Рефераты. Шпаргалка

- по территориальному признаку:

1) экспортный;

2) национальный;

3) региональный;

4) местный уровень.

В условиях глобализации нередко появляются транснациональные монополии. АвтоВАЗ, РАОЕЕС, Газпром и др.

Региональные действуют в границах одного или нескольких адм.-территориальных образований.

Местные существуют в границах локальных образований. В большинстве случаев эти монополисты функционируют на рынках услуг, т.к. эти рынки достаточно закрыты.


- по характеру возникновения:

1) организационную;

2) технологическую;

3) экономическую.

(1) Организационная возникает путем договоренности и соглашений м/у хоз-ми суб-ми  и принимают форму картелей, синдикатов, конгломератов, вертикально интегрированных систем. Такая монополия не является оформленной юридически. Sты формально юр-ки независимы, но присутствует согласованное поведение единой рыночной стратегии. Н/р, по разделу рынка, по поддержанию цен и т.д.

Типичными современ. концернами явл. холдинговые компании, ФПГ, интегрированные бизнесгруппы.

(2) Технологическая монополия существует при наличии уникальных: продуктов, технологии производства или при ограниченности спроса

(3) Эконом. монополия возникает в результате сделок слияния и поглощения


Существует монополия и у покупателей – монопсония – это ситуация на рынке, когда имеется один покупатель, полностью контролирующий спрос на опред. товар или услугу. Монопсоническая власть проявляется в способности фирмы – покупателя влиять на цену товара и условия его приобретения. Характерная форма – закупка предприятием пищевой проимышленности, с/х сырья  у производителей. Крайне редким явление явл. рынок билатеральный. На нем монополисту противостоит монопсонист. Было характерно для советской экономики.


6.      Факторы, влияющие на монополистическое поведение.

Одновременно присутствуют две тенденции. С одной стороны – усиливается конкурентная составляющая, с другой – рост монополий.

Монополистическое поведение усиливается в следствие:

·        централизации капитала, слияний и поглощений компаний;

·        усиление дифференциации продуктов;

·        усиление роста ограничений на использование ресурсов;

·        ускорение НТП;

·         открытие рынков отдельных стран, расширение транснациональных корпораций;

·        усложнение отраслевой структуры производства и резкое повышение роли инфраструктуры;

·        активная гос. поддержка и помощь отдельным субъектам рынка;

·        согласованное поведение на рынке независимых субъектов.

С увеличением отдельного субъекта растет его экономическая сила и власть. Рыночной силой продавца признается способность, извлекая прибыль поддерживать цены выше конкурентного уровня на протяжении продолжительного времени. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда может воздействовать на цену своего товара, изменения кго кол-ва, кот. она готова продать.

Чтобы обладать такой властью не надо быть абсолютным монополистом. Достаточно иметь долю на рынке, превыш. 65 %. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Результатом реализации моноп. силы возможно ограничение конкур. для материальных предпр. и попадание их в зависимость от крупных фирм.


7.      Характеристика рынков: рынок соверш. конкуренции, монопольно конкурентный рынок, олигополистический рынок, монополистический рынок.

Общие критерии и представления о существ. конк-ти, о ее осн. движимых силах сформировались в сер. ХХ в. и выразились в определении 4 классических моделях рынка.

Рынок совершенной конкуренции имеет место тогда, кода ни один из продавцов товаров данного  вида не способен повлиять на цену, регулирующую объем продаж. Данный рынок характеризуется след. условиями:

1)           наличие множества фирм, каждая из которых имеет небольшую долю на рынке и не может влиять на уровень текущих цен;

2)           свобода входа и выхода с рынка;

3)           однородность и взаимозаменяемость кокур. товаров;

4)           взаимозаменяемость товарами;

5)           отсутствие ценовых ограничений;

В этих условиях фирма производит продажу по ценам, кот. в точности компенсир. необх. произв. расходы поставщика  при достижении статич. эф-ти. Ни одна из фирм не имеет возможности для игры на разнице цен, т.е. нет намерения назначить цену ниже рыночной и нельзя назначать цену выше рын. под угрозой перехода рынка к др. поставщикам. Ни один поставщик не имеет власти над рынком. Положение долгосрочности равновесия на рынке характеризуется тремя свойствами:

·        издержки на производство единицы продукции является предельным, т.е. производство является эффективным экономически.

·        отсутствует свехнормальная прибыль, в то же время инвесторы  получают достаточный доход для поддержания инвестиций на уровне, необходимом для эффективного производства продукта; избыточный доход на капитал отсутствует.

·        каждая фирма производит продукцию  со средним общими издержками, равными мин. значению.

Фирмы, которым не удается обеспечить уровень мин. затрат на единицу продукции понесут убытки и будут вынуждены уйти с рынка.  При этой модели конкурентности ресурсы используются мах. эффективно с т. зр. общества.

Монопольно-конкур. рынок близок к рынку своб. конкуренции, но эта модель предполагает разнообразие продукции. Различные поставщики предлагают сходную продукцию, но не полностью взаимосвязанную. Существует дифференциация товара – т.е. продаваемый на рынке предмет не является стандартным. Дифференциация существует из-за качественных отличий или из-за предполагаемых отличий м/у продуктами (различие в престиже торговой марки, в рекламе и т.д.)

При данной модели каждый поставщик имеет определенную долю власти над рынком поскольку некоторые потребители предпочитают именно его продукцию и готовы платить больше. Данная модель рынка не может обеспечить эффективности, кот.  имеет рынок совершенной конкуренции с т. зр. общества, т.е. расходы выше. При данной модели каждый поставщик является как бы монополистом, но имеет конкурентов, существует относительная свобода выхода и входа на рынок, возможности использования власти над рынком ограничены.

Олигопольный рынок – характеризуется небольшим количеством поставщиков и серьезными барьерами входа на рынок. Обычно присутствуют от 2х до 10 фирм, производящих прибл. одинаковые объемы продукции. Фирмам не выгодно  вести ценовые войны в силу их дороговизны и неспособствованию производительности.

Возможно два вида поведения фирм на рынке:

1)                     некооперативная –когда каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

2)                     кооперативная – формируется картельный рынок. Он характеризуется:

·        объединением нескольких продавцов (покупателей) или всех для проведения единой сбытовой политики;

·        назначений единой цены всеми продавцами (покупателями) и (или) согласованное ее изменение в долгосрочной перспективе.

·        квотирование выпуска  (закупок) для покупателей

·        раздел рынка по территориальному признаку, по кругу клиентов;

·        согласованное участие в конкурсах, аукционах, тендерах и т.д.

Всегда существует возможность подрыва  картельного соглашения одним из участников, поэтому корт. рынки на практике не м.б. долгосрочными образованиями. Поэтому сейчас явные соглашения картельного типа редки. Чаще наблюдаются неявные (скрытые) соглашения. Существует тенденция горизонтальных  и вертикальных взаимосвязей м/у крупными  корпорациями и небольшими фирмами.

Горизонтальными явл. связи м/у крупной фирмой и небольшой в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействующих фирм, находящихся на одной стадии производственного процесса и выполняющих различные функции по изготовлению основного продукта (н-р мелкие фирмы изготовляют части изделия, а головная занимается сборкой).

Вертикальными называются связи м/у крупными корпорациями и небольшими фирмами, находящихся на разных стадиях производственного процесса. Н-р крупная – занимается переработкой сырья, сборкой продукции, мелкие – поставляют сырье, осуществляют дальнейшую обработку основ. продукции или перерабатывают побочную продукцию, занимаются реализацией. Наиболее распространена из вертикальных форм система Фрайгайзинга – заключение контракта, по которому корпорации передают права продажи своих товаров нескольким фирмам (дилерам).

Монополистический рынок. Существует при наличии оной фирмы, производ. продукт, у кот. нет близкого заменителя. По словарю монополия хар-ся как соотношение м/у спросом и предложением, при кот. один из этих факторов по объективным причинам находится в исключительно выгодном положении. Такое абсолютное преобладание предоставляет хозяйствующим субъектам, добивающимся монопольного положения исключительного права распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом и фактически гарантирует получение сверхприбыли. При отсутствии конкур-го пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.