Рефераты. Правовые основы бухгалтерской и статистической отчетности

отражать только существенные события после отчетной даты независимо от

того, положительный или отрицательный характер они имеют для организации.

Организация должна оценить последствия события после отчетной даты в

денежном выражении и сделать соответствующий расчет.

Выделяют два вида событий после отчетной даты:

1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные

условия, в которых организация вела свою деятельность, например

объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если

по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора осуществлялась

процедура банкротства. Последствия событий после отчетной даты данного

вида отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о

соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах

организации.

2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты

хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.

В качестве примера таких событий можно назвать принятие решение о

реорганизации организации; пожар, аварию, стихийное бедствие или другие

чрезвычайные ситуации, в результате которых уничтожена значительная

часть активов организации. Последствия событий данного вида

раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях

и убытках.

Понятие и порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности.

Условный факт хозяйственной деятельности – это имеющий место по

состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении

последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует

неопределенность. Возникновение последствий такого факта зависит от того,

произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных

событий. В бухгалтерской отчетности подлежат отражению условные факты,

последствия которых могут оказывать существенное влияние на оценку

пользователями финансового положения, движения денежных средств или

результатов деятельности организации по состоянию на отчетную дату. В

качестве примера условного факта хозяйственной деятельности можно назвать

не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу

уплаты платежей в бюджет.

Организация должна произвести оценку последствий условного факта

хозяйственной деятельности в денежном выражении. Последствиями условного

факта хозяйственной деятельности могут быть: условный убыток; условная

прибыль; условное обязательство; условный актив. Порядок отражения

условного факта в бухгалтерской отчетности зависит от вероятности

наступления его последствий. В зависимости от вероятности последствий

условный факт хозяйственной деятельности отражается либо путем признания

этих последствий с фиксацией в балансе и отчете о прибылях и убытках, либо

путем раскрытия соответствующей информации в пояснениях к бухгалтерскому

балансу и отчету о прибылях и убытках.

Порядок представления бухгалтерской отчетности.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую

бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами

учредителям, участника организации или собственникам ее имущества, а также

территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют

бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным

имуществом. Другим органам исполнительной власти (например, налоговым

органам), банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность

представляется в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что

бухгалтерская отчетность относится к категории открытой и общедоступной

информации и не может составлять коммерческую тайну. Организации, за

исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую

отчетность в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течении

90 дней по окончании года. Квартальная отчетность является промежуточной и

составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для

всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря

включительно. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть

утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Публикация бухгалтерской отчетности.

Статья 16 Закона определяет перечень организаций, которые должны

публиковать бухгалтерскую отчетность. Открытые акционерные общества, банки

и другие кредитные организации, страховые организации, биржи,

инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и

государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую

бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Социальные фонды и их территориальные подразделения публикуют квартальную

отчетность. Опубликование может осуществляться в газетах и журналах,

доступных пользователям, либо путем распространения среди них брошюр,

буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Приказ

министерства финансов РФ от 28 ноября 1996г. № 101 предусматривает для

открытых акционерных обществ возможность публикации сокращенной формы

бухгалтерского баланса.

Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах

аудита. Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то

вместо текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна

содержать мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской

отчетности. Если организация публикует бухгалтерскую отчетность полностью,

то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского

заключения.

Льготы для субъектов малого предпринимательства в сфере бухгалтерской

отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность может представляться субъектами малого

предпринимательства в сокращенном варианте (в частности, может не

представляться отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных

средств). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не

приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих

активов, пассивов, хозяйственных операций.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему

налогообложения, учета и отчетности, по итогам хозяйственной деятельности

за отчетный период представляют в налоговый орган расчет подлежащего уплате

единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из

Книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного

периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за

отчетный период. Одновременно для проверки представляется патент, Книга

учета доходов и расходов, кассовая книга, платежные поручения об уплате

единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).

Ответственность за нарушение установленных правил ведения

бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о

бухгалтерском учете наступает в случае уклонения от ведения бухгалтерского

учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами

органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения

бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и

публикации.

Поскольку ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской

отчетности имеет главным назначением установление налоговых и неналоговых

платежей организации, ответственность за ненадлежащее исполнение этих

обязательств регламентирована в налоговом законодательстве, а также в

законодательстве о соответствующих обязательных неналоговых платежах. Так,

ответственность за грубое нарушение правил учета доходов расходов и

объектов налогообложения наступает в соответствии со ст. 120 Налогового

кодекса РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов

объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов,

регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или

неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности

хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,

нематериальных активов и финансовых вложений. Если грубое нарушение

совершено в течении одного налогового периода, то это деяние влечет

взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Если подобные деяния

совершались в течении более одного налогового периода, размер штрафа

увеличивается до 15 тысяч рублей. В том случае, если грубые нарушения

правил учета доходов и расходов повлекли занижение дохода, взыскивается

штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не

менее пятнадцати тысяч рублей. Предусмотрена ответственность за нарушение

сроков представления налогоплательщиком в налоговые органы документов и

иных сведений (ст. 121 Налогового кодекса); за неуплату или неполную

уплату сумм налога как результат занижения налогооблагаемой базы или

неправильного исчисления налога по итогам налогового периода (ст. 122).

К уголовной ответственности привлекаются руководители организаций и

другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета. В

соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность

наступает за уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в

бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах,

либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном

размере. Крупным в данном случае считается размер, превышающий одну тысячу

минимальных размеров оплаты труда.

Правовые основы формирования и представления статистической отчетности.

Официальный статистический учет осуществляет Государственный комитет РФ

по статистике. На основе представляемых хозяйствующими субъектами сведений

Госкомстат осуществляет сбор и обработку статистической информации. Сбор

информации для составления государственной статистической отчетности

предполагает все виды статистических наблюдений: регулярные и периодические

отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные,

анкетные, социологические, монографические обследования и т.п.

В настоящее время нет законодательной базы для организации

государственного статистического наблюдения. Нормы, определяющие

взаимоотношения органов государственной статистики и хозяйствующих

субъектов, основные принципы организации статистической отчетности

базируются в основном на актах статистических органов. Постановлением

Госкомстата РФ от 14 августа 1992г. № 130 утверждено Положение «О порядке

представления государственной статистической отчетности в РФ».

Формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению также

утверждаются Госкомстатом РФ. Круг субъектов, представляющих

государственную статистическую отчетность, адреса, сроки и способы ее

представления, указанные в формах отчетности, являются обязательными для

всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции

утвердившего эти формы статистического органа. Статистическая отчетность

организации может быть условно разделена на два вида:

- общая, представляемая всеми организациями;

- специальная, представляемая организациями, осуществляющими

определенные виды деятельности.

Например, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18

августа 1999г. № 77 «О формах федерального государственного статистического

наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, на

2000г.» все юридические лица представляют отчетность по следующим формам:

- № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

- № П-2 «Сведения об инвестициях»;

- № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;

- № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении

работников».

При этом формы № П-1, П-3, П-4 являются ежемесячными, а форма № П-2 –

ежеквартальной.

В качестве акта, утвердившего формы специальной статистической

отчетности, можно назвать Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1999г.

№ 78 «Об утверждении форм государственного статистического наблюдения за

оптовой и розничной торговлей на 2000г.». Федеральное государственное

статистическое наблюдение за оказываемыми юридическими лицами услугами

осуществляется по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 3

августа 1998г. № 784.

Информация может представляться организациями на бумажных, машинных

носителях, с использованием средств телекоммуникации. В целях достижения

единообразия Госкомстатом утвержден стандарт на формуляр-образец

государственного статистического наблюдения. Данный стандарт устанавливает

требования к составу, построению и оформлению форм унифицированной системы

отчетно-статистической документации, используемых для организации

государственного статистического наблюдения.

Сбор и обработка статистической информации осуществляются на основе

«Единой системы классификации и кодирования информации Российской

Федерации». Это означает наличие ряда классификаторов, например:

ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций;

ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации;

ОКАТО - общероссийский классификатор объектов административно-

территориального деления;

ОКОГУ - общероссийский классификатор органов государственной власти и

управления;

ОКДП - общероссийский классификатор видов экономической деятельности,

продукции и услуг;

ОКФС - общероссийский классификатор формы собственности;

ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовой формы.

Присвоение кодов по классификаторам хозяйствующим субъектам

осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации

в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). В

ЕГРПО учитываются все юридические лица. Каждый хозяйствующий субъект имеет

свой персональный, не повторяющийся идентификационный код и совокупность

описывающих его признаков.

Следует отметить, что статистическая отчетность по назначению и

содержанию отличается от бухгалтерской отчетности. Статистическая

отчетность ведется и представляется не только хозяйствующими субъектами, но

и органами государственной власти, регионами, муниципальными образованиями.

Она охватывает не только показатели, относящиеся к ведению

предпринимательской деятельности, но и другие, характеризующие различные

стороны работы организаций, в том числе и не имеющие отношение

непосредственно к хозяйствованию (характеристику кадров, социальные

показатели и др.).

Законом РФ от 13 мая 1992г. «Об ответственности за нарушение порядка

представления государственной статистической отчетности» установлена

административная ответственность для руководителей и должностных лиц

организаций в виде предупреждения или штрафа за непредставление отчетов и

других данных, необходимых для проведения государственных статистических

наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления

отчетов. Убытки, возникшие в связи с необходимостью исправления итогов

сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков

представления отчетности, возмещаются органам статистики хозяйствующими

субъектами – организациями.

Список литературы:

1. Ершова И. В. Предпринимательское право: Вопросы и ответы. – М.:

Юриспруденция, 2000. (Серия «Подготовка к экзамену»).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.