отражать только существенные события после отчетной даты независимо от
того, положительный или отрицательный характер они имеют для организации.
Организация должна оценить последствия события после отчетной даты в
денежном выражении и сделать соответствующий расчет.
Выделяют два вида событий после отчетной даты:
1. События, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные
условия, в которых организация вела свою деятельность, например
объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если
по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора осуществлялась
процедура банкротства. Последствия событий после отчетной даты данного
вида отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о
соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах
организации.
2. События, свидетельствующие о возникших после отчетной даты
хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
В качестве примера таких событий можно назвать принятие решение о
реорганизации организации; пожар, аварию, стихийное бедствие или другие
чрезвычайные ситуации, в результате которых уничтожена значительная
часть активов организации. Последствия событий данного вида
раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях
и убытках.
Понятие и порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности.
Условный факт хозяйственной деятельности – это имеющий место по
состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении
последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует
неопределенность. Возникновение последствий такого факта зависит от того,
произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных
событий. В бухгалтерской отчетности подлежат отражению условные факты,
последствия которых могут оказывать существенное влияние на оценку
пользователями финансового положения, движения денежных средств или
результатов деятельности организации по состоянию на отчетную дату. В
качестве примера условного факта хозяйственной деятельности можно назвать
не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу
уплаты платежей в бюджет.
Организация должна произвести оценку последствий условного факта
хозяйственной деятельности в денежном выражении. Последствиями условного
факта хозяйственной деятельности могут быть: условный убыток; условная
прибыль; условное обязательство; условный актив. Порядок отражения
условного факта в бухгалтерской отчетности зависит от вероятности
наступления его последствий. В зависимости от вероятности последствий
условный факт хозяйственной деятельности отражается либо путем признания
этих последствий с фиксацией в балансе и отчете о прибылях и убытках, либо
путем раскрытия соответствующей информации в пояснениях к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках.
Порядок представления бухгалтерской отчетности.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую
бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами
учредителям, участника организации или собственникам ее имущества, а также
территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют
бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным
имуществом. Другим органам исполнительной власти (например, налоговым
органам), банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность
представляется в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что
бухгалтерская отчетность относится к категории открытой и общедоступной
информации и не может составлять коммерческую тайну. Организации, за
исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую
отчетность в течении 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течении
90 дней по окончании года. Квартальная отчетность является промежуточной и
составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для
всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря
включительно. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть
утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
Публикация бухгалтерской отчетности.
Статья 16 Закона определяет перечень организаций, которые должны
публиковать бухгалтерскую отчетность. Открытые акционерные общества, банки
и другие кредитные организации, страховые организации, биржи,
инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и
государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую
бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Социальные фонды и их территориальные подразделения публикуют квартальную
отчетность. Опубликование может осуществляться в газетах и журналах,
доступных пользователям, либо путем распространения среди них брошюр,
буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность. Приказ
министерства финансов РФ от 28 ноября 1996г. № 101 предусматривает для
открытых акционерных обществ возможность публикации сокращенной формы
бухгалтерского баланса.
Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах
аудита. Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то
вместо текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна
содержать мнение аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской
отчетности. Если организация публикует бухгалтерскую отчетность полностью,
то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского
заключения.
Льготы для субъектов малого предпринимательства в сфере бухгалтерской
отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность может представляться субъектами малого
предпринимательства в сокращенном варианте (в частности, может не
представляться отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных
средств). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не
приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих
активов, пассивов, хозяйственных операций.
Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, по итогам хозяйственной деятельности
за отчетный период представляют в налоговый орган расчет подлежащего уплате
единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из
Книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного
периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за
отчетный период. Одновременно для проверки представляется патент, Книга
учета доходов и расходов, кассовая книга, платежные поручения об уплате
единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
Ответственность за нарушение установленных правил ведения
бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о
бухгалтерском учете наступает в случае уклонения от ведения бухгалтерского
учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами
органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения
бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и
публикации.
Поскольку ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской
отчетности имеет главным назначением установление налоговых и неналоговых
платежей организации, ответственность за ненадлежащее исполнение этих
обязательств регламентирована в налоговом законодательстве, а также в
законодательстве о соответствующих обязательных неналоговых платежах. Так,
ответственность за грубое нарушение правил учета доходов расходов и
объектов налогообложения наступает в соответствии со ст. 120 Налогового
кодекса РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов
объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов,
регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или
неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности
хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых вложений. Если грубое нарушение
совершено в течении одного налогового периода, то это деяние влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Если подобные деяния
совершались в течении более одного налогового периода, размер штрафа
увеличивается до 15 тысяч рублей. В том случае, если грубые нарушения
правил учета доходов и расходов повлекли занижение дохода, взыскивается
штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не
менее пятнадцати тысяч рублей. Предусмотрена ответственность за нарушение
сроков представления налогоплательщиком в налоговые органы документов и
иных сведений (ст. 121 Налогового кодекса); за неуплату или неполную
уплату сумм налога как результат занижения налогооблагаемой базы или
неправильного исчисления налога по итогам налогового периода (ст. 122).
К уголовной ответственности привлекаются руководители организаций и
другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета. В
соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ уголовная ответственность
наступает за уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в
бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах,
либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном
размере. Крупным в данном случае считается размер, превышающий одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда.
Правовые основы формирования и представления статистической отчетности.
Официальный статистический учет осуществляет Государственный комитет РФ
по статистике. На основе представляемых хозяйствующими субъектами сведений
Госкомстат осуществляет сбор и обработку статистической информации. Сбор
информации для составления государственной статистической отчетности
предполагает все виды статистических наблюдений: регулярные и периодические
отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные,
анкетные, социологические, монографические обследования и т.п.
В настоящее время нет законодательной базы для организации
государственного статистического наблюдения. Нормы, определяющие
взаимоотношения органов государственной статистики и хозяйствующих
субъектов, основные принципы организации статистической отчетности
базируются в основном на актах статистических органов. Постановлением
Госкомстата РФ от 14 августа 1992г. № 130 утверждено Положение «О порядке
представления государственной статистической отчетности в РФ».
Формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению также
утверждаются Госкомстатом РФ. Круг субъектов, представляющих
государственную статистическую отчетность, адреса, сроки и способы ее
представления, указанные в формах отчетности, являются обязательными для
всех отчитывающихся субъектов и не могут быть изменены без санкции
утвердившего эти формы статистического органа. Статистическая отчетность
организации может быть условно разделена на два вида:
- общая, представляемая всеми организациями;
- специальная, представляемая организациями, осуществляющими
определенные виды деятельности.
Например, в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 18
августа 1999г. № 77 «О формах федерального государственного статистического
наблюдения, централизованных в органах государственной статистики, на
2000г.» все юридические лица представляют отчетность по следующим формам:
- № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
- № П-2 «Сведения об инвестициях»;
- № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;
- № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении
работников».
При этом формы № П-1, П-3, П-4 являются ежемесячными, а форма № П-2 –
ежеквартальной.
В качестве акта, утвердившего формы специальной статистической
отчетности, можно назвать Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1999г.
№ 78 «Об утверждении форм государственного статистического наблюдения за
оптовой и розничной торговлей на 2000г.». Федеральное государственное
статистическое наблюдение за оказываемыми юридическими лицами услугами
осуществляется по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 3
августа 1998г. № 784.
Информация может представляться организациями на бумажных, машинных
носителях, с использованием средств телекоммуникации. В целях достижения
единообразия Госкомстатом утвержден стандарт на формуляр-образец
государственного статистического наблюдения. Данный стандарт устанавливает
требования к составу, построению и оформлению форм унифицированной системы
отчетно-статистической документации, используемых для организации
государственного статистического наблюдения.
Сбор и обработка статистической информации осуществляются на основе
«Единой системы классификации и кодирования информации Российской
Федерации». Это означает наличие ряда классификаторов, например:
ОКПО – общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ОКУД - общероссийский классификатор управленческой документации;
ОКАТО - общероссийский классификатор объектов административно-
территориального деления;
ОКОГУ - общероссийский классификатор органов государственной власти и
управления;
ОКДП - общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг;
ОКФС - общероссийский классификатор формы собственности;
ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовой формы.
Присвоение кодов по классификаторам хозяйствующим субъектам
осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации
в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). В
ЕГРПО учитываются все юридические лица. Каждый хозяйствующий субъект имеет
свой персональный, не повторяющийся идентификационный код и совокупность
описывающих его признаков.
Следует отметить, что статистическая отчетность по назначению и
содержанию отличается от бухгалтерской отчетности. Статистическая
отчетность ведется и представляется не только хозяйствующими субъектами, но
и органами государственной власти, регионами, муниципальными образованиями.
Она охватывает не только показатели, относящиеся к ведению
предпринимательской деятельности, но и другие, характеризующие различные
стороны работы организаций, в том числе и не имеющие отношение
непосредственно к хозяйствованию (характеристику кадров, социальные
показатели и др.).
Законом РФ от 13 мая 1992г. «Об ответственности за нарушение порядка
представления государственной статистической отчетности» установлена
административная ответственность для руководителей и должностных лиц
организаций в виде предупреждения или штрафа за непредставление отчетов и
других данных, необходимых для проведения государственных статистических
наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления
отчетов. Убытки, возникшие в связи с необходимостью исправления итогов
сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков
представления отчетности, возмещаются органам статистики хозяйствующими
субъектами – организациями.
Список литературы:
1. Ершова И. В. Предпринимательское право: Вопросы и ответы. – М.:
Юриспруденция, 2000. (Серия «Подготовка к экзамену»).
Страницы: 1, 2