Арарат Петросян. Франги: историко-этнографическое
исследование
Введение
Все больший интерес к этнографии в наши
дни связан с явлением "этнического ренессанса" в бывших республиках
СССР, а нынче странах СНГ. Поэтому общественность с увеличенным вниманием
следит за появлением новых данных по этнокультурной истории народов,
связанных историческими судьбами с Россией. Порой для вынесения решения
по проблемной ситуации необходимо знакомство с обобщающими научными
работами. Нельзя также упускать из виду, что подобные труды способны
активно влиять на этническое самосознание народа. Ныне мы коснемся
вопроса об истории католичества среди представителей древнейших христианских
культур: армянской и грузинской. Здесь же мы попытаемся выделить основные
черты духовной и материальной культуры армяно-католиков и грузино-католиков.
Правомерно ли выделять их в отдельные этнические группы? И если да,
то насколько?
На эти вопросы можно будет ответить лишь
при условии детального рассмотрения всех компонентов культуры "франгов"
(так в научной литературе принято называть представителей униатской
армяно-католической церкви). Является ли единой данная группа в решении
основных жизненноважных проблем существования человека в рамках общества?!
А может быть, традиция каждой из подразделений группы сложилась самостоятельно,
в отрыве от основной линии развития культуры и самосознания нации,
на основе обильных заимствований из текстов соседних, пограничных
культур и их плодотворной переработки. Каковы вообще мотивы смены
религиозного исповедания?!
Вот тот примерный круг вопросов, который
предстоит рассмотреть. Но сначала надо попытаться дать определения
ключевым понятиям, используемым в данной работе. Для понятия "этническая
группа" мыслится удачной следующая дефиниция. "Этническая группа"
состоит из лиц, которые постигают себя как некий вид; данные лица
объединены эмоциональными связями и стремятся к сохранению их типа
"1. Сама же этническая группа определяется
при этом как совокупность людей, которые мыслят себя подобными вследствие
общего происхождения реального или фиктивного и таким же образом рассматриваются
другими "2
Так представляет Бромлей точку зрения
Т.Шибутани и К.Квана. Под культурой обычно понимают совокупность способов
человеческой деятельности. Но как отмечают Арутюнов С.А. и Бромлей
Ю.В. "этническую культуру не следует смешивать с культурой этноса
" 3. Под культурой этноса понимается вся
совокупность культурного достояния, присущая данному этносу в лице
его отдельных представителей, локальных групп, этносоциальных организмов
и т.п., независимо от того, имеют ли различные элементы и структуры
этого достояния специфическую этническую окраску или же являются этнически
нейтральными" 4. "Под этнической культурой
подразумевается совокупность лишь тех культурных элементов, которые
обладают этнической спецификой, выполняя как этнодифференцирующую
функцию в рамках оппозиции "мы не мы", так и этноинтегрирующую функцию,
способствуя осознанию своего единства различными, зачастую дисперсно
разбросанными частями данного этноса" 5.
В истории отечественного кавказоведения
не существует ни одной попытки к изучению проблемы смены исповедания
в среде армян в пользу католичества. В зарубежной историографии известны
работы ученых - членов католического ордена Мхитаристов, расположенного
на острове Святого Лазаря (около Венеции, Италия) и в Вене - М.Чамгяна,
Г.Амишана, Г.Зарбаналяна, посвященные истории Армении, армянской литературы;
в которых обстоятельно рассматриваются условия, способствовавшие переходу
армян в униатскую, армяно-католическую церковь. Представляет научный
интерес также монография швейцарского исследователя М.А. ван ден Уденприйна,
посвятившего много лет изучению литературных трудов католических монастырей
юго-восточных областей Армении, монастырских школ и рукописных центров
XIV века". История униатского движения в средневековой Армении и вопрос
взаимоотношений армянской и католической церквей освящается в капитальном
исследовании М.Орманяна Азгапатум (история науки), изданном в г.Бейруте.
Все эти издания осуществлены на армянском языке и не встречаются в
фондах библиотек г.Краснодара. Отрывочные сведения по католицизму
в Армении и Грузии мной почерпнуты из работы Ю.Д.Анчабадзе и Волковой
Н.Г. Старый Тбилисси (М., 1990), из доклада Фрэнсиса Дворника на XIII-ом
Международном конгрессе исторических наук (состоявшемся в г.Москве,
с 16 по 23 августа 1970г.) "Миссии греческой и западной церквей на
Востоке в средние века" (М., 1970). Ценные сведения можно найти в
работе Аревшатяна С.С. К истории философских школ средневековой Армении
(Ереван, 1980).
Этнографические данные содержатся в различных
выпусках СМОПМК (сборник материалов для описания племен и местностей
Кавказа), выходившие в г.Тифлисе с начала XIX и по начало XX вв. Интересно
содержание Известий Кавказского отдела Русского Географического общества
и Кавказских календарей с точки зрения знакомства с католическими
церковными праздниками и статистическими данными по числу католиков
среди прочего населения и национальному составу в католической среде.
Много ценной информации по свадебному циклу "ахалкалакских" франгов
и вообще их энтографии было получено в беседе со следующими информантами:
Петросян Гаспар Петросович, Петросян (Марикян) Србун Алексеевна и
т.д.
Структура данной работы рассчитана на
то, чтобы дать солидное историческое обозрение, касающееся истории
возникновения католических линий в Малой Азии и на Кавказе, распространения
католицизма самими униатами. Необходимо будет указать основные сложившиеся
в истории районы распространения униатства. Важно выяснить в этом
разделе также вопрос о национальной принадлежности франгов, их отношении
к римско-католической церкви. Вторая глава непосредственно будет посвящена
целям этнографического исследования 5 (пяти) этнокультурных районов
расселения франгов. Необходимо условиться, что выбор 5-ти этнокультурных
ареалов объясняется тем, что именно носители традиций этих районов
(франгских) проживают на территории Краснодарского края РФ.
Информанты - из числа потомков некогда
проживавших в этих районах франгов или недавно выехавшие (например,
в 50-70-х гг. XXв. из Джавахка (Ахалкалакского и Богдановского района
Грузии), и из Месхетии (Ахалцихский район)). В основном будут рассмотрены
- свадебный цикл, похоронная обрядность, ритуалы вокруг новорожденного,
народные верования и праздники (там, где это сохранилось в памяти
у людей). Здесь культура будет подвергнута анализу как бы в статике,
без учета изменений, произошедших в сознании франгов под воздействием
ассимиляционных процессов. Третья глава аккумулирует в себе тенденции
в развитии культуры и наличного самосознания потомков франгов, собственно,
информантов по второй главе. Вслед за заключением планируются Приложения,
в которых будут даны текстовые засипи песен, стихотворений, пословиц
(т.е. фольклорный материал). Данная работа мыслится как первое звено
в цепи дальнейших исследований весьма интересного мира униатского
движения среди армян, которому в наши дни насчитывается около 7 (семи)
столетий. В последующем, кажется, вполне уместным опубликование работ
по всем сторонам жизни жителей отдельных сел и городов, где компактно
проживают франги, сохранившие в самосознании элементы религиозной
самоидентификации. Но основой для таких изданий должно быть обобщающее
исследование со всеми включениями по определенным проблемам.
________________________
1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983. с.18
2. То же. с.18
3.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса М., 1983.
с.123
4. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности
вхождения инноваций в культуру этноса // Сов. этн. М., 1982. N 1.
с.8
5. То же. с. 9
>>> Глава I.