петросян. Франги: историко-этнографическое исследование

Введение

Все больший интерес к этнографии в наши дни связан с явлением "этнического ренессанса" в бывших республиках СССР, а нынче странах СНГ. Поэтому общественность с увеличенным вниманием следит за появлением новых данных по этнокультурной истории народов, связанных историческими судьбами с Россией. Порой для вынесения решения по проблемной ситуации необходимо знакомство с обобщающими научными работами. Нельзя также упускать из виду, что подобные труды способны активно влиять на этническое самосознание народа. Ныне мы коснемся вопроса об истории католичества среди представителей древнейших христианских культур: армянской и грузинской. Здесь же мы попытаемся выделить основные черты духовной и материальной культуры армяно-католиков и грузино-католиков. Правомерно ли выделять их в отдельные этнические группы? И если да, то насколько?

На эти вопросы можно будет ответить лишь при условии детального рассмотрения всех компонентов культуры "франгов" (так в научной литературе принято называть представителей униатской армяно-католической церкви). Является ли единой данная группа в решении основных жизненноважных проблем существования человека в рамках общества?! А может быть, традиция каждой из подразделений группы сложилась самостоятельно, в отрыве от основной линии развития культуры и самосознания нации, на основе обильных заимствований из текстов соседних, пограничных культур и их плодотворной переработки. Каковы вообще мотивы смены религиозного исповедания?!

Вот тот примерный круг вопросов, который предстоит рассмотреть. Но сначала надо попытаться дать определения ключевым понятиям, используемым в данной работе. Для понятия "этническая группа" мыслится удачной следующая дефиниция. "Этническая группа" состоит из лиц, которые постигают себя как некий вид; данные лица объединены эмоциональными связями и стремятся к сохранению их типа "1. Сама же этническая группа определяется при этом как совокупность людей, которые мыслят себя подобными вследствие общего происхождения реального или фиктивного и таким же образом рассматриваются другими "2

Так представляет Бромлей точку зрения Т.Шибутани и К.Квана. Под культурой обычно понимают совокупность способов человеческой деятельности. Но как отмечают Арутюнов С.А. и Бромлей Ю.В. "этническую культуру не следует смешивать с культурой этноса " 3. Под культурой этноса понимается вся совокупность культурного достояния, присущая данному этносу в лице его отдельных представителей, локальных групп, этносоциальных организмов и т.п., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры этого достояния специфическую этническую окраску или же являются этнически нейтральными" 4. "Под этнической культурой подразумевается совокупность лишь тех культурных элементов, которые обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую функцию в рамках оппозиции "мы не мы", так и этноинтегрирующую функцию, способствуя осознанию своего единства различными, зачастую дисперсно разбросанными частями данного этноса" 5.

В истории отечественного кавказоведения не существует ни одной попытки к изучению проблемы смены исповедания в среде армян в пользу католичества. В зарубежной историографии известны работы ученых - членов католического ордена Мхитаристов, расположенного на острове Святого Лазаря (около Венеции, Италия) и в Вене - М.Чамгяна, Г.Амишана, Г.Зарбаналяна, посвященные истории Армении, армянской литературы; в которых обстоятельно рассматриваются условия, способствовавшие переходу армян в униатскую, армяно-католическую церковь. Представляет научный интерес также монография швейцарского исследователя М.А. ван ден Уденприйна, посвятившего много лет изучению литературных трудов католических монастырей юго-восточных областей Армении, монастырских школ и рукописных центров XIV века". История униатского движения в средневековой Армении и вопрос взаимоотношений армянской и католической церквей освящается в капитальном исследовании М.Орманяна Азгапатум (история науки), изданном в г.Бейруте. Все эти издания осуществлены на армянском языке и не встречаются в фондах библиотек г.Краснодара. Отрывочные сведения по католицизму в Армении и Грузии мной почерпнуты из работы Ю.Д.Анчабадзе и Волковой Н.Г. Старый Тбилисси (М., 1990), из доклада Фрэнсиса Дворника на XIII-ом Международном конгрессе исторических наук (состоявшемся в г.Москве, с 16 по 23 августа 1970г.) "Миссии греческой и западной церквей на Востоке в средние века" (М., 1970). Ценные сведения можно найти в работе Аревшатяна С.С. К истории философских школ средневековой Армении (Ереван, 1980).

Этнографические данные содержатся в различных выпусках СМОПМК (сборник материалов для описания племен и местностей Кавказа), выходившие в г.Тифлисе с начала XIX и по начало XX вв. Интересно содержание Известий Кавказского отдела Русского Географического общества и Кавказских календарей с точки зрения знакомства с католическими церковными праздниками и статистическими данными по числу католиков среди прочего населения и национальному составу в католической среде. Много ценной информации по свадебному циклу "ахалкалакских" франгов и вообще их энтографии было получено в беседе со следующими информантами: Петросян Гаспар Петросович, Петросян (Марикян) Србун Алексеевна и т.д.

Структура данной работы рассчитана на то, чтобы дать солидное историческое обозрение, касающееся истории возникновения католических линий в Малой Азии и на Кавказе, распространения католицизма самими униатами. Необходимо будет указать основные сложившиеся в истории районы распространения униатства. Важно выяснить в этом разделе также вопрос о национальной принадлежности франгов, их отношении к римско-католической церкви. Вторая глава непосредственно будет посвящена целям этнографического исследования 5 (пяти) этнокультурных районов расселения франгов. Необходимо условиться, что выбор 5-ти этнокультурных ареалов объясняется тем, что именно носители традиций этих районов (франгских) проживают на территории Краснодарского края РФ.

Информанты - из числа потомков некогда проживавших в этих районах франгов или недавно выехавшие (например, в 50-70-х гг. XXв. из Джавахка (Ахалкалакского и Богдановского района Грузии), и из Месхетии (Ахалцихский район)). В основном будут рассмотрены - свадебный цикл, похоронная обрядность, ритуалы вокруг новорожденного, народные верования и праздники (там, где это сохранилось в памяти у людей). Здесь культура будет подвергнута анализу как бы в статике, без учета изменений, произошедших в сознании франгов под воздействием ассимиляционных процессов. Третья глава аккумулирует в себе тенденции в развитии культуры и наличного самосознания потомков франгов, собственно, информантов по второй главе. Вслед за заключением планируются Приложения, в которых будут даны текстовые засипи песен, стихотворений, пословиц (т.е. фольклорный материал). Данная работа мыслится как первое звено в цепи дальнейших исследований весьма интересного мира униатского движения среди армян, которому в наши дни насчитывается около 7 (семи) столетий. В последующем, кажется, вполне уместным опубликование работ по всем сторонам жизни жителей отдельных сел и городов, где компактно проживают франги, сохранившие в самосознании элементы религиозной самоидентификации. Но основой для таких изданий должно быть обобщающее исследование со всеми включениями по определенным проблемам.

1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. с.18

2. То же. с.18

3.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. с.123

4. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Сов. этн. М., 1982. N 1. с.8

5. То же. с. 9

>>> Глава I.

 

Copyright 2005. Alsari.