Рефераты. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство

Министерство образования РФ.

Курский гуманитарно-технический институт.

Контрольная работа по дисциплине: «Основы правового регулирования

хозяйственной деятельности».

Тема: «Антимонопольное законодательство» .

Выполнила: студент

гр. БУЖ-11/2,5 Додонова Е.

Проверил:

Дудкин А.В.

Железногорск 2002 г.

Содержание

Роль государства в регулировании рыночной экономики. 3

Система антимонопольных органов и порядок их формирования. 7

Задачи и цели антимонопольных органов. 9

Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных

органов. 11

Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 11

Список использованной литературы 14

Роль государства в регулировании рыночной экономики.

Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-

технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной

роли государства. За государством всегда сохраняются классические

функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства,

стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы

существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции,

масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не

только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой

против монополизации рынка.

Определяя направления государственного регулирования, мы должны

отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в

переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей

неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных

воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада

производства в разрушение экономических структур.

Центральный вопрос государственного регулирования – проблема

разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с

четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.

Реализация экономических реформ потребовала создания нового

адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных

обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие

рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на

конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать

предупреждение и пресечение монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции.

Несмотря на относительно небольшой срок существования российского

конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить

несколько этапов.

1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной

конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на

предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами

доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы

недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической

концентрации производства и сбыта.

2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного

законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая

всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство

экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и

финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической

деятельности (п. 1 ст. 8).

3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в

ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса

Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает

использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также

злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление

пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст.

17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и

свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других

лиц.

4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно

считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов,

занимающих доминирующее положение на рынке.

Б. Правовое оформление политики демонополизации.

В. Создание специального законодательства, развивающего правила

добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам

хозяйственного оборота.

5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли,

либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали

обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях

конкуренции с импортерами.

6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции

на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя

было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной

сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с

пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации,

регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует

констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном

завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране

складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное

законодательство.

Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных

законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в

Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных

рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия

государственных и местных органов управления, направленных на ограничение

конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики)

России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм

антимонопольного законодательства.

Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать

акты и совершать действия, направленные на:

. введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также

установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

. установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из

одного региона в другой;

. выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении

договоров с определенным кругом покупателей;

предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных

льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим

предприятиям, действующих на данном рынке.

Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что

только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по

нарушению антимонопольного законодательства.

В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как

количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о

конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в

процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности,

особенно на региональном и местном уровнях.

Практика показывает, что в различных субъектах Российской

Федерации имеют место несколько видов нарушений антимонопольного

законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции

является необоснованное препятствие осуществлению деятельности

хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около

1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».

Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика

необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем

усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня

видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является

необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам.

Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и

отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых

вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для

ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие

инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта

подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности

и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для

предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в

МПС России.

В Томске оживленно ведется дискуссия о демонополизации жилищно-

коммунальной области. Так, в газете «Красное знамя» от 11 апреля 2002

года опубликована статья «Монополисты живут за счет населения». В статье

подчеркивается важность предоставления равных условий для предприятий,

занимающихся коммунальным хозяйством, а также обращалось внимание

читателей на то, что государство должно решительно действовать против

монополистов, решающих свои проблемы за счет населения, компенсируя

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.